Крым        26.01.2022   

Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде. Сказание о гибели Китеж града 4 кл описание картины утонувший город

ВНИМАНИЕ! Книга разделена на главы, только для удобства навигации. Информация книги представляет слитное изложение материала о космической катастрофе кометы Алатырь, почти совпавшей по времени с монголо-татарским нашествием. Для правильного понимания происходивших событий советуем последовательно ознакомиться со всей книгой. .

Сказание о гибели Китеж града.

«Написал о том, что слышал, не ведая, может быть, и другие о том написали, знающие более меня»

Ермолай Еразм, церковный писатель

Наверное, не найдется на Руси человека, кто не слышал бы знаменитую русскую легенду о таинственном и тленном Китеж-граде (Кидиш, Кидыш) , но мало кто задумывался о том, что в основе этого сказания лежат реальные трагические события, произошедшие 15 июля 1240 года . Согласно легенде, этот утонувший в стародавние времена город-призрак, исчез на глазах у людей вместе с домами, храмами, людьми и животными, при весьма загадочных обстоятельствах. Само слово «кидыш» означает разрушенный, покинутый город. Классическая версия легенды утверждает, что он утонул на дне озера Светлояр, которое находится в заволжских лесах Нижегородской области. Остальные, поздние, версии, сравнивают затонувший Китеж с городами и весями, когда - либо бесследно исчезнувшими в других местах Древнего Мира, в том числе и в Балтийском море . Мифологические словари утверждают, что сказание о Китеж-граде - это классическая эсхатологическая легенда, сходная с легендами о благочестивых царствах праведников , царстве пресвитера Иоанна, городе Игната , земном рае и островах блаженных , то есть об эпицентрах космических катастроф. В русском эпосе это еще и легенды о Беловодье , где из-под воды все еще можно слышать колокольный звон с затонувших церквей города. Именно поэтому белой водой или белой землей называлась свободная , церковная земля. В православной традиции на Руси белой называли православную веру, царя и отечество . Несколько слов следует сказать и о заволжском озере Светлояр и некогда стоявшем здесь поселении. Светлояр - озеро небольшое, глубиной, до сорока метров. Озеро Светлояр расположено в бассейне реки Люнды, притока Ветлуги: площадь водяного зеркала 7,5 га.

Его почти округлая форма, имеет своеобразную приподнятую в виде вала, окантовку прилегающей береговой линии. Оно не вписывается в научные представления о процессах формирования земной поверхности в этих местах, и только поздние исследования позволили установить, что оно является метеоритным кратером, но долгое время считалось, что этот карстовый провал образовался в результате небольшого землетрясения. Чистая, прозрачная вода озера, по убеждению местных жителей, обладает целебными свойствами. По преданию, в старые времена великий князь Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж (Городец), а позже, перейдя через речки Узолу, Санду и Керженец, и выйдя к реке Людне, берущей начало из озера Светлояр, поставил на его берегах, город Китеж Великий. Давайте освежим в своей памяти легенду о Китеж-граде, ведь его нередко сравнивают с исчезнувшей Атлантидой, реальность которой, также неоднократно пытались доказать или опровергнуть. Вот что повествует легенда о таинственной гибели града Китеж, когда-то располагавшегося на месте озера: « Когда-то на месте озера стоял славный город Китеж... Напали на Русь татары, завоевали многие наши земли. Хан Батый, узнав про богатый Китеж-град, направил на него свои орды. Подступив к стенам города, татары сильно удивились. Жители спокойно молились в своих церквах и не думали защищать город. А когда басурманы ворвались в город, вдруг сами собой зазвонили колокола и забили источники вод. В страхе бежали захватчики из погружавшегося в воду города. … А после того, как перестала прибывать вода, на месте города расстилалась лишь водная гладь, и только одинокая глава церкви, увенчанная крестом, все еще виднелась над поверхностью озера, но и она вскоре ушла под воду »… Еще одна, церковная легенда, не менее загадочна: «…потемнело вдруг всё кругом, и скрылись храмы Божьи, погрузились молчаливо в воды со стенами их зубчатыми. И с этих самых пор тихим озером, как слезой, покрыт весь город святой Китеж. Звоны чудесны, переливчаты, пение ангельское, лики всех святых, во храме божьем, безмятежно славят все Господа Бога нашего и Божью Матерь». Согласно исторической легенды, это случилось в 1240 году, когда Китеж-град осадили татаро-монгольские орды, ведомые самим ханом Батыем. Именно в этот год, по Божьему соизволению, город, на глазах татар, внезапно исчез вместе с людьми, скотом церквами и домами. Причина гибели Китеж-града постепенно забылась, но оставшееся на месте гибели города, озеро Светлояр, стало местом паломничества для верующих. Во-время никоновского гонения на староверов, здесь во множестве стали появляться раскольничьи скиты и тайные убежища-поселения приверженцев «старой веры». Среди староверов из поколения в поколение и передавалась странная легенда об утонувшем в озере городе, и о том, что видеть Китеж, и слышать до сих пор доносящийся из-под воды звон китежских колоколов, могут только истинно верующие люди. Вот как об этом проникновенно и трогательно пишет В.Г. Короленко: «Сходятся на берегах Светлояра толпы людей, стремящихся хоть на короткое время отряхнуть с себя обманчивую суету сует и заглянуть за таинственные грани. Здесь в тени деревьев, под открытым небом день и ночь слышно пение, звучит … чтение нараспев, кипят споры об истинной вере. А на закатных сумерках и в синей тьме летнего вечера, мелькают огни между деревьями, по берегам и на воде. Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду, припадают к земле, и слушают. Усталые, между двумя мирами, при огнях на небе и воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону… И порой замирают, ничего уже не видя и не слыша из окружающего. Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего. Лицо прояснилось, на нем «блаженная» блуждающая улыбка и - слезы… А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремился, но не удостоился по маловерию… И со страхом качают головами. Значит, он есть, этот другой мир, невидимый, но настоящий. Сами не видели, но видели видящих… » В память о космической катастрофе Алатырь, на берегу Светлояр-озера люди установили три православных креста . По легенде, они установлены в память трех былинных русских богатырей . Для многих эта историческая легенда является предметом веры. Озеро Светлояр, экзальтированные туристы называют «Шамбалой России». О Китеж-граде поэтично и вдохновенно сочиняли Пришвин, Максимилиан Волошин, Сергей Городецкий, Николай Клюев, Н.К. Рерих, Н.А. Римский-Корсаков…

Но уже с середины девятнадцатого века сказание о Китеж граде стало предметом пристального внимания исследователей. На озеро Светлояр неоднократно посылались научные экспедиции. В 50-70-х годах двадцатого столетия удалось «достоверно установить» , что озеро образовалось в результате внезапного «провала» почвы, неясной этиологии. На дне озера обнаружена «странная аномалия» - полуметровый слой жидкой породы, в которой во множестве обнаружены обломки обработанной руками человека разнообразной древесины. И это наводило на мысль, что легенда о Китеж-граде является отголоском реально происходивших здесь событий. Работая над этой легендой, я еще не знал истинных масштабов катастрофы 1240 года, но в качестве рабочей гипотезы, предположил, что озеро Светлояр образовалось на месте некогда существовавшего поселения, внезапно погибшего в результате электроразрядного взрыва метеорита. Ведь аналогичные случаи уже неоднократно происходили на памяти людей, с течением времени становясь загадками для последующих поколений, недоумевающих, куда же делся упоминаемый в хрониках город, реальность существования которого не вызывала сомнений у современников. Поэтому я стал искать дополнительную информацию, которая могла помочь понять тайну легенды о Китеж-граде. Ученые установили, что центральная котловина озера образовалась приблизительно 1100—1200 лет тому назад, а погружение нижней террасы произошло примерно 700—800 лет назад. Это довольно точно соответствует времени набегов монголо-татар и согласуется с легендой о затонувшем граде, и поэтому можно сказать, что исследователи квалифицированно выполнили свою работу.

А вот версию о метеоритном происхождении озера Светлояр высказали не ученые, а самодеятельная экспедиция местных школьников , под руководством преподавателей гимназии №38 г. Дзержинска А.К. Киселева и Т.Ю. Кузьмичевой, посетившая это озеро. При этом школьники обратили внимание и на близлежащие озера, под названием Нестияр, Кузьмияр, Светлое и Озерское , и, изучив краеведческий и топографический материал, обоснованно предположили , что эти озера могли образоваться одновременно с озером Светлояр, в результате падения осколков расколовшегося в атмосфере Земли крупного небесного тела . В подтверждение своей версии, экспедиция школьников в 2006 году обнаружила в районе этих озер большое количество воронок и кратеров диаметром от 2 до 50 м. Вот как представляют схему этой космической катастрофы школьники. По их мнению, упавший здесь фрагмент космического тела, имел массу около 2000 т, и летел, предположительно, в южном направлении. Одним из аргументов в доказательстве метеоритного происхождения озера Светлояр является обнаружение ими многочисленных импактитов (от англ. impact - удар ). На Нестияре ими также были найдены расплавно-плотные, явно содержащие железо породы. Местные жители, которые также неоднократно находили импактиты, называют их осарошниками , но их петрографический анализ, школьникам провести не удалось. Озеро Кузьмияр расположенное рядом с поселком Кузьмияры, оказалось самым глубоким, его глубина составляет 46 метров. Что нужно сказать по этому поводу. Школьники совместно со своими преподавателями выполнили великолепную работу, но, к сожалению, правильно оценить масштабы этой неординарной катастрофы не смогли. Собственно говоря, до сегодняшнего дня этого вообще не смог сделать никто. И мои исследования, впервые проливают свет на подробности этой катастрофы, и дают возможность оценить ее масштабы. На Руси оказалось много таких мест и рассказ о них впереди. Для меня, легенда о Китеж-граде, послужила толчком к пониманию тайны гигантской космической катастрофы Алатырь, произошедшей на огромных просторах европейской части России в 1240 году . Озеро Светлояр - это место космического взрыва, обожествленное религиозными легендами и многочисленными паломниками. И далеко не единственное. И нам предстоит рассказать еще об одном обожествленном месте космического взрыва осколка кометы Алатырь, на месте которого в настоящее время находится Свято-Успенская Почаевская Лавра . Примечательно, что в ковчеге, который монахи хранят в Почаевской Лавре, до сих пор, как главная религиозная реликвия , находится кусок оплавленной скалы, взятый с места космической катастрофы. И этот артефакт катастрофы 1240 года, своими глазами может увидеть любой паломник, или читатель этой книги, если посетит Свято-Успенскую Почаевскую Лавру.

Куда исчез Китеж-град?


Ученые исследуют озеро Светлояр, которое, по легендам, образовалось на месте древнего города

Нижегородская Шамбала

Когда войска хана Батыя дошли до Владимиро-Суздальского княжества, русичи встретили их возле Малого Китежа (сейчас это Городец). В битве полегла большая часть дружины, а князь Георгий Всеволодович с уцелевшими воинами укрылся в лесах и построил город Китеж Большой на берегу озера Светлояр. Батый узнал, где укрылся князь, и убил его. А жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым...
Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания.
А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

Куда исчезают люди?

От местных жителей можно узнать много интересного, - говорит доктор философских наук, профессор Пензенской государственной технологической академии Сергей ВОЛКОВ, организовавший экспедицию по поиску мифического города. - Будто бы люди тут исчезают. Одни - навсегда, другие возвращаются, но ничего не помнят.
- Может, они гостили у китежградцев? - в шутку предполагаю я.
Профессор Волков ищет Китеж-град уже более двадцати лет.
- По слухам, так и выходит, - вполне серьезно отвечает профессор. - Где-то в оврагах якобы находится вход в город. Но попасть туда могут только истинно верующие.
Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары - в основном хлеб, бублики, пряники - сдачу от них получают медяками и серебряными монетами.
- Для нас, - продолжает Волков, - главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей - как будто изучают. Мы их запечатлели на видео- и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

К изумлению Батыя

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?
- На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, - говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году. - Ред.). - Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро - хоть на глазах у хана Батыя.
Аквалангисты обследовали Светлояр и обнаружили в нем подводные террасы - береговой склон уходит под воду уступами. Крутые обрывы перемежаются горизонтальными участками. Из этого можно сделать вывод, что Светлояр образовался как бы по частям: сначала одно опускание, затем - через сотни, тысячи лет - второе и, наконец, третье. На одной из подводных террас этого озера и мог находиться городок или монастырь, исчезнувший затем в водах Светлояра.
Когда это место «просветили» эхолотом, а позже и геолокатором, то на эхограмме отчетливо проступила овальная аномалия - придонный слой ила особого состава: он отличался от того многометрового слоя осадков, которыми был придавлен. Более того, недалеко от «овала» нашли еще один участок. Там под илом и тонким слоем придонной породы было нечто, не пропускавшее звук. Как будто в недрах скрыт некий большой тяжелый объект. Когда составили карту этих зон, то получился рисунок, напоминающий город, окруженный валом.

Колокольный звон со дна

Итак, по мнению ученых, Китеж вполне мог существовать. Но исчез отнюдь не таинственно, а просто провалился под землю в результате тектонической деятельности. Вот только следов почти за пятьдесят лет поисков с целыми командами аквалангистов обнаружить так и не удалось. Ни ложки, ни плошки, ни какого-нибудь обтесанного бревна. Шлиман, например, нашел и Трою, и золото, руководствуясь лишь сказочной «Илиадой». А тут и адрес точный, и озеро, как лужа, - за 20 минут обойти можно. Впору предположить фантастическое: город существует, но он невидим. Только временами слышен. Колокола там звенят... И это, возможно, не выдумки паломников.
- На оборонном предприятии в Санкт-Петербурге, которое поставляло приборы Военно-морскому флоту, работал инженер Игорь Фомин, - рассказывает исследователь Михаил Бурлешин. - Он разработал прибор - гидрофон, использующий физические принципы для преобразования звука в электрический сигнал.
Во время испытаний, проходивших на Ладоге, гидрофон неожиданно стал издавать раскатистые звуки, похожие на отзвуки грома проходящей грозы. Геофизики, прослушав пленку, сказали, что такие раскаты «грома» - это волны возмущений в земной коре, которые проходят через воду и создают такой эффект. После этого Игорь Фомин стал целенаправленно прослушивать озера. В одних воды молчали, в других - «кричали». Но самый неожиданный сюрприз ждал исследователя на озере Светлояр. Гидрофон, опущенный в воду, зафиксировал низкий рокочущий звук, напоминающий гудение огромного колокола. Чаще всего рокотало озеро перед восходом солнца и в полнолуние. Именно в то время, когда, по легенде, праведные люди видели в озере «ровно как в зеркале стены сокровенного града и слышали гудение его колоколов».
Что касается качества озерной воды, то ее исследовали химики и пришли к выводу: она действительно может храниться много дней и не портиться благодаря бьющим со дна озера родникам с большим содержанием гидрокарбоната и кальция.

СПРАВКА «КП»

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Расположено около села Владимирское Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. С высоты птичьего полета выглядит идеально круглым. Это дает основание некоторым геофизикам предполагать, что озеро возникло от падения метеорита. На самом деле оно - ровный овал примерно 450 на 350 метров. Глубина достигает 39 метров. Но, возможно, там вовсе нет дна. Ведь вода в озеро поступает из карстового разлома, глубина которого неизвестна.
Кстати, по тем временам город, который бы поместился на площади озера, считался относительно большим.

МНЕНИЕ ГОРНЯКА

Кандидат технических наук, доцент кафедры Горного института Андрей ПАРФЕНОВ: «Можно легко провалиться под землю»
- В России может много городов уйти под землю. Связано это прежде всего с тем, что на ее территории находятся сотни каменоломен протяженностью до сотни километров, которые рыли с XV до начала ХХ века. При Сталине входы в них взорвали, чтобы бандиты там не прятались. Поэтому отыскать эти «норы» сейчас очень сложно. И по незнанию над ними сейчас строятся и дома, и целые коттеджные поселки. Так, под Подольском находятся гигантские пустоты. И уже сейчас там стали случаться провалы. В Москве огромные каменоломни начинаются под гостиницей «Украина» и уходят под Бадаевский пивзавод. Под Кремлем тоже много подземных ходов, облицованных белым камнем, а сейчас среда кислая стала из-за больших выбросов выхлопных газов - известняки же нестойки к кислоте. Поэтому не исключено, что и Кремль может однажды исчезнуть, как град Китеж.
Кстати, радары спутника Европейского космического агентства недавно зафиксировали, что два крупнейших города Китая - Шанхай и Тяньцзинь - под весом гигантских небоскребов постепенно проваливаются на несколько сантиметров в год.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИПОТЕЗА

Город затонул в Иссык-Куле?

Илья Глазунов поместил Китеж на дно озера Иссык-Куль (картина 1989 года «Легенда о граде Китеже)»).
- Поводом стала книга уездного начальника города Пржевальска, что стоит на озере, - рассказал художник. - В ней доказывается, что в свое время здесь был центр Евразии. А в результате невиданной катастрофы цветущий град был затоплен. И в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города с очертаниями построек и стен. Может, не там ученые ищут Китеж?

До сих пор неизвестно, кто похоронен в глухом лесу.

ЕЩЕ ОДНА ЗАГАДКА

Могилы великанов

Кибилёк - так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом - в дремучем Кержинском лесу - расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные.
Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев - жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад.
Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это.
Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.

ИЗ АРХИВОВ

И невидим будет...

«...И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать и церковь класть... И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 150 саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673 (1165) месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30 сентября 6676/1168)».

(«Летописец об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича».)

Странно, но в документе нет ни слова о том, что Китеж скрылся под водой. Сказано, правда, что он исчез с глаз: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало».
Сажени на Руси были разные, но в среднем одна сажень составляла примерно 2 метра. Итого город был 400 на 300 метров - по размеру вполне помещался в нынешнем озере.

Китеж (Китеж-град) – в преданиях мистический город, который якобы стал невидим и опустился на дно озера Светлояр, во время монголо-татарского нашествия XIII столетия. Также, считалось, что Китеж населен только одними праведниками, а нечестивцы туда не допускаются. Согласно легенде, он находился, в северной части Нижегородской обл., неподалеку от села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

В течении многих лет пытаются решить археологи-подводники загадку озера Светлояр, где, как говорится в народных преданиях, погребен волшебный град Китеж.

Легенды о Китеже

Согласно легенде, на берегах Светлояра князь Юрий Всеволодович построил город Большой Китеж. Особый упор делается на то, что город был построен всего лишь за 3 года – с 1165-го по 1168-й – и сразу каменный, что для лесной Руси той эпохи было немыслимым подвигом. Когда полчища Батыя вторглись на Русь, ими был захвачен и разорен город Малый Китеж (или Городец) и, спасаясь от монгольского войска, князь Юрий укрылся в Большом Китеже, затерянном среди заволжских лесных чащ.


Но Батый узнал дорогу к Большому Китежу и осадил его. Его жители неустанно молились Богородице, чтобы она встала на их защиту. Насмерть стояли защитники города, в бою был убит князь Юрий. Однако силы были слишком неравные. Вот-вот враги должны были ворваться в Китеж-град, как вдруг произошло чудо. Город начал исчезать на глазах Батыя - под водой скрылись китежские церкви, строения… Устрашенный свершившимся чудом, враг бежал.

Время от времени, согласно легендам, со дна озера Светлояр и из-под холмов доносится звон колоколов, появляются временами и китежские старички, купят хлеб у крестьян, поговорят, а после снова исчезают. Праведный же человек может не только «узреть видение» Китежа, но и сам попасть в зачарованный город и остаться там навеки…

Сказание о невидимом Китеж-граде на протяжении долгого времени существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение. В XVII веке в лесах Заволжья начали появляться раскольничьи скиты – тайные поселения приверженцев старой веры, не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении “Книга, глаголемая Летописец”. В их изложении легенда приобрела ярко выраженный религиозный характер. Согласно их представлению, подводный город – это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны, как уже было сказано выше, могут только люди, истинно верующие.

“Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем навсегда”. Так описала свое свидание с легендарным городом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал пред ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась входить в обитель праведников.

Вера в реальность существования Китежа сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздний период. 1982 год – фольклористами был записан рассказ местной жительницы: “Люди говорят, что где-то на середине озера есть дырка – не очень уж большая – ну будто бы как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. В зимнее время лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там, на дне, происходит. А там, рассказывают, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет”.

Местные говорят, им известны случаи, когда китежане оказывали помощь людям в самых обыденных делах. “Мне, еще мальцу, бабушка говорила про то, что жил тут в деревне у озера старичок один. Отправился тот старик однажды в лес за грибами. Ходил-ходил, и все напрасно. Устав, сел на пенек… Тут и подумалось ему: “Хоть бы старички китежские помогли”. Не успело подуматься, как дремота на него напала. Спустя некоторое время проснулся старик, открыл глаза, посмотрел в корзину – и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие – один к одному, да все белые!”

Рассказывали, что один заблудившийся пастух даже ужинал в граде Китеже и хотел было в другой раз туда пробраться, но уже не смог найти туда дороги.

1843 год – журнал «Москвитянин» ознакомил русский народ с этой красивой легендой. Она обратила на себя внимание ученых, вдохновляла поэтов и писателей. Римским-Корсаком была написана опера, посвященная Китеж-граду, ушедшему под воду. И уже сотню лет назад появилась мысль о поисках легендарного города на дне озера Светлояр.

Озеро Светлояр

Исследования

Однако о подводной археологии в те времена даже не мечтали. Поисками занялись лишь в наши дни. Вначале археологами был раскопан Малый Китеж, то есть Городец. Там были обнаружены следы мощного пожара, который уничтожил город в первой половине XIII столетия. Стало понятным, что это было сделано войском Батыя. Это может означать, что легенда права в той части, когда говорит, что Малый Китеж был сожжен татаро-монголами. Ну, а Большой Китеж, ушедший на дно озера Светлояр? 1959 год – к озеру отправилась первая экспедиция археологов-подводников. Успехов она не смогла добиться. Но, возможно, надо вести более основательные поиски?

1968 год – отделом науки «Литературной газеты» была организована на озеро Светлояр комплексная экспедиция. В ее составе были фольклористы, археолог, историк, геолог, озеровед, гидролог и группа аквалангистов. Целью экспедиции было выяснить, какова же связь с действительностью, с озером Светлояр легенды о Китеж-граде, ставшем символом веры в неумирающую Россию, в нетленность русской культуры, в конечную победу над всеми бедствиями. Мог ли действительно уйти город на дно озера?

Исследования археологов-подводников

Геолог В.И. Никишин пришел к выводу, что Светлояр - это «провал» земной коры, заполнившийся водой и ставший озером. Опустившись на его дно, аквалангисты и гидролог Д.А. Козловский смогли установить, что береговой склон Светлояра уходит под воду тремя уступами до глубины в 30 метров.

Первая терраса, с пологим уклоном, находится на глубине в 8–9 метров. Вторая, отделенная крутым склоном, - на глубине в 22–23 метра и, в конце концов, «последнее дно», глубоководная часть озера, погружена на глубину до 30 метров. Как считает Козловский, глубоководная часть озера образовалась приблизительно полторы тысячи лет назад. Потом 700–800 лет назад произошел новый «провал», и появилась терраса на глубине 22–23 метра. И уже, 350–400 лет назад образовалась последняя, мелководная терраса.

Возможно, на одной из террас стоял некогда град Китеж? Ведь время образования второй террасы удивительно совпадает с датой его гибели, о которой говорится в легендах… Археологи-подводники принялись детально изучать дно озера. «Мелководную» террасу исследовали при помощи специального водоскопа. Это конус из листовой стали с дном из оргстекла. Диаметр его 60 см. На узкой части конуса водоскопа закрепили резиновую часть маски, и «просмотр» начался. Вода в Светлояре очень чистая и прозрачная, видимость в ней отличная.

В юго-западной части озера, на мелководье, археологами были найдены остатки свай. Град Китеж? Нет. Местные жители рассказывают, что в XIX столетии тут стояла купальня, построенная местным помещиком. Ничего не смогли обнаружить и на второй террасе. Аквалангисты А. Гогешвили и Г. Назаров опустились под воду и прошли все озеро с севера на юг. Однако Китеж-града с крепостными стенами и золочеными церковными куполами на дне Светлояра нет!

Правда, дно это покрывает толстый многометровой слой ила. На мелководной террасе, в 50-ти метров от берега, на глубине 6–8 метров аквалангисты находили остатки деревьев. Верхушку одного из них спилили и отправили на анализ в Геологический институт Академии наук СССР. Радиоуглеродный анализ показал: дерево погибло 350–400 лет назад. А это соответствует временному периоду образования мелководной террасы, вычисленному Д.А. Козловским!

Значит, одна из террас в действительности образовалась в результате «провала»? И если датировки, которые были предложены Козловским, точны, то второй «провал» произошел в эпоху монгольского нашествия - во времена, связанные с гибелью легендарного Китеж-града!

На следующий год археологи-подводники прибыли на озеро Светлояр вместе с группой ленинградских ученых, вооруженных геолокатором. Прибор ЗГЛ водрузили на рыбацкую лодку. 62 эхолотных галса было проделано на Светлояре, озеро было вдоль и поперек иссечено«профилями», дававшими возможность проникнуть сквозь многометровый слой ила. В северной части Светлояра, на террасе «батыевских» времен, звуковой гидролокатор показал некое образование овальной формы. Следы огороженного сооружения? Однако у этого образования может быть и естественное происхождение.

«Спустя еще год на середине озера геологами-разведчиками было сделано 5 пробных бурений по нашим указаниям, - писал руководитель экспедиции Марк Баринов. - Ими были извлечены из-под 10-ти метрового слоя ила кусочки дерева, на котором криминалисты-эксперты в Москве обнаружили следы деятельности людей. Так закончилась наша разведка на озере Светлояр. Нашли ли мы Китеж? На этот вопрос ответа пока нет. Слово за археологами, вооруженными мощной современной техникой».

Легенды гласят, что во время монголо-татарского нашествия под воду озера Светлояр ушел целый город Китеж - весь, вместе с его защитниками, вместе со стариками и детьми. Считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет. Если верить легенде, рано или поздно в Нижегородской области появится еще один населенный пункт - древний город Китеж.

Помните сказание об Атлантиде? О материке, который погрузился в океан, наказанный богами за то, что жители его погрязли в грехах. Подобная легенда есть и на Руси - правда, к грехам она не имеет никакого отношения. Скорее даже напротив - причины затопления этого города следует искать в духовной чистоте его жителей.

Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.

Так почему же так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте?

Китеж в представлении Ивана Билибина

Появление города

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр - отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

Юрий Всеволодович, основатель Китежа, изображён на входе в Нижегородский Кремль

За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень - расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина - 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».

Церквей много, икон тоже - что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.

Светлояр


Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров.

До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита. Само слово «Светлояр» можно перевести как «Светлое озеро».

Нашествие Батыя

То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники - за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.

Диорама «Героическая оборона Старой Рязани»

Первыми нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество. Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия - князя Владимира.

Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска. Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Гибель Юрия Всеволодовича

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой - Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек - он бьет до сих пор.

Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа - не его задача. И отступил. А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.

Василий Максимов «Монголы у стен Владимира»

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя - это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, - так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею.

«Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

К. Горбатов. «Невидимый град Китеж»

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то - что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Китеж современный

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

Декорации Ивана Билибина к опере Римского-Корсакова

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

В советском телефильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в вымышленный Китежград. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.

Озеро Светлояр в наши дни

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не раз. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли. Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града. Поговаривали даже о Китае, якобы Китеж и легендарная Шамбала - одно и то же место.

Николай Рерих «Песнь о Шамбале»

В наши времена ученые забыли о Китеже - не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.

Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере - не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника. Существует поверье, что вода из Светлояра не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.

Часовня Казанской Божьей матери на берегу Светлояра

Русская утопия

Град Китеж - символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж - красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.

Китеж - это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих - это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.

Константин Горбатов «Потонувший город»

Беловодье

Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест - волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.

После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 - начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.

В России существуют реальные «Китежи» - города и деревни, затопленные при строительстве водохранилищ. На фото - Крохино в Вологодской области