Церкви, храмы        16.06.2021   

Османская империя. Образование государства. Опиум в Афьонкарахисаре

Он совсем маленьким был и не мог помнить, как румийцы-греки и монгольские отряды нападали на пастухов его отца. Помнил себя в тёплой юрте. В юрте было так защитно, страха мальчик маленький не знал. От женщин, таких сильных, крепких, шло всё хорошее - еда, питье, телесное укрепляющее тепло, такое нужное неокрепшему детскому телу. Но он, едва сделав первые неровные шаги, знал уже, что он принадлежит другому миру, не женскому, а мужскому, миру людей, казавшихся ему совсем высокими. К этим людям его тянуло, к их общности; когда они пели, хотелось тоже запеть...

Кече туруп ёрур эрдим

кара кизил бёри кёрдим

катиг яни кура кёрдюм

кайя кёрюб баки айди

киркиб ати кемшелим

калкан зюнюн чёмшелим

кайнаб яна юмшалим

кати яи ювилсин...

Встав ночью, я бродил кругом,

я видел чёрных и красных волков,

я смотрел, натягивая тугой лук.

Оглядываясь, волки поднялись на гряду холмов.

Византийские отряды из Караджа Хисара налетали на стада людей Эртугрула, угоняли овец. Владетели больших домов и полей, засеянных хлебными злаками, имели под своим началом отряды воинов в хороших кирасах, вооружённых длинными копьями и мечами хорошими. В этих отрядах разные люди были - черноглазые красивые армяне, светлоглазые и светловолосые выходцы из холодных, совсем дальних земель. Все имели - каждая общность - свою правду и справедливость свою. Подданные императора византийцев полагали все эти земли своими, а себя - потомками правителей Древнего Рума . Наёмники честно исполняли свой долг. Сельджукский султан защищал пределы своих владений. Эртугрул, Тундар и люди их тоже знали свои права на свои земли, где паслись их стада. Привычно вскакивали на коней, преследовали похитителей, схватывались в стычках; чаще побеждали, а когда и проигрывали... Привозили в становище своих убитых, женщины выли, оплакивая; мужчины клялись отомстить. Но другой раз привозили пленённых и всё в становище сбирались в любопытстве. Мальчишки показывали пальцами и кидали камешки и комки земли в пленных чужих воинов. Привозили выкуп, звучала греческая речь. В юрте гостевой угощали привёзших выкуп. Начинали понимать речи друг друга. Неприметно для всех греческие слова входили в поток речей тюрок; и тюркскими присловьями уже щеголяли воины румов... А после вновь жили нападениями, стычками, пленениями, смертями...

Эртугрул говорил Тундару и старейшинам, что следует решительно переменить этот порядок дурной.

Покончить надо с их вольностями! - говорил вождь кайы.

Но многим старикам рода казались румы сильными очень; такими сильными, что куда уж покончить с ними всадникам Эртугрула!

Надо ждать, надо ждать. Когда султан решит ударить на этих неверных, тогда и мы пойдём с ним...

Нет, покамест дожидаться будем султанского похода на неверных, они рассеют нас, как беспастушных овец! - возражал Тундар.

Эртугрул оставил старшими в становище Тундара и одного из братьев своей младшей жены, которая недавно родила ему сына, Гюндюза, третьего из его сыновей... Мать Османа, старшая, первая жена, не была довольна. Она ещё сохраняла в себе черты недавней решительной и смелой девушки, перегонявшей в скачках на добром коне иных йигитов. Ещё не так давно лишь она владела сердцем Эртугрула. Теперь она упрекнула его, сказав, что он пренебрегает будущностью их сына:

Осман одиноким останется, а Гюндюза и Сару Яты окружают дядья и двоюродные братья!..

Кто виноват, женщина, в том, что у тебя не осталось братьев? Не пойдёшь против судьбы! Откуда мне сейчас угадать, кто из моих сыновей окажется самым храбрым и толковым? В конце концов, судьба изберёт для лучшего своего претворения самого лучшего из них и поведёт за руку!..

Женщина хотела было возразить, что всё это всего лишь красивые слова, но она была умна и понимала, что, быть может, за ней останется последнее слово в их споре; но не стоит быть настойчивой, упрямой и потому глупой! Благоволение мужа стоит дороже! И она приблизилась к Эртугрулу и молча и внимательно поцеловала тыльную сторону ладони его правой руки. Он ответно положил тяжёлую ладонь на плечо жены, крепкие грубые пальцы воителя проницали сквозь шёлковую ткань. Затем он вышел, оставив её одну в юрте...

Эртугрул решил ехать в Конью, к султану. С собою взял пятьдесят йигитов. Вперёд не отправил гонца, ехал незваным. Но он знал, для чего ехал...

Прежде Эртугрул не бывал в резиденции султана. В сущности, когда вступил вождь кайы в длительное время мужской зрелости, любознательность и даже и простое любопытство не оказались в числе свойств его характера. Его не занимала жизнь султана и приближенных султана, равно как и жизнь владетелей земель Рума-Византии. Ему и на ум не входило пожелать выстроить для себя и своих близких жилище, подобное их обширным жилищам, выстроенным из прочного кирпича и камня. Он даже и не понимал, как возможно жить, спать ночью под этими каменными сводами. Ему хорошо дышалось в юрте. И всё новое, воспринятое им и его людьми, покамест не переменило коренным образом уклада их жизни. Нарядные ткани, красивая посуда, новое оружие и украшения лишь разнообразили эту жизнь, но не изменяли. И теперь Эртугрул направлялся в Конью без любопытства ко всей той новизне, каковую ему предстояло увидеть. Его занимало лишь одно: как воспримет султан его слова. А если сочтёт их дерзким и никчёмным вмешательством в дела Конийского султаната, своих владений? Султан был милостив к Эртугрулу, обещал быть ему вместо отца в добрых советах, но Эртугрул ещё ведь не обращался к султану, советов не просил, да и никаких приказаний как султанский полководец не получал... Однако он уже решился, уже двигался, продвигался вперёд, и потому гнал от себя докучные мысли... То, что мы называем рефлексией, было ему так же чуждо, как и осознанное любование окружающими пейзажами. Он смотрел вперёд и вокруг прагматически и по-кочевничьи зорко. Но случалось ночами, на привале, вид тёмно-синей ночи Анадола смутно волновал его существо; он бодрствовал, широко раскрыв глаза, и расширял невольно ноздри на тёмном смуглом лице своём, будто хотел невольно вобрать в себя эту странную волнующую прекрасность...

Отряд Эртугрула проехал мимо развалин древней крепости. Он никогда не узнал о хеттах, самых давних и загадочных насельниках этой земли, хотя в дальнейшем кровь их потомков смешивалась с кровью потомков его и его людей, порождая всё новые и новые виды человеческой красоты. Крепость не заняла его; он только подумал с небрежение…, что она очень стара и ни к чему уже не годна. Зато обрадовал его и его всадников ровный плеск озёрной воды. Они увидели множество гусей и уток, и обрадовались возможности поохотиться с луками и стрелами. Очень скоро набили много дичи и, разведя три костра, принялись готовить свою простую грубую пищу из птичьего мяса. Набирали глины, обмазывали гуся целиком, как был, с перьями; глина затвердевала, перья птичьи застревали в ней, мясо мягчало на огне, запечённое в глиняной оболочке. Но вода в озере была солёная, для питья не годилась.

Эртугрул понял, что город уже близко, когда дорога пошла мимо садов и деревень. Дома были глинобитные, минареты мечетей поднимались. Эртугрул подумал, что род его по-прежнему не имеет имама, и решил попросить об этом султана...

Одним из самых интересных памятников, рассказывающих об истории Анкары, является Крепость или Цитадель Хисар. Внушительная конструкция крепости находится на вершине холма и заметна практически из любой точки города. Она окружена двойным кольцом укрепленных стен. Скорее всего, эта крепость могла служить убежищем еще во времена хеттов. Внешнее кольцо стен, которое сегодня окружает крепость, было построено в девятом веке при императоре Михаиле II. Внутренние стены относятся к шестому веку.

Внутренняя четырехэтажная крепость, частично построена из Анкарского камня, а также с применением сполиэна. Камни для строительства стен были взяты из развалин древних зданий античности. Высота башен во внутренней крепости, меняется между четырнадцатью и шестнадцатью метрами. В крепости на сегодняшний день сохранилось множество Османских Анкарских домов времен семнадцатого века.

Цитадель имела тяжелую и важную задачу – отражать и оборонять атаки на границы, а значит, являясь неким «пограничным постом», всегда должна была быть в состоянии военной готовности отразить врага.

Попасть на территорию крепости можно через ворота, расположенные под башней, украшенной часами с большим циферблатом. Толщина окружающих внутренний периметр крепости стен составляет около восьми метров при высоте самих стен в двенадцать метров. Самой высшей точкой здесь является Белая Крепость, неплохо сохранившаяся до наших времен. Расположена здесь также и небольшая мечеть, построенная ещё в двенадцатом веке. В крепости можно подняться на башню, расположенную в восточной стороне и наслаждаться открывающимся отсюда замечательным видом на город.

Вокруг Цитадели на уступах холма раскинулись улочки старого города. Здесь до сих пор все выглядит как сотню-другую лет назад. Некоторые жители построили дома вплотную к крепостным стенам.

На данный момент большинство старинных зданий, расположенных на территории крепости, переоборудованы для современных нужд – так, например, в некоторых из них располагаются сувенирные магазины и уютные ресторанчики. Здесь выставлены на продажу традиционные турецкие изделия, ковры и антикварные товары. Большинство зданий охраняются организацией ЮНЕСКО.

Анкара является столичным городом для Турции. Бронирование отелей в Анкаре не является чем-то сложным – тут их великое множество, в том числе, и пятизвездочных. Анкара имеет богатую историю, рассказать о которой туристам лучше всего получится у крепости Хисар, называемой также цитаделью. Внушающая восхищением своей величественностью конструкция сооружения расположена на вершине холма, поэтому крепость можно наблюдать почти из любого места Анкары. Цитадель Хисар окружает двойное кольцо укрепленных стен. Вероятно, что крепость была убежищем еще со времен хеттов. Внешнее кольцо окружающих сейчас крепость стен было возведено при императоре Михаиле втором в девятом столетии, а внутренние стены датируются шестым веком.

История строительства крепости

Внутренняя часть крепости имеет четыре этажа. Она сделана частично из Анкарского камня, а также применялся сполиэн. При строительстве стен применялись камни, взятые в развалинах древних античных зданий. Высота башен этой части крепости колеблется в диапазоне от четырнадцати до шестнадцати метров. У данной цитадели была сложная функция – она отражала нападение на границы, являясь пограничным постом, всегда готовым принять на себя первый удар.

Забронировать отель в Анкаре и попасть в крепость Хисар несложно. Вход в нее находится в воротах, которые находятся под башней. Они украшены часами с огромным циферблатом. Толщина стен крепости, которые окружают ее внутренний периметр, составляет восемь метров. Высочайшей точкой слывет Белая Крепость, дошедшая до нашего времени в превосходном состоянии. Также здесь имеется и маленькая мечеть двенадцатого столетия. Найбольший же храм города представлен мечетью Коджатепе в однеоименном районе к югу от исторического центра Анкары. Также поднявшись на башню в восточной части цитадели, можно оценить потрясающий вид на город. Сейчас старинные здания на территории крепости оборудованы под всевозможные магазинчики, рестораны и т.д.

Афьонкарахисар (Afyonkarahisar) с возвышающейся над ним скалой с мощной древней крепостью, безусловно, оставляет неизгладимые впечатления, и чем ближе с ним знакомишься – тем глубже они становятся. Город опрятен, неспешен, с множеством старинных турецких домов и несколькими интересными мечетями. Здесь есть ряд недорогих гостиниц, в которых можно остановиться на ночь по пути к озёрам, а если у вас есть немного времени, то отсюда можно съездить ещё в несколько интересных мест.

В честь крепости и тёмной 226-метровой скалы, на которой она построена, город назывался Афьон, что в переводе с турецкого означает «Чёрная опиумная крепость». Считается, что первые укрепления появились на утёсе ещё во времена хеттского царя Мурсили Второго. Кроме того, здесь находили артефакты, которые относятся ко времени фригийцев. Одно время городом владели римляне и византийцы, называвшие его Акрониум (Высокий холм). Большая часть сохранившейся до сегодняшних дней крепости построена именно византийцами. Потом в ней хранили сокровища своих империй селджуки и османы.

В конце турецкой войны за независимость, на протяжении трёх недель, начиная с 26 августа 1922 года, в Афьонкарахисаре был размещён главный штаб Ататюрка, который готовился здесь к последней, решающей битве с греками из соседнего города Думлупынар. В честь победы турков была сооружена скульптурная композиция, представляющая двух обнажённых мужчин, один из которых стоит на плечах у другого. Это один из самых впечатляющих памятников Ататюрку на территории Турции.

Сегодня Афьонкарахисар представляет собой тихий провинциальный городок, известный своими колбасами под общим названием «суджук», копчёной говядиной «пастрамы» и кислыми сливками «каймак». Он является оплотом фундаменталистов и правых националистов. Когда в середине 1980-х годов известный американский кинорежиссёр греческого происхождения Элия Казан, решив снять в западной части Малой Азии исторический фильм, попросил разрешения сделать это в Афьонкарахисаре, отцы города, не слишком стесняясь в выражениях, отказали ему.

Прибытие, размещение и питание в Афьонкарахисаре

Железнодорожный вокзал Афьонкарахисара находится в северном конце бульвара Ordu, в 500 метрах от центра, а автовокзал (отогар) – на кольцевой дороге «чевре ёлу», примерно на таком же расстоянии, но на востоке. Оба терминала связаны с центром города регулярными рейсами долмушей с надписью «Sanayi/РТТ». Если вы приедете сюда на автобусе, то от отогара до центра города вас бесплатно отвезут на специальном экспрессе.

Маршрутки (долмуши) проезжают мимо лучших гостиниц города, а их конечная остановка находится на Ambaryolu, в двух кварталах от почтамта, расположенного на главной, идущей с севера на юг улице города Milli Egemenlik Caddesi. На Hukumet Meydani есть справочная для туристов, в которой имеются карты города и брошюры на английском языке «Туристические маршруты Афьонкарахисара». Её сотрудники хорошо говорят по-английски и весьма полезны. Основные банки и банкоматы находятся на Bankalar Caddesi.

  • Гостиницы Афьонкарахисара

Самая дешёвая гостиница в городе – это Hotel Lake, расположенная в центре, по адресу: Bankalar Cad 23. Её номера с ванными комнатами просты, но приемлемы. Также в центре находится гостиница Soydan (Turizm Emeksiz Cad 2). Здесь дружелюбная атмосфера, небольшие, приятно обставленные номера, ванные комнаты, телевизор, есть ресторан с национальными турецкими блюдами.

В расположенной по адресу: Ambaryolu 25 гостинице Sinada потёртые ковры, но хорошие номера со стенами, покрашенными в пастельные тона, чистые простыни и безупречно чистые ванные комнаты, выходящие окнами на улицу, могут быть шумными. Значительный шаг вверх по ценовой лестнице делает отель Grand Ozer, где просторные номера, спутниковое телевидение, бассейн и хамам. Она находится к востоку от Hukumet Meydani по адресу: Suleyman Goncer Cad 2.

  • Рестораны Афьонкарахисара

Открытый ещё в 1922 году ресторан Ikbal Lokantasi отличается редким для Турции шармом. Он находится на Uzun Carsi, недалеко от Hukumet Meydani и считается самым знаменитым рестораном города. Винтовая лестница в стиле ар деко ведёт наверх, в семейную часть заведения, монументальное зеркало в позолоченной раме и белоснежные салфетки дополняют впечатление. Ikbal Lokantasi не дёшев (обед здесь обойдётся вам в 25 лир), но тут подают потрясающе приготовленные на гриле блюда, «окра тендер», знаменитые пудинги и огромные куски деликатеса из жирных афьонкарахисарских сливок.

Немного выше гостиницы Sinada, по адресу: Ambaryolu 48, находится маленькое, чистенькое заведение Kuru Fasuliyeci, необыкновенное место, которое специализируется на блюдах из сухих бобов и предлагает несколько видов супов на завтрак. Попробуйте простое (в томатном соусе) мясо и «пастырму» за 4 лиры, с тарелкой «джаджика». Для разнообразия посетите кафе YTL (на верхнем этаже торгового центра YTL, который находится недалеко от Hukumet Meydani), где подают популярную у местных молодых людей пиццу.

Достопримечательности Афьонкарахисара

Начать изучение города лучше всего с самой высокой его точки – от крепости. Древняя цитадель расположена на вершине тёмной монолитной 226-метровой скалы с 700 ступенями с южной стороны (в жаркий день двадцатиминутный подъём лучше не затевать). Поднимаясь по ним, вы наверняка увидите удодов, а наверху – деревья, увешанные лоскутками тканей, которые оставляют здесь загадавшие желание люди. Во время молитвы крики муэдзинов, долетающие сюда более чем с восьмидесяти минаретов, отражаются от скалы эффектным эхом.

Сама крепость, которую хетты называли Хапаноува, была построена около середины II тысячелетия до нашей эры. Потом на том же месте находились цитадели фригийцев, византийцев и турок. Сегодня от неё дошли до нас лишь несколько зубчатых стен и башен. Скалу с крепостью окружает старый город, представляющий собой лабиринт узких улиц со стайками довольно дружелюбных мальчишек, говорящих на центрально-анатолийском диалекте и знающих несколько слов по-английски. Османская архитектура Афьонкарахисара знаменита в . Её гордостью являются фахверковые дома с нависающими над улицей верхними этажами с кафе, резными деревянными ставнями, оберегающими скромность жительниц.

Недалеко от крепости хорошо сохранились замечательные мечети, и ещё несколько менее интересных – в районе базара. Прямо напротив ведущих вверх на скалу ступеней стоит самая старая местная мечеть, Улу Джами (если между службами она будет закрыта, подождите служителя, который впустит вас внутрь; не забудьте сделать небольшое пожертвование). Это типичная квадратная сельджукская мечеть, построенная между 1272 и 1277 годами. Недавно она была отреставрирована, её плоская крыша заасфальтирована, но внутри в ней сохранились оригинальные стрехи, поддерживающие потолок с замечательным геометрическим рисунком и сорок резных деревянных колонн со сталактитовыми капителями.

Немного ниже Улу Джами находится Мевлеви Джами, мечеть с двумя куполами, примечательная «сон джемаат ери», пирамидальной крышей портика, в котором молятся опоздавшие. Примыкающий к нему церемониальный зал «семахане» с полами из древесины грецкого ореха является местом, где когда-то танцевали крутящиеся дервиши. Теперь здание преобразовано в Музей Мевлеви (открыт во время службы или если попросить об этом имама). Здешняя экспозиция состоит из музыкальных инструментов и церемониальных костюмов дервишей. После того как эта ветвь исламского мистицизма начала процветать в благодаря сыну Мевляна, Султан Веледу, Афьонкарахисар стал вторым крупнейшим центром ордена Мевлеви.

Археологический музей (открыт вторник-воскресенье 8.30-17.30) находится на Kurtulus Caddesi в 1 километре к востоку от центра. Сходить туда стоит: хотя экспозиция размещена в скудно освещённых залах, экспонаты хорошо представлены. Самыми интересными среди них являются римские находки III и IV веков нашей эры, обнаруженные во время раскопок у Чардалы и Ковалык Хёйюк. Среди них - небольшая мраморная статуя богини охоты Дианы и прайс-лист с агоры. Особенно впечатляет прекрасный резной саркофаг времени правления Септимия Севера и коллекция небольших саркофагов.

В саду музея выставлены замечательные (без подписей) римские, фригийские, византийские и османские мраморные скульптуры, и это неудивительно, так как этот район был и остаётся центром добычи мрамора в Анатолии. Там же, на Kurtulus Caddesi, но немного ближе к центру, в парке находится Гедик Ахметпаша Кюллиеси, построенная в 1477 году одним из визирей Мехмета Завоевателя. Рядом стоит каменное медресе и действующий хамам. Оригинальные мраморные полы последнего сохранились в хорошем состоянии, но само здание отвратительно отреставрировано. В комплекс мечети Имарет Джами входит минарет с зигзагообразным рисунком из синей изникской плитки.

Короткому периоду пребывания в Афьонкарахисаре Ататюрка посвящён музей Зафер (открыт ежедневно 9.00-17.00; вход свободный), который находится напротив туристической справочной на Milli Egemenlik Caddesi. Это – именно то здание, в котором Ататюрк составлял план победного сражения при Думлупынаре. Здесь можно увидеть его кабинет, оружие, некоторые личные вещи, а также старые фотографии Ататюрка и города Афьонкарахисара.

  • Опиум в Афьонкарахисаре

Вряд ли город Афьонкарахисар, первая часть названия которого с турецкого переводится как «опиум», можно упрекнуть в сокрытии самой сомнительной вещи для своей гордости. Дело в том, что здесь производится до 25% от всего мирового количества легальных опиатов. Раньше их производилось больше – до 50%, но в 1971 году США наложили запрет на их производство в связи с увеличением нелегального оборота наркотиков. Сегодня, несмотря на то, что семенами мака посыпаны многие местные хлебобулочные изделия, а его листья используются для приготовления салатов, все 20 тысяч тонн собранных в поле коробочек должны прибыть на фабрику абсолютно нетронутыми.

Маковые поля охраняют, чтобы коробочки мака не были повреждены с целью получения из них героина. Если вы хотите посмотреть на поля цветущего мака, то в мае – июне отойдите от города по дороге в Сандыклы на 5 километров. Ещё более обширные маковые поля раскинулись вокруг города Ялвач в горах Тавр. Пока власти рассуждают, можно или нельзя использовать производство опиума для привлечения туристов, в городе был увековечен этот исконно местный промысел: если приглядеться к фонтану на городской площади, то можно заметить, что он представляет собой не что иное, как изящный бронзовый цветок мака.

Окрестности Афьонкарахисара

Самой интересной из Афьонкарахисара является к знаменитым своими рельефами фригийским руинам VI века, которые находятся недалеко от Ихсание. Здесь также есть скальные формации, напоминающие Каппадокию, и несколько вырубленных в горной породе церквей.

Весь район находится под патронатом местных туристических властей, хотя Afyon Turizm Kusagi (Афонский туристический маршрут) и существует исключительно на бумаге в виде одноимённой брошюры, а не в виде реально проложенной тропы. Район Афьонкарахисара также знаменит горячими источниками, температура воды в которых 50-80 градусов, вода отличается большим содержанием фторидов, бромидов и солей кальция. Здешние минеральные воды разливаются по бутылкам и продаются в Турции.

  • Аязин, Кайя и Дёгер

До фригийских руин лучше всего добираться на собственном транспорте, однако между Афьонкарахисаром и Ихсание ходят удобные дневные поезда, а также долмуши, которые отправляются от конечной остановки, расположенной по адресу: бульвар Ordu 11/А, напротив туристической справочной. Через 40 минут за Исхание нужно попросить водителя долмуша отвезти вас в Дёгер (в 10 километрах к северу от Исхание) или Аязин (около 15 километров к востоку от Исхание, в 30 километрах от Афьонкарахисара). Кроме того, с остановки напротив здания Belediye на улице Voyvoda Gazligol Caddesi в Афьонкарахисаре вы можете доехать на автобусе до деревни Кундузлу недалеко от Аязина.

Лучшие фригийские развалины находятся около современной деревни Аязин, к которой надо свернуть с дороги Афьонкарахисар-Эскишехир у посёлка Кундузлу. От дороги, ведущей в деревню, за маковым полем отлично видны пещерные дома и хорошо сохранившаяся византийская церковь IX века. Если подойти поближе, то на скалах можно рассмотреть рельефы с изображением львов, а также царапины, которые остались после проведённых местными археологами раскопок, во время которых были найдены монеты и другие древние артефакты.

Вырубленную в скалах гробницу Асланташ (Львиный камень) недалеко от деревни Кайя (бывшая Хайранвели) окружают рельефы с изображением двух львов, двух огромных, скалящих друг на друга зубы монстров. Не надо путать этот памятник с другим фригийским культовым сооружением Асланкайя (Львиная скала) с рельефом богини Кибелы и двумя ещё более внушительными львами по бокам. Асланкайя находится недалеко от озера Эмре у деревни Дёгер, где также есть развалины османского каравансарая XV века.

  • Местные спа

В 14 километрах к северу от города по дороге на Кутахью находится массивная Termal Resort Orucoglu, термальная гостиница с полупансионом. Роскошные комнаты с кондиционерами, балконами и бегущей из крана термальной водой. В стоимость проживания входит пользование хамамом, сауной, открытыми и закрытыми бассейнами и водяной горкой. За дополнительную плату предлагают различные виды массажей и другие оздоровительные процедуры. Эта гостиница входит в комплекс горячих источников Omer/Gecek Kaplicilari, услуги которого доступны и менее привилегированным клиентам, которые обычно останавливаются в простых шале. С поиском жилья вам помогут в туристической справочной, в противном случае из Афьонкарахисара ходят сюда несколько долмушей в день.

Курорт Худай Каплыджилары находится в 48 километрах от Афьонкарахисара за посёлком Сандыклы, куда надо свернуть с дороги на Денизли. Сюда стоит приехать, если вы любите принимать грязевые ванны. Худай Каплыджилары с виду напоминает большую деревню с многочисленными простыми шале и оздоровительными центрами с грязевыми ваннами. Отель Hudai Termal, (скидка для остающихся на более продолжительное время) предлагает удобные комнаты, термальные бассейны и оздоровительный комплекс с грязевыми ваннами с температурой до 50 градусов и небольшим бассейном с естественно подогреваемой водой.

Источники каждого отдельно взятого термального бассейна обладают особыми свойствами, поэтому их используют для лечения различных заболеваний, в первую очередь ревматизма, но также и камней в почках, невралгий и хронических мигреней. Считается, что грязевые ванны помогают лечить отложение солей в суставах и позвоночнике.

Вконтакте