Ориентирование        06.07.2023   

Гора афон монастырь иверской божьей матери.  Святыни и монастыри Афона: Иверский монастырь. Скиты, сокровища и параклисы Иверона

  • Почтовый адрес, индекс – 63086 Кариес Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 23770 23643
  • Факс - (+30) 23770 23248
  • Телефонный центр - (+30) 23770 23644
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 23770 23203
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310 230411
  • Факс -
  • Престольный праздник – Успение Пресвятой Богородицы
  • Дата основания – 980 год
  • Иерархическое место – 3/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра.
  • Общежительный строй монастыря с – 1990 года, Благословение Патриарха Димитрия Α′
  • Игумен – Священно Архимандрит Нафанаил (2005)
  • Количество монахов – 40 монастырских, 34 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Иоанна Предтеченский Скит, Келий, Кафисмы.

История и современность

И́верский монасты́рь или Иверо́н (греч. Μονή Ιβήρων, груз. ივერთა მონასტერი) - православный ныне греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, занимающий в святогорской иерархии третье место.

Византийский период

Первыми иностранцами, организовавшими свою обитель на Святой Горе, монастырь Иверон, стали иверийцы.

Очевидно, что на месте, где сейчас находится монастырь и раньше существовал организованный монашеский центр. Святогорский монах Николаос, записавший в 975 году житие Петра Афонского, упоминает монастырь с названием Климент, основанный неким Климентом. Возможно, этот монастырь существовал как келья еще в предыдущем веке.

Согласно историческим источникам монастырь Иверон должен был быть основан в 980 году. Иоанн Ивир – местный правитель иверской Месхии и титулованный византийский дворянин, разочарованный мирской суетой, удалился в монастырь на горе Олимп. Впоследствии, воссоединившись со своим сыном Евфимием, прибывшим из Константинополя, Иоанн отправился на Святую Гору, где сблизился с Афанасием Афонским. Афанасий выделил странникам участок земли на расстоянии тысячи шагов от своего монастыря, где они построили кельи для восьми иверских монахов. Позднее здесь был основан монастырь. Афанасий всегда с большим почтением относился к Иоанну и даже сделал его смотрителем Великой Лавры. На этом посту после смерти Иоанна, согласно завещанию Афанасия Афонского, его сменил его сын – Евфимий. Это почтение объясняется признательностью Афанасия к Иоанну за пособничество в переговорах первого с императором Цимисхием. Большую роль в основании монастыря, как упоминается в житие Евфимия, сыграл также византийский военачальник и родственник Иоанна Ивира – Иоанн Торникий, оставивший военную службу, чтобы служить Богу. После смерти Иоанна Цимисхия над империей нависла угроза военного переворота, когда военачальник Варда Склир попытался захватить власть и свергнуть молодых императоров Василия II и Константина VI. Торникий был вынужден вновь взять меч в руки, чтобы возглавить двенадцатитысячную армию армян и иверийцев. Василий II щедро одарил Торникия и дал ему разрешение на строительство нового монастыря, выпустив специальную золотую буллу в 980 году.

Император передал иверийцам монастырь Климент, и монахи некоторое время использовали для литургии его главный храм, посвященный Иоанну Предтече, в то время как начали строительство своего католикона в честь Успения Богородицы. Новый монастырь впоследствии получил название Иверон, так как с самого начала принял большое количество иверийских монахов, но вплоть до 1015 года сохранял также свое старое название – Климент.

Стараниями императора к монастырю присоединились также другие обители, такие как: Колова в районе Иериссоса, Леонтия в Салониках, кельи Магула, Каспакос, Онуфрия и другие. Процветание монастыря изначально было обусловлено лицами, принимавшими участие в его основании, так как все они происходили из знатных семей Иберии, в эпоху, когда страна находилась на пике своей славы. Последняя подпись Ивира в письменном источнике встречается в 988 году, вероятно, незадолго до его смерти. Приемником Иоанна Ивира стал его сын Евфимий, а затем его двоюродный брат Георгий. За время управления монастырем этой семьей обитель стала духовным центром народа Иберии и оказала огромный вклад в развитие культуры этой далекой страны. Начиная с XI века, огромное количество трудов было переведено с греческого на иверский язык и некторые книги с иверского - на греческий.

Не только Василий II, но и другие императоры проявили интерес к Иверону. Среди них были замечены также Стефан Душан и правители Дунайских стран. Франкские пираты и каталонцы в XIV веке нанесли значительный ущерб монастырю. В этом же веке он продолжал отличаться своим национальным характером, не смотря на то, что его игумены часто подписываются по-гречески. Патриарх Каллист в сигиллии от 1357 года постановил, что игумен монастыря должен быть греком, службы в католиконе проходить на греческом языке и только в часовне Вратарницы – на иверском. Эти меры ни в коем случае не были направлены против иверских традиций, а были приняты в знак несогласия с политикой сербского правителя Стефана Душана по преобразованию монастырей Святой Горы. С другой стороны, указ Каллиста отражал печальную действительность того времени, так как связи монастыря с Иберией были ослаблены вследствие того, что страна находилась под влиянием монгол, и большинство монахов были греки. Период восстановления былой славы монастыря и обретение утраченного национального характера затянется на целое столетие и завершится только лишь с освобождением Иберии в середине XV века.

Турецкое владычество

Пиратские набеги XV века и нарушение сообщения с Иберией, после захвата Афона, обусловили шаткое положение монастыря. В XVI веке Иверон смог провести работы по восстановлению зданий, а в следующем столетии поправить свои дела благодаря заботе со стороны патриарха и митрополите города Салоники, заняв одно из главенствующих мест на полуострове. Иверон грамотно распорядился землями, пожертвованными ему другими правителями, и стал маяком православия и византийской культуры за пределами Греции. На участке земли, выделенном Иверону в Москве, был построен монастырь. Перепись 1808 года относит к Иверону 250 монахов, из которых 158 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь Иверон находится в полутора часах ходьбы от столицы Святой Горы. Перед входом в обитель есть небольшой киоск, из которого посетители могут насладиться видом на горы и море, а также испить прохладной воды из источника неподалеку.

Через ворота паломник попадает на широкий двор, в центре которого он видит главный храм, слева - часовню Вратарницы, справа - новое здание ризницы и библиотеки, трапезную и колокольню, а в глубине большую башню, величественную, но сохранившую следы времени. Все эти центральные издания окружены четырехэтажным четырехугольным сооружением, в котором расположены кельи монахов. Над вратами расположено помещение управления монастырем, а напротив, рядом с башней - гостиница. Величественный главный храм посвящен Успению Богородицы и был заложен в конце X века. Строительство было завершено в 1030 году, благодаря покровительству одного из тех самых 4 иберийский основателей, Георгия Варасвадзе. В 1513 году в храме прошли масштабные ремонтные работы. Архитектурный тип храма напоминает главный храм Лавры, который был построен 20 годами ранее. На мраморном полу, украшенном геометрическими орнаментами, сохранилась ктиторская надпись монаха Георгия. Пол и другие части храма сохранились со времен изначальной постройки. При строительстве этого храма использовались архитектурные элементы других зданий, благодаря чему здесь сохранились капители колонн, украшенные листьями растений и цветками лилий, мраморные плиты с монограммой Иисуса Христа и другие примечательные элементы византийской архитектуры.

Один из примечательных моментов этого храма заключается в том, что здесь есть третий нартекс, состоящий из галереи, находящейся перед экзонартексом.

Пост - Византийский деревянный иконостас, богато украшен резьбой, а врата, ведущие из экзонартекса в притвор, сделаны из серебра и эбенового дерева. В главном храме хранится старинный светильник, сделанный из серебра в форме лимона, 30 подсвечниками и 30 позолоченными фруктами. Согласно надписи, датирующей этот предмет церковного искусства, 30 апреля 1818 года светильник был подарен жителями Москвы представителю монастыря архимандриту Кириллу.

Несмотря на то, что храм неоднократно украшался фресками, пример Византийской живописи не сохранился в нём до наших дней. Под слоем фресок XIX века прячутся фрески XVI века, увидеть которые невооружённым глазом не представляется возможным. Третий нартекс был расписан в 1795 году.

По краям притвора встроена часовни, украшенные фресками 1674 года, справа - Святого Николая, а слева - Архангелов. Во второй часовне хранятся части святых мощей около 50 святых, части инструментов Страстей Христовых и части Честного Креста.

Из других 14 часовен, находящихся в стенах монастыря, особо примечательны 2. Первая - Богородица Вратарница, рядом со старым входом в храм, левее, которая получила свое имя от иконы - хранительницы монастыря. Икона расположена в специальном иконостасе, сконструированном в конце XVIII века. Фрески главного храма и нартекса - также произведение искусства XVIII века. Настенные фрески нартекса изображают фигуры греческих философов древности Солона, Софокла, Фукидида, Платона, Аристотеля, а также правителей Египта, Сирии и Греции.

Вторая примечательная часовня, посвященная Иоанну Предтече, находится восточнее предыдущей. Она была построена при ходатайстве настоятеля Агапия в 1711 году и украшена резным деревянным иконостасом и фресками.

Ризница и библиотека, которые когда-то также располагались в главном храме, сейчас находятся в подземном помещении центрального двора.

На берегу моря расположился причал монастыря и сторожевая башня. На вершине башни и в передней части, рядом с западным входом, находится несколько часовен. Эта башня, использовавшаяся как оборонительное сооружение причала, соединялась с монастырем подземным проходом, заканчивающимся у часовни Иоанна Предтечи.

К монастырю Иверон относится скит Иоанна Предтечи, который также называется Иверский, чтобы не путать его с одноимённым скитом Великой Лавры. Скит расположен в получасе ходьбы от монастыря. Его главный храм был построен и расписан фресками в 1799 году.

В подчинении монастыря находятся также кельи по направлению к монастырю Филофей, 13 в направлении Карьеса и 10 в самом Карьесе. В келье Иоанна Богослова в начале XX века проживали около 50 грузинских монахов.

Путеводитель по монастырю

Главный вход в монастырь располагается в северном крыле. Напротив него находится беседка с видом на башню причала. Рядом с входом располагается крупная купель Сермаран, обязанная своим названием грузинскому основателю обители, 1619 год. В 1845 году были проведены реставрационные работы купели. Вход в монастырь представляет собой монументальное сооружение 1867 года с четырьмя колоннами. Левее главного входа находятся малые врата, врата Вратарницы. Эти врата всегда закрыты. Над ними можно увидеть изображение сцены Успения Богородицы. Проход украшен двумя новейшими фресками, изображающими прибытие Богородицы на Святую Гору и чудо Богородицы Вратарницы, когда Богородица жертвует Беднякам монету "флури", - это отсылка к небольшому храму с одноимённым названием "Флури", который находится по дороге из Карьеса в Иверон. Справа всегда находится блюдо с хлебом для паломников, в память о чуде с монетой. Двор монастыря довольно просторный. Он разделён южной вертикалью, соединяющей врата прохода с вратами южного крыла рядом со сторожевой башней. Восточная часть монастырского комплекса с главным храмом является самой древней. Западная часть представляет собой пристройку 1804 года. Справа от ворот прохода находится встроенная в стену крыла купель, искусно украшенная с деталями в стиле барокко, датируемыми 1734 годом. Архитектурные детали стиля барокко присутствует также в украшении барельефной пластины на купели перед трапезной.

Слева от прохода расположилась часовня с иконой . Икона была названа Вратарница вследствие того, что изначально ее поместили в главный храм монастыря, но чудесным образом она всегда исчезала оттуда, а находили ее рядом с входом в монастырь. Часовня была построена в 1680 году на средства грузинского правителя Асотана. Фрески 1683 года были созданы на средства господаря Унгровалахии Сербана Катакузиноса. В притворе изображается господарь Асотан и его сын Исайя, а также древнейшие мудрецы, жившие до Рождества Христова: Фулис - египетский фараон, Солон, Хилон, Платон, Аристотель, Софокл, Фукидид и Плутарх. Каждый из них держит открытый свиток с записанными фразами, имеющими отношение к появлению Христа Спасителя. Здесь же изображается грабитель Рахай, который во время вторжения ударил ножом икону в правой стороне горла Богородицы, а когда увидел, что из раны потекла кровь, раскаялся и стал монахом под именем Варвар. Он почитается как святой. В проскинитарии перед иконостасом 1785 года находится чудотворная икона, почерневшая от долгих лет пребывания в храме. Икона украшена серебряным позолоченным окладом с полудрагоценными камнями. На окладе можно различить надпись на грузинском языке. За часовней Богородицы Вратарницы находится храм Честного Иоанна Предтечи. Само здание, купол, иконостас и иконы были созданы в 1770 году, во время игуменстева Агапия из Верии. Фрески 1815 года являются работой художников с полуострова Халкидики монаха Вениамина и иеромонаха Захарии. Вследствие археологических раскопок, проведённых на этом месте, были обнаружены следы древнего причала, а также более раннего храма с ранними фресками X века.

В центре восточной части двора находится главный храм обители, посвящённый успению Богородицы, представляющий собой древнейшую постройку монастыря. В храме существует внешний притвор, а в южной его стороне возвышается башня с часами, 1725 год.

Часы эти особо примечательны тем, что с восходом солнца они бьют 12. Рядом с часами - фигура арапа, темнокожего мужчины, держащего молоток, которым он оповещает о смене часа.

Внешний притвор является поздней пристройкой к зданию. Фрески были созданы в 1795 году художником Никифором, а в 1888 году были покрыты новым слоем изображений. Здесь можно увидеть сцены Апокалипсиса, Акафиста, святогорске святые, а также основателей монастыря, византийских императоров и грузинских правителей. В храме двойной притвор, построенный в 1622 году. Вход первого притвора обрамлен большими иконами святых апостолов Петра и Павла, на стенах изображается мученическая жизнь святых. В южной части второго притвора находится часовня Святого Николая с фресками и удивительным иконостасом 1846 года. В северной стороне притвора также находится расписанная фресками часовня Архангелов 1812 года. В этой часовне хранятся святые мощи. У западной стены притвора находятся пустые могилы основателей и святых Петра и Онуфрия, мощи которых, согласно преданию, были изъяты латинянами, соратниками патриарха Векка.

Створки дверей храма датируются 1597 годом. В отличие от тёмных притворов, главный храм залит светом, который попадает сюда через окна в купола. От изначального главного храма на полу, в центре сохранилась удивительная мраморная инкрустация, датируемая X или XI столетием. Также сохранилась табличка из пурпурного камня с надписью, в которой говорится, что храм был заложен монахом Георгием Ивиром. Очевидно, что этим же периодом датируется мрамор стен, а также четыре колонны в углах. Капители колонн явно заимствованы из другой постройки.

В проскинитарии справа находится икона Успения Богородицы, а слева - икона трех основателей: Святого Иоанна, Святого Евфимия и Святого Георгия.

Фрески главного храма датируются серединой XVI века и относятся к мастерской Феофана Критского. Тем не менее, очевидно, что фрески были покрыты слоем более поздних изображений, самая последняя из которых датируется XIX веком. В юго-западном углу изображается монах и художник Марк Иверский, в полный рост, рядом с игуменом Гавриилом. По всем стенам вокруг развешены переносные иконы. В стенах монастыря находятся ещё 12 часовен с переносными иконами, без фресок.

Напротив главного храма обители находится трапезная, построенная в 1848 году. По своей форме трапезная напоминает прямоугольник, оканчивающийся конхой в западной стороне. Здесь находятся 5 крупных переносных икон. Одновременно с трапезной была построена также новая колокольня. Между главным храмом и трапезной находится купель. Она была построена в 1865 году. Самая первая купель, 1614 года, была отреставрирована в 1734 году, но была уничтожена пожаром. В сооружении сегодняшней купели инкрустированы архитектурные части старого главного храма. Фрески западного стиля являются работой художника Филиппа 1878 года. Пятиэтажная сторожевая башня, построенная в 1513 году в южном крыле, представляла собой ранее юго-западный угол монастырского комплекса, расширенного на запад в 1804-1806 году. Очевидно, что ранее существовала старая башня, в которой прятались монахи, чтобы спасти самих себя, когда монастырь подвергался разграблениям со стороны каталонцев и других пиратов. Башня серьёзно пострадала от землетрясения 1905 года. Вероятно, что она была частично разрушена монахами, чтобы избежать ее падения. Центральная часть южного крыла реставрируется, так как здесь планируется разместить библиотеку, ризницу и зал заседаний.

Некоторые кельи этого крыла датируются эпохой, когда монастырь был особножительным.

Ризница располагается над притвором, а библиотека - на первом этаже отдельного здания рядом с трапезной. Ризница монастыря Иверон - одна из самых главных на Святой Горе. Здесь хранятся одеяния с золотым шитьем, священные сосуды, одеяние патриарха Дионисия IV, патриарха Григория V а также части одеяний императора Цимисхия (XV век?). Другое сокровище ризницы - это поднос с позолотой, датируемый 1588 годом с миниатюрными изображениями 12 праздников, которые также встречаются на позолоченной обложке Евангелия конца XVI начала XVII века, подарка патриарха Абхазии Евфимия. Стоит отметить также переносную икону Рождества XVIII века, работу святогорской иконописной мастерской. По своим стилистическим особенностям икона напоминает работы XIV века. Другим известным сокровищем монастыря является светильник в виде лимонного дерева, высотой полтора метра с серебряными лимонами и семью подсвечниками. Надпись на греческом и русском языках повествует о том, что светильник был подарен монастырю жителями города Москвы в 1818 году. Когда икона Богородицы Вратарница переносится из часовни в главный храм (Рождество, Пасха, Успение Богородицы), светильник помещается перед иконой.

В хорошо организованной библиотеке обители хранятся около 2.000 рукописей и 15 свитков. 123 кодекса, записанных на пергаменте, а также другие. Около 100 кодексов на грузинском языке, один из которых содержит древнейшую рукопись Иоанна Мосхоса.

Частицы Мощей

Достоянием монастыря является Частица Честного и Животворящего Креста Господня, частица Хитона, одежды Иисуса Христа, Губка, камышовый тростник, предметы участвовавшие в Распятии.

Частицы Мощей Святых, Иоанна Крестителя, Василия Великого, Григория Нисского, Святой Макрины, Апостола Андрея Первозванного, Феодора Тирана, Иоанна Златоуста, Трех Святителей, Апостола Петра, Афанасия Великого, Святого Власия, Михаила Епископа Синадского, Игнатия Богоносца, Григория Патриарха Константинопольского, Священномученика Модеста, Евангелиста Луки, Апостола Варфоломея, Апостола Варнавы, Евфимия Великого, Великомученицы Мартины, Преподобномученика Стефана Нового, Григория Новокесарийского, Великомученика Меркурия.

Святых: Алексия, Ермолая, Параскевы, Харалампия, Пантелеимона Целителя, Георгия Победоносца, Иулитты, Святых Сорока Мучеников Севастийских, Кирика, Преподобного Феодора Освященного, Епифания Кипрского, Великомученика Прокопия, Фотинии Самаритянки, Преподобная Евпраксия, Феодора Пергского, Никиты Нисирийского, Иерофея Ивирского, Святого Прокопия, Святого Андрея Стратилата, Святого Онуфрия Афонского, Петра Афонского, Святого Мины Каликелада, Великомученицы Анастасии, Святого Нила, Апостола Филиппа, Священномученика Фоки, Святого Кириака Отшельника, Святого Маманта, Якова Перса, Священномученика Космы Первого Святого Афона (1274), Великомученика Евстафия, Иоанна Постника, Иоанна Каливита, Святого Харалампия, Священномученика Модеста, Феодора Стратилата, Святого Амвросия, Святого Трифона, Святого Мины, Святого Модеста, Якова брата Господня, Святого Митрофана, Иоанна Милостиваго, Дионисия Ареопагита, Иерофея Афинского, Апостола Филиппа Диакона, Святого Пахомия Великого, Святого Николая Мирликийского Чудотворца, Святого Нестора, Святого Димитрия мироточивого Солунского, Великомученицы Варвары, Святых Минодора, Митродора, Нимфодора, Илариона Великого, Первомученика и Архидиакона Стефана, Святого Евстратия Великого, Бессребреников Космы и Дамиана, Святых Кира и Иоанна, Святого Спиридона Тримифундского (облачение), Святого Сампсона Отельера, Святого Василия Амасийского, Великомученицы Варвары, Святого Леонтия, Святого Меркурия, Святого Феодора Тирана, Святого Евстафия, Святого Георгия Нового, Святой Параскевы (Пятница), Святого Патрикия, Святого Власия, Святого Елевферия, Святого Варфоломея, Святого Авксентия, Святого Неофита, Апостола Иасона, Святого Стефана, Святого Платона, Святого Артемия, Святого Амфилохия Иконийского, Святой Пелагеи, Святого Киприана, Священномученика Елевферия, Святого Василия, Святого Георгия, Святой Марины, Святого Григория Великой Армении, Святого Иерофея, Священномучеников Евфимия Игнатия и Акакия Ивирских, Святого Иоанна Лествичника.

На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия.

Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.

Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.

Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры.

Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Предание монастыря повествует о чуде, сотворённом Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удручённый, он пошёл по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета - одна из многих пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в чёрное Женщину. Она усердно подметала обитель.

Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметёный , - сказала Жена и сделалась невидимою.

Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник в виде лимонного дерева весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования - 30 апреля 1818 года.

С Ивироном тесно связана судьба священномученика патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте келии, где он подвизался шестнадцать лет, возведён параклис в его честь.

В библиотеке Иверского монастыря сберегают около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных ценнейших книг, изданных на латыни, на грузинском, греческом и еврейском языках.

В Успенском соборе монастыря хранятся мощи некоторых святых (несколько частиц вмч. Пантелеимона и вмч. Георгия, мц. Марины и др).

Также Иверский монастырь известен благодаря источнику Богородицы. По преданию, он открылся именно в том месте, где к берегу по водам и пришла к стенам монастыря чудотворная икона Вратарницы Богородицы.

Паломнику - мирянину, чтобы попасть в Иверский монастырь на Афоне, требуется специальное разрешение - диамонитирион.Длительность пребывания по такому разрешительному документу ограничена - четыре дня.

Ивирон или Иверский монастырь - это греческий монастырь на Афоне, занимающий в святогорской иерархии третье место.

Основан монастырь грузинскими монахами ещё в конце 10 века на средства грузинского царского дома "Багратион" и первым игуменом этого монастыря был святой Иоанн Иверский , почитаемый как православными, так и католиками.

В этом монастыре грузинскими монахами был написан список с главной святыни монастыря, Иверской Иконы Богородицы и Афонский список иконы из монастыря Ивирон был доставлен в Москву, это случилось 26 октября 1648 года . В этот день Русская Православная Церковь и празднует День Иверской иконы богородицы .


Первоночальный список присланный в Москву из Афона



Валдайский Иверский монастырь

Однако,последние точные упоминания о той иконе относятся к 1913 году и было известно, что перед Революцией икона находилась в Московском Новодевичьем монастыре, в Смоленском соборе.



Новодевичьев монастырь

Сейчас копия этого первоначального списка иконы Иверской Богородицы находится в Болгарском Подворье в Москве.


Болгарское подворье

Когда икону из Москвы увезли нв Валдай, Российский Царь, Алексей Михайлович Романов отправил на Афон в монастырь Ивирон русского иконописца, чтобы он сделал ещё один список с Иверской иконы для Москвы. Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города , через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. В 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины .


Часовня

Иверская часовня находится у Воскресенских ворот ведущих на Красную площадь. Она неоднократно разорялась и разрушалась. Её перестраивали после ухода из Москвы Наполеона, она была взорвана и в 1929 году большевиками. Современная часовня восстановлена в 1994-1995 годах.

Что касается святой иконы с Иверской часовни, то судьба её противоречива. По одним сведениям она пропала при закрытии часовни большевиками, а по другим свединиям, она и сейчас находится в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках .


Храм в Сокольниках

Иверская икона с Иверской часовни там правда есть, но является ли икона написанная на Афоне по заказу царя или же копия, которая до 1929 года заменяла пропавший оригинал в той самой часовне, сказать было трудно. Однако недавно, благодаря усилиям историков и реставраторов, удалось установить, что список из Иверской часовни хранится в Государственной Третьяковской галерее. Он поступил туда в 1933 году без указания происхождения.

Ряд признаков свидетельствует о том, что эта икона и есть святыня Иверской часовни: размер липовой доски, характерные утраты красочного слоя в нижней части, металлический полоз внизу для помещения иконы в карету, перевозившую икону по городу, следы накладок для колец по торцам для продевания полотенец при поднятии. С 2002 года в реставрационной мастерской Третьяковской галереи проводилась реставрация иконы. Работа еще не была завершена, но специалисты сочли возможным в апреле 2009 года передать икону на время в храм святителя Николая в Толмачах для поклонения.

Часто икону вывозили в специальной карете для совершения молебнов в домах горожан. На это время в часовне выставлялась копия иконы. За двести лет таких «заместительниц» Московской Иверской сделали несколько. Видимо, одной из таких запасных икон является чтимая икона, находящаяся в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Другая запасная икона, вывезенная из часовни французами в 1812 году, находится в Париже, в церкви Трех святителей на улице Петель . Списки Иверской иконы есть также в Елоховском Богоявленском соборе, в церкви святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, в трапезном храме преподобного. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре.


Новая икона Иверской часовни

Новая икона для часовни была написана на Афоне в 1995 году .
Новый список был сделан с древней иконы афонским иеромонахом Лукой на доске из древнего святогорского каштана . 25 октября 1995 года икона прибыла в Москву. Утром 26 октября святыню крестным ходом перенесли из Елоховского Богоявленского собора в восстановленную Иверскую часовню, освященную в тот же день. С тех пор у образа ежедневно с 8 часов утра до 8 вечера читается акафист.

Всего построено три одинаковых часовен в честь Иверской Богородицы, две другие находятся в городах Томске и Белграде . Томская часовня так же была снесена в 1932 году, но ныне отстроена заново. В Белграде часовня сохранилась первоночальная, построенная русскими эмигрантами в 1931 году.



Бывший Николо-Греческий монастырь

За привезённый в Москву список с иконы (впоследствии выставленный в Иверской часовне) царь Алексей Михайлович в 1653 году передал Иверскому монастырю Николо-Греческий монастырь в Китай-городе. По его названию получила своё имя Никольская улица..

Что же касается монастыря Ивирон на Афоне, то в нём сегодня нет ни одного монаха -грузина. А всё потому, что в 1830 году Иверский монастырь захвачен греками, которые в 1866 году заменили все грузинские надписи греческими, а грузины были насильно изгнаны из монастыря. Сегодня вблизи монастыря имеется только грузинская келья, в которой живут 40 грузинских иноков .

По сегодняшний день в Ивироне находится главная святыня монастыря, это древняя икона Иверской Богородицы, но на Афоне её называют Икона Вратарница . Находится икона в Ивироне с 9 века.

В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей .



Вратарница на Афоне


Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.

В XVI веке икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца.


Хранитель Иосиф Муньос

В мире широко известен ещё один список Иверской иконы сделанный на Афоне в 1981 году греческим монахом Хризостомом. По многочисленным свидетельствам икона непрерывно мироточила в течение 15 лет. В 1997 году её хранитель Иосиф Муньос (чилиец принявший православие) был убит, а икона бесследно исчезла.

Подаренная икона стала обильно мироточить и благоухать с 24 ноября 1982 года, после возвращения в Канаду. По воспоминаниям Иосифа Муньос , «24 ноября в три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда! Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор икона Божией Матери постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда сухая »

Новость о чудесном явлении быстро распространилась, а икону поместили в православный собор в Монреале , где её посещало огромное количество людей. По утверждению очевидцев, миро имело сильный аромат роз и его собирали в сосуды. Иосиф в течение 15 лет был хранителем этой святыни и посещал с иконой православные приходы во многих странах, а сам он на Афоне был пострижен в монашество схиигуменом Климентом с именем Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского.


31 октября 1997 года хранитель Иверской иконы был в Афинах убит ночью в номере своего отеля с целью злоумышленников завладеть иконою. На теле присутствовали следы пыток. 9 декабря 1997 года, на сороковой день , на могиле покойного хранителя Иверской иконы случилось чудо, чудесным образом зажглись свечи и продолжали гореть необычно долгое время.

Сегодня монастырь Ивирон на Афоне имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне . В частности в монастыре находятся такие святыни:
Хламида, Трость и Губа от Страстей Христовых (части); преп. Петр Афонский (часть мощей), главы преп. Иерофея Иверского, муч. Никиты, Фотия и Феодора Пергийского; свт. Василий Амасийский (рука) и Михаил Синадский (стопа), сщмч. Киприан (стопа), муч. Пантелеимон Целитель (рука), мц. Фотиния Самарянка (нога и плечо), Параскева-Пятница (рука), Марина (рука) и Евпраксия (рука), прав. Макрина (стопа); икона Божией Матери «Иверская» («Вратарница») .



Библиотека монастыря насчитывает около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных книг, большинство — на грузинском, греческом, еврейском и латинском языках.

Конечно же Иверская икона очень сильно почитается в Грузии.


Икона Иверская в Бодви


Самая почитаемая икона находится в монастыре Святой Нины в Бодви (Кахетия). В монастыре в 30е годы разместили больницу, а с Иверской иконы сделали стол. Два комсомольца, сыновья завхоза больницы изрезали ножами лик Богородицы. Вскоре их отец умер от гонгрены ног, а сыновья разбились на машине возвращаясь с похорон.

Иверская многопочитаемая икона находится так же в Тбилиси в Сионском соборе Успения Богородицы. В 1989 году икона привезена монахами из Афона.

На окраине Тбилиси на горе Махата стоит Иверский монастырь. Всё это говорит о почитании Иверской иконы, без которой нет ни одного храма Грузии.

Иверский монастырь

Иверский монастырь, иначе называемый Ивирон, занимает третье место в святогорской иерархии. Эта обитель расположена в полутора часах ходьбы от Карей. Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море.

Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица – это место называется Климентова пристань.

Первоначально на месте Иверской обители существовал языческий храм Посейдона. Впоследствии он был перестроен и освящен в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Некоторое время спустя на этом месте была устроена «Лавра Климента».

Сам Иверский монастырь в его нынешнем виде был основан в конце X века выходцами из Иверии – преподобными Иоанном Торникиосом, Евфимием и Георгием, происходившими

из династии Багратидов. Иоанн Торникиос был советником Грузинского царя Давида, но отказался от светской карьеры, чтобы стать монахом. Он принял постриг в Македонии и сначала отправился в монастырь на гору Олимп в Вифинии.

Основатели Иверской обители были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами.

Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так, преподобный Евфимий перевел на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.

Благополучие Ивирона было прервано в 1259 году, когда пираты практически полностью разрушили его. Он был восстановлен благодаря помощи вселенских патриархов и вновь занял достойное место среди других монастырей Афона.

Указом Константинопольского Патриарха от 1357 года Иверский монастырь был передан в управление грекам, которые к тому времени превосходили грузин численностью.

В последующие века Ивирон сильно пострадал от набегов, как и весь полуостров. Он несколько раз восстанавливался на средства, подаренные правителями Византии, Сербии, Грузии и России.

В середине XVII века, по приглашению русского царя Алексея Михайловича, иверские монахи прибывают в Москву. Царь просил доставить в столицу чудодейственную икону Иверской Божьей Матери, надеясь, что она поможет излечению его тяжелобольной дочери. Чудо действительно совершилось, и благодарный царь пожертвовал Иверскому монастырю крупную сумму денег.

В 1617 – 1626 годах в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 году – башня и здание причала (арсаны), а в 1674 году была расписана часть Соборного храма. Сильные пожары 1740 и 1865 годов уничтожили большую часть монастыря. Работы по его восстановлению начались год спустя, в 1866 году.

С Ивироном тесно связана судьба священномученика Патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте кельи, где он подвизался шестнадцать лет, возведен параклис в его честь.

В XIX веке Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник, в виде лимонного дерева, весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования – 30 апреля 1818 года.

Ивирон, в отличие от других святогорских монастырей, использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней, день начинается не с заходом, а с восходом солнца.

Собор Иверского монастыря, посвященный Успению Божией Матери, был построен в первой половине XI века. Завершено строительство было при игумене Георгии, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на солее. Соборный храм реставрировался в XVI и в XIX веках, но многое сохранилось и от первоначальной постройки.

Этот храм примечателен своим великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божией Матери, автором которых, возможно, является Феофан Критский. В соборе также имеются шестнадцать маленьких часовенок и рака с мощами ста пятидесяти святых. Главный собор Ивирона имеет два придела: святителя Николая и Святых Небесных Сил Бесплотных. В последнем хранится большинство святынь обители. Притвор собора украшен фресками с изображением дохристианских греческих философов. Также интересны фрески, написанные в 1522 году. Их автор – монах Марк, родом из Иверии. Сохранилось его совместное изображение с игуменом Гавриилом на фреске в восточной части собора. Над царскими вратами находится чудесная лампада.

Также у Иверской обители есть ряд параклисов: святителя Николая Чудотворца, собора святых Архангелов, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Евстафия, святого первомученика Стефана, святых Константина и Елены, Преображения Господня, святого Иоанна Богослова, Всех Святых, святого великомученика Георгия, святых бессребреников Космы и Дамиана, Воздвижения Креста, святителя Спиридона, святого Дионисия Ареопагита, святого мученика Неофита, святого Модеста.

Во дворе монастыря стоят часовни святого Иоанна Предтечи и Богоматери «Вратарницы», в которой пребывает одноименная чудотворная икона (называемая еще Иверской).

Помимо одиннадцати кафисм, двадцати шести келий и множества подворий, Иверскому монастырю принадлежит также скит святого Иоанна Предтечи, расположенный в получасе ходьбы на запад от монастыря. Скит был основан в 1730 году. Он состоит из восьми калив, и живет в нем сейчас всего несколько монахов.

Главная святыня Ивирона – чудотворная Иверская икона Божией Матери. Во времена иконоборчества вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалеку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот, в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести ее в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы.

Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала: «Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть «Вратарница».

Предание монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих, пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безвозмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить икону наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель: «Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный», – сказала Жена и сделалась невидимою. Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители.

О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно: накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи; с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели совершается торжественный крестный ход с иконой по территории монастыря.

Ныне чудотворная икона пребывает в специальном параклисе Панагии-Портаитиссы, расположенном по левую руку от входа в святую обитель. Он был построен в XVII веке, а к 1774 году относятся росписи в его нартексе. На них, в частности, изображены Платон, Аристотель, Софокл, Фукидид, Плутарх, Александр Македонский. Чудотворная икона Богородицы перед иконостасом написана 1785 году. На Портаитиссе серебряный позолоченный оклад, выполненный в Москве в 1819 году. Под ним находится более древний оклад 1701 года, изготовленный в Иверии.

Также в приделе Портаитиссы находится чудотворная икона святителя Николая, чудесным образом прибывшая из России в июне 1815 года.

В Ивироне собрано, пожалуй, наибольшее количество мощей угодников Божиих и других святынь. Упомянем части хламиды, трости и губы, которыми был поруган иудеями Господь Иисус Христос; часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, праведного Лазаря Четверодневного, святых апостолов Петра, Луки и Варфоломея, первомученика архидиакона Стефана, святителя Василия Великого, Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, священномученика Василия, епископа Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мучеников Никиты, Фотия и Нестора, святителей Михаила, епископа Синадского, и Афанасия Великого, мучениц Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, преподобных Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.

Исторической реликвией является саккос византийского императора Иоанна Цимисхия. Из художественных достопримечательностей особое впечатление производят: изготовленное в персидском стиле паникадило, две древнегреческие колонны из храма Посейдона, когда-то стоявшего на этом месте, и золотое лимонное дерево с серебряными листьями, изготовленное в России.

Иверский монастырь является обладателем одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотеки, в которой хранятся 12000 старинных рукописей. Среди них есть Евангелие восьмого века, написанное на пергаменте.

На протяжении всей своей долгой истории монастырь был мощным духовным центром с сильным влиянием грузинской монашеской практики и традиции. Последний грузин умер здесь в 1955 году, после чего монастырь стал исключительно греческим. В настоящее время в монастыре живут около 30 монахов и послушников.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Преподобный Георгий Иверский Преподобный Георгий Иверский был племянником святого Иоанна и двоюродным братом святого Евфимия Иверских. Он был родом из Триалетской области. Родителей будущего преподобного звали Иаков и Мария. Отец преподобного Георгия был вельможей

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Преподобный Евфимий Новый (Иверский) Преподобный Евфимий был родом грузин из области Тао. В раннем детстве будущий преподобный воспитывался дедом, поскольку его отец Иоанн, человек знатный и богатый, отрекся от мира и, приняв иночество, уехал в Константинополь.Желая

Из книги автора

Преподобный Иоанн Иверский Преподобный Иоанн Иверский был родом из Грузии, из области Тао. Он происходил из царского рода, но из любви к Богу оставил мир. Приняв монашеский постриг, он подвизался в различных грузинских монастырях. Сперва поступил он в братство монастыря,

Из книги автора

Монастырь Зограф Монастырь Зограф занимает девятое место в святогорской иерархии, один из трех традиционно славянских по составу насельников (болгарский). Монастырь святого Георгия – Зограф – расположен с западной стороны полуострова, на северо-западном склоне.

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

Иверон, Иверский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на Афоне .

Расположен в полутора часах ходьбы от Кареи . Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море, на том месте, где святой император Константин Великий в четвертом веке воздвиг храм. Многие верят, что этот монастырь имеет особое предназначение и будет играть центральную роль в жизни афонских иноков в последние времена.

Иверский монастырь в его нынешнем виде был основан в году на месте древней лавры, называвшейся Клементос . Лавра, по-видимому, стояла на месте какой-то очень древней культовой постройки, так как алтарная часть храма покоится на каменном монолите, какие в дохристианские времена клали в основание языческих храмов. Согласно иверийским (грузинским) источникам, после разрушения арабскими пиратами монастырь был восстановлен в десятом веке Иоанном Иверийским или Иоанном Торникиосом .

С момента своего основания монастырь назывался всегда Иверон (принадлежащий иверийцам), но указом Патриарха от года он был передан в управление грекам, которые к тому времени превосходили грузин численностью. В последующие века Иверон сильно пострадал от набегов, как и весь полуостров. Он несколько раз восстанавливался на средства, подаренные правителями Византии, Сербии, Грузии и России. В последний раз его восстанавливали в году, когда после пожара от него осталось лишь пепелище.

На протяжении всей своей долгой истории монастырь был мощным духовным центром с сильным влиянием грузинской монашеской практики и традиции. Последний грузин умер здесь в году, после чего монастырь стал исключительно греческим.

Собор Иверского монастыря, посвященный Успению Божией Матери, был построен в первой половине века. В шестнадцатом веке его реставрировали. Он примечателен своим великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божией Матери, автором которых, возможно, является Феофан Критский . В соборе еще имеется шестнадцать маленьких часовенок и рака с мощами ста пятидесяти святых, в том числе апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого и Иоанна Златоуста и прочих святых. Притвор собора украшен фресками с изображением дохристианских греческих философов, также как и трапезная Великой Лавры . Во дворе монастыря стоят часовни святого Иоанна предтечи и Богоматери «Вратарница», в которой пребывает одноименная чудотворная икона (называемая еще «Иверская»).

Иверский монастырь является обладателем одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотеки, в которой хранятся 12000 старинных рукописей. Среди них есть Евангелие восьмого века, написанное на пергаменте.

Помимо одиннадцати кафисм, двадцати шести келий и множества подворий, Иверскому монастырю принадлежит так же скит святого Иоанна Предтечи, расположенный в получасе ходьбы на запад от монастыря. Скит был основан в году. Он состоит из восьми калив и живет в нем сейчас всего несколько монахов.

Главным сокровищем монастыря, несомненно, является икона Богородицы «Портаитисса» (Вратарница) . Она чудесным образом приплыла в Иверский монастырь по морю и афонские иноки верят, что в последние времена она покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.

Использованные материалы

Более поздние исследователи полагают, что это могло быть одно и то же лицо