Крым        12.12.2021   

Поиски теплохода армения. Теплоход «Армения», поиски продолжаются. Таинственный груз в Балаклаве

Все помнят катастрофу мирового масштаба с пароходом «Титаник»? Конечно…. Но почему мы помним и знаем очень много подробностей об этом кораблекрушении, и не знаем о более ужасающих и глобальных бедствиях, произошедших на водах мирового океана? А потому, что про эти беды не были сняты фильмы, не было написано множество книг и потому, что некоторые из них до сих пор находятся под грифом секретности.

Теплоход «Армения»

Армения…. Это не только красивая и дружелюбная маленькая страна , не только город в солнечной Колумбии, но и название одного из теплоходов, построенных на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. Вместе с этим теплоходом в открытое море вышли также суда «Абхазия», «Аджария» и «Украина». Все теплоходы были спроектированы для перевозки пассажиров, товаров и почты на Крымско-Кавказской линии.

С началом Второй Мировой Войны, страны, вовлеченные в противостояние с Германией, использовали все возможные ресурсы, и в том числе пассажирские и товарные суда. Их перестраивали в санитарный транспорт, для перевозки раненых. В годы войны тройка судов Балтийского судостроительного завода была потоплена, но самую большую тайну скрывает в себе потеря теплохода «Армения» .

В 1941 году кораблем командовал опытный 39-летний капитан Владимир Яковлевич Плаушевский. Именно он получил приказ от командования черноморским флотом спасти военный госпиталь и жителей города Севастополь. Для полного представления о теплоходе, стоит написать о фактах, которые сыграли немаловажную роль в судьбе корабля. Теплоход мог принять на борт 950 человек плюс экипаж 96 человек, но принял на борт 4,5-7 тысяч человек, что многократно превышало его возможности. Очевидцы, которые были в порту Севастополя, рассказывают, что на теплоход рвался каждый житель города, все боялись оставаться, так как немецкие войска были уже рядом. Уточним, что такой перегруз грозил теплоходу очень сильной неустойчивостью на волнах Черного моря, он мог перевернуться при даже небольшом шторме. Палуба и трюмы теплохода были заполнены врачами и жителями города. После погрузки людей, судно около 17:00 6 ноября 1941 года вышло из порта Севастополя и направилось в сторону Кавказа, в Туапсе.

Но по пути у корабля было еще две остановки. На одной из них, в порту города Ялта, теплоход должен был эвакуировать политработников и несколько сот гражданских. А вот на второй принять на свой борт сотрудников НКВД и неизвестные деревянные ящики. Вторая остановка была неподалёку от берега Балаклавы, там теплоход дождался шлюпки с грузом и сотрудниками НКВД. Ждать пришлось около трех часов. Что находилось в столь ценных ящиках, из-за которых тысячи людей подвергались ежесекундной опасности, так и осталось неизвестным, мы можем только догадываться об их содержимом.

Есть несколько догадок о том, что перевозили в деревянных ящиках. Первая — это документы НКВД, которые никак нельзя было оставлять наступающему неприятелю. Вторая, в пользу которой говорят многие факты, это картины известных российских художников. На расстоянии полутора часов езды на автомобиле от Балаклавы, находилась Алушта, в которой летом того же года, была выставка картин выдающихся российских художников, таких как Брюллов, Крамской, Репин, Левитан и многие другие.

По прибытии в Ялту, судно приняло на свой борт еще несколько сот человек. Теплоход, прибывший в порт в 2:00 7 ноября получил приказ, ждать темноты и выходить в море только в 19:00. Но, взяв на себя ответственность, капитан Плаушевский вывел корабль в море в 8 часов утра 7 ноября. За такое нарушение приказа весь экипаж судна мог быть расстрелян, но этому помешало более трагичное обстоятельство.

Теплоход «Армения» имел на бортах отличительные знаки санитарного транспорта в виде красных крестов. Но также судно было дополнительно вооружено четырьмя 45-мм пушками, что давало возможность считать корабль военным объектом и соответственно атаковать его.

7 ноября 1941 года в 8:00 «Армения» вышла из порта города Ялта и направилась прямым ходом в Туапсе, имея на своем борту несколько тысяч пассажиров, в числе которых был целый военный госпиталь и сотрудники НКВД с неизвестным, но ценным грузом. И, предположительно, в 11 часов 25 минут, на корабль была совершена атака немецким самолетом «Хейнкель Не-111». Судно было поражено сброшенными торпедами. Потопление теплохода заняло какие-то считанные минуты, из чего историки делают выводы, что ущерб от попадания торпеды был сокрушительным и судно, скорее всего, разорвало на части.

Мемориальная доска в память об «Армении»

Дно черного моря даже на данный момент, с современными технологиями очень мало обследовано. И останки теплохода «Армения» до сих пор не найдены. И никто не знает, что было в этих злополучных ящиках, которые стали одной из причин гибели 4,5-7 тысяч людей, гибели первоклассных советских докторов, которые могли спасти сотни жизней солдат. Гибель теплохода «Армения» осталась одной из самых загадочных тайн начала Второй Мировой Войны.

12 сентября 1941 года передовые части 11 Германской армии подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю.

Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу.

К началу ноября 1941 года бегство жителями Крымского полуострова приняло массовый характер. С приближением фашистских войск в городах началась паника. За посадку на любой транспорт шла настоящая борьба. Эвакуация мирного населения производилась по единственной схеме из Севастополя и Ялты в Туапсе на Кавказе.

Теплоход «Армения » пришвартовавшийся в начале ноября 1941 года в порту Севастополя как нельзя лучше подходил для этой цели.

Теплоход «Армения » был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в ноябре 1928 года и относился к типу пассажирских судов «Абхазия ». Всего было построено четыре однотипных корабля: «Абхазия », «Грузия », «Крым » и «Армения » для Черноморского морского пароходства. Теплоход «Армения » успешно совершал рейсы на Кавказ, перевозя более 10000 человек в год.

теплоход «Армения» фото

строительство теплохода «Армения»

теплоход «Абхазия»

теплоход «Грузия»

8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно на период военных действий было переоборудовано в . Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - Красный крест.

Утром 6 ноября 1941 года началась посадка на теплоход «Армения ». Сначала судно не было пришвартовано к пирсу, во избежание давки и возможного штурма, пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось теплоход «Армения » пришвартовать к причалу Корабельной бухте и сюда сразу хлынули огромные толпы ищущих спасение жители города. Каждый хотел попасть на судно. В панике пассажиры стали пробираться в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы. Люди стояли плотно прижавших друг к другу, но это был единственный шанс на спасение.

Переполненный напуганными людьми в 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» отшвартовался от причальной стенки и вскоре скрылся за горизонтом и исчез не только из вида провожавших, а и советской истории.

У провожавших севастопольцев появилось чувство отчаяния за то, что они не использовали свой шанс. Но это стало бы реальностью, если бы взяло курс на установленный кавказский маршрут.
Из Севастополя теплоход «Армения » увозил медицинский персонал Черноморского флота, сотни тяжелораненых бойцов и тысячи мирных жителей. Война на море еще не началась, поэтому дорога была каждая минута. Кавказ был свободен и ничто не мешало спасти людей. Но капитан Плаушевский получил приказ от главного командования Черноморского флота зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров.

В 02:00 7 ноября теплоход «Армения » прибыл в порт Ялта. Во время этого перехода медицинское судно задержалось на 3 часа, прождав на рейде Балаклавы транспорт с неким грузом для доставки на борт. Погрузив несколько плотно запечатанных черных ящиков судно «Армения » снялось с якоря и продолжило свой рейс. Сопровождающие агенты НКВД остались на борту с целью обеспечения охраны груза.

В Ялте на переполненный теплоход «Армения » погрузилось еще сотни испуганных людей. Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, потеряв бесценное время. Тем временем командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский отдал приказ не выходить из порта до темноты, т. е. 19:00, но капитан Плаушевский нарушил его. Всего в 10 км от Ялты в Гурзуфе уже бесчинствовали гитлеровские войска. Капитан принял самое главное в своей жизни решение, и он отдал приказ, чтобы спасти вверенных ему врачей, но было уже поздно.

Отойдя на расстояние около 25 миль от полуострова Крым «Армения » был атакован двумя торпедами немецкого бомбардировщика типа He-111H, который проигнорировал опознавательные знаки. В 11:29 судно с 7000 медицинского персонала и мирными жителями затонуло в Черном море на глубине 472 метра. В ужасной трагедии только 8 пассажирам на шлюпке удалось спастись.

Эта огромная цифра погибших на одном корабле кажется невероятной, но еще удивительнее тот факт, что в наше время никто не знает об одной из самых чудовищных морских катастроф в истории второй мировой войны. Ведь на борту теплохода «Армения » людей погибло больше чем на легендарных лайнерах « » и « ».

Информация об этой трагедии держалась в строжайшем секрете. Недавно украинским историкам удалось обнаружить эти подробности. Причиной гибели теплохода стали две незапланированные остановки, приведшие к потере времени. Командование Черноморского флота отдало приказ, который допустил целый ряд ошибок, а ведь врачи погибшего корабля могли спасти тысячи жизней солдат и офицеров, воевавших против нацистской Германии.

И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

9 мая 2010 года несколько ветеранов Великой отечественной войны возложат венки в районе, где предположительно произошло трагедия.

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узла;
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;

Ольга Тонина Гибель теплохода "Армения". Технические данные пассажирского теплохода "Армения":
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узлов (около 27 км/ч);
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек; Официальная информация о гибели теплохода "Армения" такова: "В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолетом-торпедопосцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек." Имеется и примерная карта-схема в соответствии с указанными координатами:
В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США под руководством Роберта Балларда. Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако "Армения" так и не была найдена. Роберт Баллард - известная личность в мировой морской археологии, директор института океанографии штата Массачусетс, США. Человек нашедший "Титаник", линкор "Бисмарк", авианосец "Йорктаун". Получив информацию о "Армении" приостановил поиски Атлантиды на острове Санторин и отправляется в Черное море на своем научно-исследовательское судне "Эндевер", оборудованным современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами. Экспедиция обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов. Итак, "Армению" не нашли. А там ли искали? Что нам известно? " Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, ..." " Только в 8 часов утра теплоход прекратил загрузку и командир "Армении" капитан 3 ранга В.Я.Плаушевский приказал отдать швартовые. " То есть выход "Армении" в море произошел в 08-00 7 ноября 1941 года из Ялты. Что дальше? Что говорят очевидцы? http://militera.lib.ru/research/nepomniaschy_nn/01.html " Обратимся к свидетельству катерника с морского охотника МО-04 М.М. Яковлева. " 7 ноября, около 10 часов утра , в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно ), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов . Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва -- не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет "Армению", то ей несдобровать... Так оно и получилось" . На форуме "Цусима" дается несколько другая цитата воспоминаний М.М.Яковлева (либо ее пересказ?): http://wap.tsushima4.borda.ru/?1-9-0-00000001-000-0-0 " Дальше воспоминания катерника с МО-04 М. М. Яковлева: " 7 ноября в 10 часов утра по пути в Туапсе теплоход был атакован двумя "Хейнкель-111" в районе мыса Сарыч . МО вести огонь не мог, море было очень свежее, крен достигал 45 градусов. Зашли на " Армению " с двух сторон: один He-111 со стороны Ялты, а другой со стороны моря. Первый торпедоносец промахнулся. Второй - попал . Примерно за четыре минуты корабль ушел под воду. " Уцелели лишь 8 человек. " И в том и в другом варианте фигурирует мыс Сарыч. Мыс Сарыч находится примерно в 40 километрах от Ялты - если мерить расстояние по суше, и примерно в 50-55 километрах, если идти морем. За два часа полным ходом (2 часа х 27 км/ч = 54 км) "Армения" вполне могла достигнуть мыса Сарыч. Только вот мыс Сарыч, находится к ЗАПАДУ от Ялты! А "Армения должна была идти НА ВОСТОК - в Туапсе или Новороссийск. Или не должна? Вслед за мысом Сарыч, М.М.Яковлев упоминает мыс Айя, который расположен ЕЩЕ ЗАПАДНЕЕ от Ялты! Именно о его камни взорвались торпеды первого торпедоносца. На торпедоносцах типа "Не-111" применялись торпеды типа "F 5w" калибром 450 мм. Их боевая часть включала в себя 170 килограмм ВВ. Дальность хода составляла 3000 метров. Для того, чтобы такая торпеда попала в камни у мыса Айя, "Армения" должна находиться между точкой сброса торпед и мысом Айя. При этом точка сброса торпед не должна быть далее 3000 метров от мыса, иначе торпеда затонет, не дойдя до него. То есть "Армения" должна находиться примерно в 2500-2000 метрах от мыса Айя.
Что дальше? Если верить цитате с форума "Цусима", то второй торпедоносец атаковал практически сразу же после первого, либо одновременно с ним. Если это так - то "Армения" затонула в районе Ласпи. Примерно в 2-3 километрах от берега.
А если нет? Командующий Черноморским Флотом адмирал Ф.С.Октябрьский: "Когда мне стало известно, что транспорт собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру, ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, не смотря на это, вышел из Ялты в 08.00. В 11.00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды "Армения" находилась на плаву четыре минуты ". В 11-00, если исходить из того, что после 10-00 "Армения" следовала из Ялты все с той же скоростью в 14 узлов, она должна была находиться в районе мыса Фиолент, либо несколько северо-западнее. Ну и наконец, 11-25. При той же скорости в 14 узлов получаем место гибели "Армении" примерно в районе мыса Херсонес (севернее, западнее или южнее). Таким образом, мы имеем три возможных места гибели "Армении". Все они расположены ЗАПАДНЕЕ ЯЛТЫ И МЫСА САРЫЧ. То есть, совершенно не там, где искал Роберт Баллард. Почему "Армения" оказалась на пути в Севастополь, а не в Туапсе? Вероятнее всего, ее капитан получил приказ из серии "дым в трубу, пельмени раскатать" - вернуть персонал севастопольских госпиталей обратно. Вероятнее всего во исполнение следующей директивы: " ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 004433 КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ КРЫМА, ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ОБОРОНЫ КРЫМА Копия: народному комиссару Военно-Морского Флота. 7 ноября 1941 г. 02 ч 00 мин С целью сковывания сил противника в Крыму и недопуска его на Кавказ через Таманский полуостров Ставка Верховного Главнокомандования приказывает: 1.Главной задачей ЧФ считать активную оборону Севастополя и Керченского полуострова всеми силами. 2.Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами. 3.Все три старых крейсера и старые миноносцы держать в Севастополе. Из этого состава сформировать маневренный отряд для действий в Феодосийском заливе по поддержке войск, занимающих Ак-Монайские позиции. 4.Отряду Азовской флотилии поддерживать войска Ак-Монайской позиции с севера. 5.Линкоры, новые крейсера базировать в Новороссийске, используя для операции против берега, занятого противником, и усиления отряда старых кораблей. Базирование эсминцев по Вашему усмотрению. 6.Часть ЗА из оставленных районов использовать на усиление ПВО Новороссийска. 7.Организовать и обеспечить перевозку в Севастополь и Керчь войск, отходящих в Ялту, Алушту и Судак. 8.Истребители, штурмовики и часть самолетов МБР оставить в Севастополе и Керчи, остальную авиацию использовать с аэродромов СКВО для ночных ударов по аэродромам, базам и войскам противника в Крыму. 9.Эвакуировать из Севастополя и Керчи на Кавказ все ценное, но не нужное для обороны. 10.Руководство обороной Севастополя возложить на командующего ЧФ т. Октябрьского с подчинением Вам. Заместителем командующего ЧФ иметь в Туапсе наштафлота. 11.Вам находиться в Керчи. 12.Для непосредственного руководства обороной Керченского полуострова назначить генерал-лейтенанта Батова. И. СТАЛИН Б. ШАПОШНИКОВ Н. КУЗНЕЦОВ" Других логических объяснений возврата "Армении" нет. Всякие версии про "золото в слитках", "сотрудников НКВД" - для сирых и убогих, которых недолечили галоперидолом, либо выпустили из "Дома-2" за образцово-идиотское поведение. Поскольку "Армения" не дошла до Севастополя - приказ "зажилили". А может, в письменном виде его и не было. Довольно часто отдаются устные приказания, и в случае гибели получившего устное приказание, отдавший приказание может и не сознаться в том, что такое приказание было. Особенно, если найдутся люди, которые начнут настойчиво задавать вопросы. Так или иначе, но и Ласпи, и Фиолент, и Казачка - три известных пляжа Крыма - могут быть, по сути, окраиной братской могилы на несколько тысяч человек. Впрочем, и Казачка и Фиолент таковыми уже являются - это если вспомнить последние дни обороны Севастополя в июле 1942 года. В этом отношении гораздо этичными, хотя и, менее безопасными, в санитарном отношении являются городские пляжи, расположенные внутри Севастопольской бухты. Но тема пляжей - не тема данной статьи, просто так получается, что место гибели "Армении" вероятнее всего находится недалеко от берега. Чем объяснить малое число спасенных? Ветер от берега в сторону моря и минных полей, холодная вода (7 ноября) и большое волнение на море ("...крен катера достигал 45 градусов ..."). Чем объяснить быстрое время гибели теплохода - 4 минуты? Его конструкцией. Большое количество пассажирских кают вдоль всего борта корабля, предусматривает наличие длинных коридоров вдоль всего корабля. С учетом волнения на море, а также того, что немецкие торпеды часто не держали глубины и выскакивали на поверхность, пробоина от торпеды могла оказаться на уровне или выше ватерлинии, что способствовало не только затоплению носовых трюмов, но быстрому распространению воды по всему теплоходу. Перегруз пассажиров в несколько раз выше нормы наверняка создал трудности для экипажа при борьбе за живучесть. Нужно ли продолжать искать "Армению" или точное местоположение ее гибели должно по-прежнему оставаться неизвестным? Это вопрос больше политики, чем этики. Если мы по-прежнему хотим превращаться в жвачное быдло, поедающее попкорн и созерцающее очередного "супермена" в обтягивающем голубом трико - нет никакого смысла искать погибший теплоход. Если же нам важна наша история и мы ей дорожим - "Армения" должна быть найдена. Использованы материалы:

«Армения» - пассажирско-грузовой теплоход типа «Аджария». Был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1928 году.

В последний рейс отправился из осажденного фашистскими войсками Севастополя, на борту имел, огромное количество раненых солдат из госпиталя, гражданское население, руководство лагеря «Артек», часть партийного руководства Крыма, персонал Главного военного госпиталя Черноморского флота, а также важный секретный груз.

7 ноября 1941 был потоплен немецким торпедоносцем вблизи побережья Крыма.
Затонул за 4 минуты. Из всех, находившихся на борту, выжило 8 человек, самостоятельно доплывших до берега.

Число погибших составило по разным оценкам от 5 000 до 7 000 человек. Возможно, что количество жертв может быть и около 10 000 человек.
Координаты места были, возможно специально искажены. на сегодняшний день известны следующие: 44°15′00″ с. ш. 34°17′00″ в. д. / 44.25° с. ш. 34.283333° в. д.
Текущее местоположение на карте, выбрано согласно последним изысканиям экспедиции 2005г,(15 км от Ялты) и многочисленным упоминаниям в самых разных источниках, - на пересечении траверзы Гурзуфа, и морского пути Ялта - Туапсе, и разумеется также весьма приблизительно.

В журнале «Нептун XXI век» №№ 1-6/2008 года даже прозвучало сенсационное заявление: «Армения» найдена уникальным поисковым комплексом:

«В 1998 году группой российских и украинских ученых был разработан специальный комплекс аппаратуры зондирования Земли и дистанционного оконтуривания под землей и под водой различных объектов и полезных ископаемых до глубин 5 ООО метров.

Южнее Ялты... район поиска был ограничен площадью акватории 100 кв. км (10x10 км)...

Работы по обнаружению корпусов затопленных судов в этом районе, определению их координат и идентификации судна «Армения» были выполнены в течение двух недель. При этом использовались новые технологии комплексного использования результатов специальной обработки и расшифровки космического фотоснимка с помощью высокочувствительной аппаратуры – стационарного геоголографического комплекса «Поиск» и активной сверхвысокочастотной аппаратуры, согласованной в автоматическом режиме с приемником ОР8-76. В результате в районе поиска площадью 100 км2 обнаружены три затопленных судна различных размеров, определены их размеры и координаты.

Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна «Армения». Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно «Армения». Судно лежит на дне под слоем 6-7 м придонного ила, его центр находится на расстоянии 250 метров от ранее предполагавшейся точки его гибели (точность обнаружения координат центра судна составляет ± (6-10) м).

На его борту (под верхней палубой в районе надстройки) дистанционно обнаружены признаки нахождения значительного количества изделий из драгметаллов (серебро, золото, платина). Визуальная проверка с помощью обитаемого подводного аппарата в июне 2005 года подтвердила наличие плато в этом районе, характеризующего лежащее на левом борту судно соответствующих размеров, занесенное слоем ила.

Выполнение поисковых работ традиционными технологиями на больших площадях акватории в настоящее время затруднено из-за невозможности привлечения для поиска водолазов (слишком большие глубины), ограниченных возможностей гидроакустических, ультразвуковых и телепередающих средств обнаружения металлических объектов, находящихся под большим слоем грунта и на большой глубине, а также из-за высокой стоимости подводных работ.

Район расположен в Черном море в 15 км от Ялты. Глубины по мере удаления от берега – 350-1200 м. По имеющимся сведениям военных архивов, в точке торпедирования судна глубины составляют около 380 м, однако через каждые 100 м они увеличиваются на 80-120 м. ...При втором выходе в море место затопления обследовалось с помощью автономного обитаемого подводного аппарата (ПА) «Лангуст».

Наведение аппарата на точное место затопления судна «Армения» осуществлялось по расчетам операторов комплекса «Поиск», установленного на судне обеспечения. Экипаж ПА при погружении на глубину 500-520 метров визуально обнаружил каньон глубиной до 40 метров, на правом склоне каньона (практически в самом каньоне) просматривается гладкая площадка длиной около 100 метров с наклоном вглубь около 30°, глубина площадки – 540 метров. При приближении к площадке с нее поднимаются клубы ила, а со склонов начинают осыпаться большие объемы илистого грунта. Из-за опасности завала ПА илистым грунтом дальнейшее обследование дна было прекращено.

Было идентифицировано санитарное судно «Армения» по следующим параметрам:
∞ расположение затопленного судна носом на юго-восток (совпадение с генеральным курсом движения судна после выхода из порта Ялты);
∞ совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна;
∞ совпадение резонансных информационно-энергетических спектров образцов медных электрокабелей и кабелей с затопленного судна, затопленного фрагмента оторванной носовой части судна и этих же спектров на фотоснимке судна;
∞ надежная фиксация резонансных информационно-энергетических спектров цветного металла винтов (2 винта);
∞ четкая фиксация совпадений резонансных информационно-энергетических спектров от латунных букв на кормовой части судна (по частотам и по конфигурации букв);
∞ определение характерных размеров деревянной надстройки данного судна (только от ходового мостика до труб) и резонансных информационно-энергетических спектров сортов дерева надстройки;
∞ совпадение характерных выступов на палубе затопленного объекта с местом размещения труб на верхней палубе судна и совпадением резонансных частот информационно-энергетического спектра от их материала;
∞ совпадение резонансных спектров от металла корпуса судна;
∞ четкая фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов – под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра – во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности;
∞ фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру (на двух других затонувших судах в этом районе нет фиксации такого массового скопления человеческих останков)».
www.blackseanews.net/read/28329

Однако завеса секретности вокруг затонувшей «Армении» до сих пор не развеяна.
Историки установили, что дело № 19, касающееся этой трагедии, было изъято из ЦВМА и… уничтожено еще в 1949 году. Кем, почему – вопросы, на которые до сих пор нет ответа.

Эта катастрофа - одна из крупнейших морских катастроф за всю историю.

Сегодня, помимо двух праздничных дат связанных с Октябрьской Революцией и парадом 1941 года, есть еще один мрачный юбилей. 75 лет назад в результате атаки немецких торпедоносцев Heinkel-111 был потоплен теплоход "Армения" на борту которого по разным оценкам находилось от 4 до 7 тыс. человек, преимущественно раненые эвакуируемые из Крыма и врачи севастопольских госпиталей.Спаслось всего 8 человек. И по сей день нет полной ясности о том, сколько там погибло людей, почему капитан корабля несмотря на приказ вышел в море и где именно был потоплен корабль. Но это уже скорее исторические частности, которые не отменяют факта масштабной трагедии, коими так богат был 1941 год.

КРУПНЕЙШАЯ МОРСКАЯ ТРАГЕДИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ: ДЖАВАД ОСТАЛСЯ С НИМИ

Когда смотришь на старые документы и фотографии периода войны 1941-1945гг. всегда хочется узнать больше о людях, с которыми они связаны. Начинаешь искать соответ -ствующую информацию - и перед глазами буквально оживают славные и трагические страницы нашей истории.

Молодой человек на фотографии - Муратханов Джавад Фейзулла оглы.

Он родился в 1914г. в Сальянах. Семья Муратхановых была известной в этом городе - дед Джавада был местным су-дебным приставом. Скоро семья пере-ехала в Баку и Джавад вырос в Ичери Шехер, на знаменитой улице Малая Крепостная. Его увлекла медицина и после школы он закончил фармацевти-ческий факультет Азербайджанского Государственного Медицинского Инсти-тута. Затем работал в одной из бакинских аптек на Баилово. Только семьей обзавес-тись не успел. Пришла война и Джавад ушел защищать Родину. Семье было из-вестно что Джавад в качестве военфельд-шера -фармацевта находится в рядах 8-го отдельного медико-санитарного ба-тальона Черноморского флота. Сохранилось и его письмо домой, где юноша просит не беспокоиться за него и не присылать ему деньги.

Обычное письмо с упоминанием всех близких его сердцу людей.

А в январе 1942г. через Ворошиловский райвоенкомат г. Баку отцу Джавада пришла «похоронка» на сына за подписью военного комиссара медико-санитарного отдела Черноморского флота - «В борьбе с германским фашизмом погиб в море 7-го ноября 1941».

И все - о каких-либо обстоятельствах гибели военфельдшера Муратханова ничего известно не было.Эти документы нам любезно предоставила племянница Джавада Муратханова - Гюльнара-ханум Раджабова - дочь сестры Джавада Луми-ханум Муратхановой-Амраховой. Это та самая сестренка Луми, о которой вспоминает в письме Джавад. Благодаря сведениям из электронной базы данных «Мемориал» нам удалось узнать где, как и при каких обстоятельствах оборвалась в тот день жизнь Джавада.
Он погиб в морской катастрофе, равной катастрофе пяти (!) «Титаников», когда 7-го ноября 1941г. санитарный транспорт «Армения», на борту которого находился военфельдшер Муратханов, был потоплен в результате торпедной атаки немецкой авиации на выходе из Ялты.

Учетная карточка Джавада Муратханова, хранящаяся в ЦАМО СССР

Фото транспорта «Армения»

Это был малоизвестный и, пожалуй, самый трагичный эпизод той войны на море. Транспорт"Армения" эвакуировал раненых и беженцев из Ялты, когда к городу уже подходили немецкие войска и был атакован фашистским торпедоносцем на траверзе Гурзуфа в районе горы Аю-даг. В результате прямого попадания торпеды судно переломилось и затонуло. Погибли практически все 7000 человек, находившихся на борту. Гибель 7 ноября 1941 года транспорта «Армения» является одним из самых трагичных случаев гибели пассажирских судов. Для сравнения можно упомянуть катастрофу «Титаника» — 1503 погибших, гибель торпедированной «Лузитании».— 1198 погибших.

«Армения» на стапеле судостроительного завода.

Официальная информация о гибели «Армении» весьма скудна. Более интересную информацию дает «Итоговый отчет по боевой деятельности ЧФ в ВОВ 1941 — 1945 годов». Третий том этого закрытого документа оперативного отдела штаба Черноморского Флота сообщает, что «7 ноября 1941 года на санитарном транспорте «Армения» полностью погибли: «Севастопольский морской госпиталь» на 700 коек, военно-морской госпиталь ЧФ и его имущество, 5-й медико-санитарный отряд, базовый лазарет и так далее... число погибших — около 7000 человек, спаслось — 8 человек. После гибели «Армении», ЧФ остался без медицинского обеспечения, и пришлось создавать главный госпиталь ЧФ №40, базовые лазареты, призвав врачей из запаса. Погрузка на один сантранспорт всего состава нескольких лечебно-санитарных учреждений стала тяжелой ошибкой»...

Командиром судна был капитан-лейтенант В.Я. Плаушевский. Штатная эвакоемкость судна — 400 человек, имелась одна операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.
Среди членов медперсонала, кроме Джавада Муратханова было еще несколько наших земляков:
Ахундов Д.А. военврач 3-го ранга -врач-хирург;
Мамедова А.Х. - фармацевт
Ахундова Шарифа - врач-стоматолог
Всего до момента гибели «Армения» успела совершить 15 эвакорейсов (в основном — из Одессы и Севастополя) и доставила на Кавказ более 15 000 человек (в среднем — 1000 человек за рейс).
Судно было не столь велико (водоизмещением 6700 тонн), и рассчитано на перевозку 980 человек. Но в тот день людей на "Армению" набилось буквально как сельдей в бочке. Очевидцы вспоминают, что пассажиры стояли на палубе, тесно прижавшись друг к другу.
В конце октября - ноябре в Севастополе царила паника. Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход "Армения". На нем разместили несколько сотен раненых бойцов, а также эвакуируемых граждан. Погрузка шла в полном беспорядке, никто не только по фамилиям не переписывал садившихся на теплоход, не было даже точно известно их число. Затем судно направилось в Ялту, где взяло на борт еще большее число эвакуируемых.

Во время стоянки в Ялте был получен приказ командующего флотом, что в связи с отсутствием авиационного прикрытия выход "Армении" из порта запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты. Командир транспорта Плаушевский приказ получил, но в 8.00 7 ноября вывел судно из Ялты. В море "Армению" сопровождали два сторожевых катера (всего четыре 45-мм пушки), а в воздухе на высоте 500 м барражировали два истребителя И-153 "Чайка".

В 11 часов 25 минут теплоход был атакован одиночным немецким торпедоносцем Не-111, принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. Взрывом разворотило пространство посередине судна. Судно было разделено на отсеки, поэтому корабль мог остаться на плаву. Но люки между отсеками, похоже, открыли - судно было переполнено ранеными, и для них следовало обеспечить хорошую вентиляцию. Только этим можно объяснить тот факт, что уже через четыре минуты после взрыва "Армения" затонула. Погибли 7 тысяч человек. После сброса торпед Не-111 ушел в облака и скрылся. Истребители прикрытия даже не успели среагировать на происходящее.

Спасти удалось только восьмерых - их подобрал небольшой сторожевой катер, сопровождавший "Армению". Среди уцелевших не было ни одного медика - они погибли вместе со своими пациентами. На "Армении" были только тяжелораненые бойцы, которые не могли перемещаться самостоятельно. Ходячих раненых тогда эвакуировали через узкий Керченский пролив. Гибель "Армении" стала самой крупной трагедией на море за годы Второй мировой войны со стороны антигитлеровской коалиции.
Возможно, военфельдшер Джавад Муратханов и мог бы спастись, но как медик, солдат и просто мужчина он предпочел не бросать раненых. Вероятно, еще и подумал - а что я скажу нашим ребятам с Малой Крепостной?

Гибель теплохода "Армения".

Технические данные пассажирского теплохода "Армения":

Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узлов (около 27 км/ч);
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;

Официальная информация о гибели теплохода "Армения" такова:

"В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолетом-торпедопосцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек."

Имеется и примерная карта-схема в соответствии с указанными координатами:

В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США под руководством Роберта Балларда. Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако "Армения" так и не была найдена. Роберт Баллард - известная личность в мировой морской археологии, директор института океанографии штата Массачусетс, США. Человек нашедший "Титаник", линкор "Бисмарк", авианосец "Йорктаун". Получив информацию о "Армении" приостановил поиски Атлантиды на острове Санторин и отправляется в Черное море на своем научно-исследовательское судне "Эндевер", оборудованным современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами. Экспедиция обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов.
Итак, "Армению" не нашли. А там ли искали? Что нам известно?

"Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе,..."
"Только в 8 часов утра теплоход прекратил загрузку и командир "Армении" капитан 3 ранга В.Я.Плаушевский приказал отдать швартовые."

То есть выход "Армении" в море произошел в 08-00 7 ноября 1941 года из Ялты. Что дальше? Что говорят очевидцы?
Обратимся к свидетельству катерника с морского охотника МО-04 М.М. Яковлева.

"7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва -- не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет "Армению", то ей несдобровать... Так оно и получилось".

На форуме "Цусима" http://wap.tsushima4.borda.ru/?1-9-0-00000001-000-0-0 дается несколько другая цитата воспоминаний М.М.Яковлева (либо ее пересказ?):

"Дальше воспоминания катерника с МО-04 М. М. Яковлева: "7 ноября в 10 часов утра по пути в Туапсе теплоход был атакован двумя "Хейнкель-111" в районе мыса Сарыч. МО вести огонь не мог, море было очень свежее, крен достигал 45 градусов. Зашли на "Армению" с двух сторон: один He-111 со стороны Ялты, а другой со стороны моря. Первый торпедоносец промахнулся. Второй - попал. Примерно за четыре минуты корабль ушел под воду."Уцелели лишь 8 человек."

И в том и в другом варианте фигурирует мыс Сарыч. Мыс Сарыч находится примерно в 40 километрах от Ялты - если мерить расстояние по суше, и примерно в 50-55 километрах, если идти морем. За два часа полным ходом (2 часа х 27 км/ч = 54 км) "Армения" вполне могла достигнуть мыса Сарыч. Только вот мыс Сарыч, находится к ЗАПАДУ от Ялты! А "Армения должна была идти НА ВОСТОК - в Туапсе или Новороссийск. Или не должна? Вслед за мысом Сарыч, М.М.Яковлев упоминает мыс Айя, который расположен ЕЩЕ ЗАПАДНЕЕ от Ялты! Именно о его камни взорвались торпеды первого торпедоносца. На торпедоносцах типа "Не-111" применялись торпеды типа "F 5w" калибром 450 мм. Их боевая часть включала в себя 170 килограмм ВВ. Дальность хода составляла 3000 метров. Для того, чтобы такая торпеда попала в камни у мыса Айя, "Армения" должна находиться между точкой сброса торпед и мысом Айя. При этом точка сброса торпед не должна быть далее 3000 метров от мыса, иначе торпеда затонет, не дойдя до него.
То есть "Армения" должна находиться примерно в 2500-2000 метрах от мыса Айя.

Что дальше? Если верить цитате с форума "Цусима", то второй торпедоносец атаковал практически сразу же после первого, либо одновременно с ним. Если это так - то
"Армения" затонула в районе Ласпи. Примерно в 2-3 километрах от берега.

А если нет?

Командующий Черноморским Флотом адмирал Ф.С.Октябрьский:

"Когда мне стало известно, что транспорт собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру, ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, не смотря на это, вышел из Ялты в 08.00. В 11.00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды "Армения" находилась на плаву четыре минуты".

В 11-00, если исходить из того, что после 10-00 "Армения" следовала из Ялты все с той же скоростью в 14 узлов, она должна была находиться в районе мыса Фиолент, либо несколько северо-западнее.
Ну и наконец, 11-25. При той же скорости в 14 узлов получаем место гибели "Армении" примерно в районе мыса Херсонес (севернее, западнее или южнее).
Таким образом, мы имеем три возможных места гибели "Армении". Все они расположены ЗАПАДНЕЕ ЯЛТЫ И МЫСА САРЫЧ. То есть, совершенно не там, где искал Роберт Баллард.
Почему "Армения" оказалась на пути в Севастополь, а не в Туапсе? Вероятнее всего, ее капитан получил приказ из серии "дым в трубу, пельмени раскатать" - вернуть персонал севастопольских госпиталей обратно. Вероятнее всего во исполнение следующей директивы:

"ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 004433 КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ КРЫМА, ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ОБОРОНЫ КРЫМА

Копия: народному комиссару Военно-Морского Флота. 7 ноября 1941 г. 02 ч 00 мин
С целью сковывания сил противника в Крыму и недопуска его на Кавказ через Таманский полуостров Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

1.Главной задачей ЧФ считать активную оборону Севастополя и Керченского полуострова всеми силами.
2.Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами.
3.Все три старых крейсера и старые миноносцы держать в Севастополе. Из этого состава сформировать маневренный отряд для действий в Феодосийском заливе по поддержке войск, занимающих Ак-Монайские позиции.
4.Отряду Азовской флотилии поддерживать войска Ак-Монайской позиции с севера.
5.Линкоры, новые крейсера базировать в Новороссийске, используя для операции против берега, занятого противником, и усиления отряда старых кораблей. Базирование эсминцев по Вашему усмотрению.
6.Часть ЗА из оставленных районов использовать на усиление ПВО Новороссийска.
7.Организовать и обеспечить перевозку в Севастополь и Керчь войск, отходящих в Ялту, Алушту и Судак.
8.Истребители, штурмовики и часть самолетов МБР оставить в Севастополе и Керчи, остальную авиацию использовать с аэродромов СКВО для ночных ударов по аэродромам, базам и войскам противника в Крыму.
9.Эвакуировать из Севастополя и Керчи на Кавказ все ценное, но не нужное для обороны.
10.Руководство обороной Севастополя возложить на командующего ЧФ т. Октябрьского с подчинением Вам. Заместителем командующего ЧФ иметь в Туапсе наштафлота.
11.Вам находиться в Керчи.
12.Для непосредственного руководства обороной Керченского полуострова назначить генерал-лейтенанта Батова.

И. СТАЛИН Б. ШАПОШНИКОВ Н. КУЗНЕЦОВ"

Других логических объяснений возврата "Армении" нет. Всякие версии про "золото в слитках", "сотрудников НКВД" - для сирых и убогих, которых недолечили галоперидолом, либо выпустили из "Дома-2" за образцово-идиотское поведение.
Поскольку "Армения" не дошла до Севастополя - приказ "зажилили". А может, в письменном виде его и не было. Довольно часто отдаются устные приказания, и в случае гибели получившего устное приказание, отдавший приказание может и не сознаться в том, что такое приказание было. Особенно, если найдутся люди, которые начнут настойчиво задавать вопросы.

Так или иначе, но и Ласпи, и Фиолент, и Казачка - три известных пляжа Крыма - могут быть, по сути, окраиной братской могилы на несколько тысяч человек. Впрочем, и Казачка и Фиолент таковыми уже являются - это если вспомнить последние дни обороны Севастополя в июле 1942 года. В этом отношении гораздо этичными, хотя и, менее безопасными, в санитарном отношении являются городские пляжи, расположенные внутри Севастопольской бухты. Но тема пляжей - не тема данной статьи, просто так получается, что место гибели "Армении" вероятнее всего находится недалеко от берега.

Чем объяснить малое число спасенных? Ветер от берега в сторону моря и минных полей, холодная вода (7 ноября) и большое волнение на море ("...крен катера достигал 45 градусов..."). Чем объяснить быстрое время гибели теплохода - 4 минуты? Его конструкцией. Большое количество пассажирских кают вдоль всего борта корабля, предусматривает наличие длинных коридоров вдоль всего корабля. С учетом волнения на море, а также того, что немецкие торпеды часто не держали глубины и выскакивали на поверхность, пробоина от торпеды могла оказаться на уровне или выше ватерлинии, что способствовало не только затоплению носовых трюмов, но быстрому распространению воды по всему теплоходу. Перегруз пассажиров в несколько раз выше нормы наверняка создал трудности для экипажа при борьбе за живучесть.
Нужно ли продолжать искать "Армению" или точное местоположение ее гибели должно по-прежнему оставаться неизвестным? Это вопрос больше политики, чем этики. Если мы по-прежнему хотим превращаться в жвачное быдло, поедающее попкорн и созерцающее очередного "супермена" в обтягивающем голубом трико - нет никакого смысла искать погибший теплоход. Если же нам важна наша история и мы ей дорожим - "Армения" должна быть найдена.