Ориентирование        25.06.2023   

Государственный музей А. С. Пушкина. Московский Сен-Жермен. Великолепная Пречистенка Как развивался музей

Государственный музей А. С. Пушкина в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Государственный музей А. С. Пушкина - один из тех больших московских музеев, которые, кроме прекрасной постоянной экспозиции, ведут и другую образовательную деятельность.

Появился этот музей в 1957 г., и сейчас это большой комплекс, в который, строго говоря, кроме основного музея А. С. Пушкина, входят еще Мемориальная квартира А. С. Пушкина и Мемориальная квартира А. Белого на ул. Арбат, Музей И. С. Тургенева на ул. Остоженка, Дом-музей В. Л. Пушкина на ул. Старая Басманная и Выставочный зал в Денежном переулке.

Основная экспозиция размещена в старинном здании - усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых, построенной после московского пожара 1812 г. Сейчас здание отреставрировано, тут сохранилась отделка времен Пушкина - начала 19 века, что придает музею особую атмосферу.

Государственный музей А. С. Пушкина содержит собрания книг, рукописей, автографов, личных вещей и писем поэта.

Экспозиция разделена на 15 залов. Первые два из них посвящены двум эпохам - концу 18 века и началу 19-го. Тут собраны исторические предметы и документы, картины, портреты современников, а также многие издания книг той поры.

Во втором зале находится подлинный автограф Пушкина, это очень редкая вещь.

Следующие залы 3-6 посвящены детству поэта. Здесь можно увидеть картины и документы, а самое интересное - обиходные вещи тех времен, мебель, предметы из московского дома Пушкиных. Экспозиция дает возможность представить, как была устроена жизнь семейства тех лет. Это небольшие залы.

Дальше идет парадная лестница, а за нею начинается череда больших залов усадьбы, ее парадная «гостевая» часть. Здесь залы, посвященные отдельным произведениям, чередуются с залами, посвященными тому или иному периоду жизни Пушкина. Так, зал номер 7 посвящен его учебе в Царскосельском лицее, его первым годам жизни в Петербурге и первым ссылкам, зал номер 9 - возвращению в Москву, путешествиям и женитьбе, залы 12 и 13 - его поездке по пугачевским местам, а зал 15 - последним годам жизни. Все эти залы содержат собрания книг, рукописей, автографов, личных вещей и писем Пушкина. Документы, книги, предметы - все представлено очень широко.

Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах.

Дорога к монастырю и престижный район

В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская - от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части - Пречистенку и Ленивку (Волхонку).

Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская - неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.

Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.

Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».

В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую - в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название - Пречистенка - вернули в 1994 году.

Жемчужины Пречистенки

Белые палаты

В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем - под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.

Усадьба XVIII века

Дом 8, расположенный напротив Белых палат, - городская усадьба XVIII века. Но в основе здания - палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.

Доходный дом Костяковой

Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца - художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков.

Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.

Дом генерала Орлова

В основе дома 10 - сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.

В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.

Усадьба Хрущевых-Селезневых

Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы - усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом.

В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.

Доходный дом Рекка

Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 - 3000 рублей в год.

Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.

Дом Ермолова

В основе дома под номером 20 по Пречистенке - особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».

Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.

В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года - предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.

В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.

Дом князя Долгорукова

Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.

Гимназия Поливанова

Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.

В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.

«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени - Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)

Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.

В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В. И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.

Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова была открыта 31 августа 2004 года. В дар Москве Илья Сергеевич Глазунов передал свои живописные и графические произведения.

В экспозиции галереи представлено свыше 700 картин всемирно известного художника. Илья Сергеевич Глазунов – действительный член Российской Академии художеств, академик, лауреат Государственной премии Российской Федерации, почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалер награды ЮНЕСКО – «Золотая медаль Пикассо» за вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Галерея Ильи Глазунова расположена в историческом районе Москвы рядом с храмом Христа Спасителя. Ее уникальность – это огромный мир образов, созданный художником в течение второй половины ХХ – начала ХХI в.: его монументальные полотна, исторические картины, иллюстрации к произведениям русской классической литературы, многочисленные портреты, образы цикла «Город», эскизы театральных декораций к русским классическим операм Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского.
Особенностью галереи, отличающей ее от современных галерей и музеев, является то, что, помимо произведений изобразительного искусства, здесь представлены шедевры древнерусской иконописи, деревянной скульптуры, медных литых икон и складней XV – XIX вв.; предметы мебели рубежа XIX – ХХ вв. из собрания Ильи Сергеевича Глазунова.

В современной прессе нередко пишут о «феномене Ильи Глазунова», талант которого исключительно многогранен, о чем позволяет судить и экспозиция галереи. Он – не только художник, но и архитектор, автор интерьеров (убранство залов галереи выполнено по его проектам), историк, публицист, писатель (автор широко известной книги «Россия распятая»), общественный деятель, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Помимо живописных и графических произведений Ильи Сергеевича Глазунова в галерее представлены фотографические материалы: интерьеры Большого Кремлевского дворца, Российского посольства в Испании, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, исполненные по его проектам. В фотографиях отражена предельно насыщенная и многообразная жизнь художника. Зрители видят его в окопах Никарагуа и на сцене Большого театра, в Риме и в Копенгагене, рядом с Патриархом Алексием II и Папой римским Иоанном Павлом II, В.В. Путиным и королем Испании Хуаном Карлосом I. И.С. Глазунова справедливо называют в прессе: «художник королей и король художников». Ему позировали короли Испании, Швеции, Вьетнама, Лаоса, многие великие личности ХХ века: Индира Ганди, президент Италии Пертини и другие.

В галерее проводится экскурсионное обслуживание всех категорий населения, концерты классической и народной музыки, конференции, лекции.

#AlexanderPushkinStateMuseum #ГосударственныйМузейПушкина #ГМП #МузейПушкина

Музей уже не принимает участников олимпиады

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье 10.00-18.00 Четверг 13.00-21.00 Санитарный день - последняя пятница месяца.

Стоимость билета: Цена входного билета: для посетителей, не имеющих льгот, - 200 руб.; для детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно - 100 руб.; для учащихся государственных образовательных учреждений города Москвы по социальной карте москвича или карты "Москвенок" - бесплатно. Подробная информация - на сайте музея. Дни бесплатного посещения: 10 февраля – День памяти А.С. Пушкина, Третье воскресенье апреля – День культурного наследия, Третья суббота мая – Международный день музеев 6 июня – День рождения А.С. Пушкина, Первая суббота сентября - День города Москвы, Третье воскресенье каждого месяца

Государственный музей А. С. Пушкина - литературный музей, посвященный жизни и творчеству Александра Сергеевича Пушкина; крупный многофункциональный музейно-культурный центр для научной, экспозиционно-выставочной, концертной, педагогической и реставрационно-хранительской работы. Открыт в 1961 году. Расположен в центре Москвы по адресу ул. Пречистенка, д. 12/2 в дворянской усадьбе Хрущёвых-Селезневых первой трети XIX века. Помимо головного музея, ГМП включает еще пять филиалов: Мемориальную квартиру А. С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Музей И. С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке. В историческом особняке размещены постоянные экспозиции "Пушкин и его эпоха" и "Сказки Пушкина", выставочные залы, читальный зал, концертный и конференц-залы. Здесь же, на Пречистенке, находятся фонды музея с Открытыми хранениями редких книг, живописного, графического и миниатюрного портрета XVIII-XIX веков, фарфора, бронзы, художественного стекла и керамики, генеалогических материалов. К Открытым хранениям ГМП относятся также уникальные частные коллекции, переданные в дар московскому музею А.С. Пушкина - "Библиотека русской поэзии И.Н. Розанова", "Коллекция П.В. Губара", "Кабинет Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина", "Кабинет рисунков Нади Рушевой".