Сибирь        21.11.2023   

Польза морской воды для носа. Строение корабля. Виды и назначение кораблей Судовая силовая установка

Современные корабли делают из материалов, плотность которых во много раз выше плотности воды. Но они не тонут, потому что сконструированы таким образом, что внутри имеют много помещений, заполненных воздухом.

Когда речь идёт о корабле, мы употребляем термины "корабль " или "судно ". Между тем, эти понятия не означают одно и то же. В общем случае судном принято считать любое транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и грузов по воде. Разные правила и кодексы трактуют это понятие по-разному. Например, в Международных правилах предупреждения столкновения судов в море написано, что судно – это любое средство передвижения по воде. Следовательно, судно – более широкое понятие. А кораблями принято считать крупные морские суда и суда любого размера, несущие на себе военно-морской флаг. Каждый корабль имеет собственное уникальное название, ходит под флагом государства, в котором оно официально зарегистрировано.

Как устроен корабль

1 – нос, 2 – бульб, 3 – якорь, 4 – борт, 5 – корма, 6 – корма, 7 – дымоход, 8 – ходовая рубка, 9 – палуба.

Корпус корабля состоит из нескольких частей.

Передняя часть называется нос . Во время движения он разрезает волны и поэтому имеет такую форму, чтобы сопротивление воды было минимальным. Передняя оконечность носа носит название форштевень . А часть носа, выступающая ниже ватерлинии, называется бульб . Он изменяет направление потока воды по корпусу, благодаря чему уменьшается сопротивление, увеличивается скорость корабля и уменьшается расход топлива.

Задняя часть корабля называется кормой. Она делится на надводную и подводную части. В подводной части располагаются руль и гребной винт . На надводной части находится машинное отделение и грузовой отсек.

Боковую часть называют бортом . Фальшборт – это часть борта, расположенная над палубой.

Внутреннее пространство корабля по вертикали разделяется на помещения горизонтальным перекрытием - палубой. Палуб может быть несколько: верхняя палуба, палуба рубки, палуба надстройки, палуба бака, первая, вторая палуба и т.д. Всё зависит от размеров и назначения корабля. Например, на шлюпочной палубе размещены спасательные шлюпки. На пассажирских судах есть специальные прогулочные палубы.

По дну судна, от носа до кормы, проходит продольная балка, которая называется килем . Она обеспечивает прочность корпуса и днища.

Линия соприкосновения корпуса со спокойной поверхностью воды, называется ватерлинией . Она условно разделяет надводную и подводную части корабля.

Для того чтобы удержаться на одном месте, судно на стоянке обязательно бросает на грунт якорь .

Судовой двигатель приводит в движение судовые движители : воздушный и гребной винт, гребное колесо). На парусных судах движителями являются паруса. (Движители – это устройства, преобразующие энергию двигателя или любую другую энергию, например, энергию ветра, в работу по перемещению транспортного средства).

Водонепроницаемость судна, плавучесть и непотопляемость обеспечивает корпус . Он состоит из обшивки и набора.

Центр масс и центр давления корабля

Когда корабль плавает, на него действуют две силы, равные по величине и противоположные по направлению: сила тяжести (вес) Р и выталкивающая сила.

Вес корабля Р – это сумма весов корпуса, механизмов, топлива, запасов воды, экипажа, вооружения и др. Сила тяжести всегда направлена вниз и тянет корабль на дно. Она приложена к точке, называемой центром тяжести корабля, или центром тяжести масс . При проектировании и строительстве корабля стараются сделать так, чтобы его центр тяжести находился в диаметральной плоскости . Это такая вертикальная плоскость, которая проходит через всю длину судна и делит его на 2 симметричные части. Центр тяжести расположен либо на половине высоты надводного борта, либо немного ниже его.

Выталкивающая сила приложена к геометрическому центру тяжести погруженного объёма корабля и направлена вертикально вверх. Точка приложения выталкивающей силы называется точкой давления , или центром давления .

Когда создают корабль, делают так, чтобы оба эти центра (центр тяжести корабля и центр давления) находились в диаметральной плоскости на одной вертикали.

Уравнение равновесия для корабля имеет вид:

P = γ (V o −V н) , или:

P = γ V

где

V н - водонепроницаемый объём корабля выше ватерлинии,

V o – весь водонепроницаемый объём,

P - вес судна,

γ - плотность воды,

V - погружённый объём

Это уравнение называется основным уравнением плавучести.

Запас плавучести

Плавучесть – самое важное мореходное качество корабля. Это способность оставаться на плаву вместе с грузами, необходимыми для выполнения определённых задач. Потеряв плавучесть, корабль утонет.

Каждый корабль имеет запас плавучести , который определяется как процентное отношение всех водонепроницаемых объёмов корабля, расположенных выше ватерлинии, к его полному водонепроницаемому объёму.

W = V н / V o * 100

С точки зрения физики запас плавучести равен такому объёму воды, который корабль может принять на борт, оставаясь на плаву.

Например, если запас плавучести равен 50%, то судно погружено в воду так, что его водонепроницаемый объём выше ватерлинии равен объёму, находящемуся ниже неё.

Объём надстроек и всех выступающих частей на верхней водонепроницаемой палубе не входит в запас плавучести. Объёмы повреждённых отсеков также исключаются из него.

Если корабль примет на борт количество воды, равное запасу плавучести, то он погрузится в воду по главную палубу. Его запас плавучести в данном случае станет равным нулю. А само судно будет находиться в неустойчивом положении. В физике это называется нейтральная плавучесть. Даже небольшое воздействие на корабль в таком состоянии может привести к тому, что плавучесть станет отрицательной, и корабль утонет. Поэтому ч тобы плавание было безопасным, для любого корабля устанавливается обязательный запас плавучести . Он обозначается грузовой ватерлинией или грузовой маркой – специальной отметкой, наносимой на судно. Она показывает уровень, до которого судно может быть нагружено. Чем больше загрузка, тем ближе к воде находится грузовая марка.

Для сохранения запаса плавучести корпус корабля и все его помещения делаются водонепроницаемыми. Они разделяются переборками и палубами. Водонепроницаемы двери, иллюминаторы, люки. В случае поступления воды в какое-то помещение на корабле, она не сможет проникнуть в другие помещения. Очень важно, чтобы все эти конструкции корабля всегда находились в исправном состоянии.

Рассматривая корабль в профиль, можно оценить его очертания и линии корпуса. Само судно представляет собой каркас, называемый набором, и обшивку. Набор корпуса служит для придания всей конструкции жесткости. Он также формирует внешний облик корабля, его обводы. Можно заметить, что в передней (носовой) своей части судно имеет особую форму. Нос корабля специально делают заостренным, чтобы при движении сквозь толщу воды судно испытывало минимальное сопротивление среды.

Переднюю оконечность корабля по морской терминологии называют носовой частью. По своему расположению она противоположна корме. Нос корабля чаще всего имеет вытянутую форму, суженную с боков. Его функция – разрезать волны, которые препятствуют быстрому движению судна. Такая своеобразная форма носовой части лучше всего соответствует условиям эксплуатации корабля.

Элементы носовой части корабля

Носовая часть корабля имеет сложное устройство. Она сконструирована таким образом, чтобы до минимума сократить сопротивление водной стихии. На самом конце носа располагается форштевень. Это толстый брус, который является своеобразным продолжением киля. В том месте, где форштевень подходит к ватерлинии, нередко ставят металлическую накладку, которая носит название «грен» или «водорез».

В древности на носу парусных судов обычно помещали украшения в виде фигур – ростры, выполнявшие декоративную функцию. Такие изображения позволяли не только сделать судно более привлекательным, но часто придавали боевым кораблям устрашающий вид. Римские боевые корабли вместо декоративных фигур часто имели спереди массивные тараны, которыми оканчивался нос.

Палубные элементы передней части судна также имеют собственные названия. Носовое пространство верхней палубы корабля носит наименование «бак». На парусном судне бак начинается у фок-мачты и заканчивается крайней передней оконечностью судна. Иногда корабль имеет на палубе возвышение в передней части – полубак. Этот элемент конструкции может занимать до половины всей длины судна. На передней части палубы устанавливают такелажное и швартовое оборудование.

В районе носовой части корпус корабля имеет усиленную конструкцию. Набор здесь более прочный и частый, а обшивка имеет значительную толщину и прочность. Делается для того, чтобы судно имело возможность уверенно идти против ветра и сильной волны. Крепкая носовая часть нужна также и при касании причала в момент швартовки. Нос в любых условиях плавания принимает на себя основную нагрузку внешней среды, поэтому требования к его конструкции всегда более строги.

При взгляде на океанское судно не всегда можно представить себе, из какого множества частей оно состоит. В глаза вначале бросаются внешние формы конструкции, обводы корпуса и палубные надстройки. А между тем любой корабль – это сложная система, включающая в себя ряд элементов, каждый из которых имеет свое назначение и название.

Основные части корабля

Основа любого корабля, будь то маломерное судно, или гигантский океанский лайнер, – это его корпус. Он состоит из набора, включающего в себя жесткие продольные и поперечные элементы, а также из обшивки, которая крепится к набору с внешней стороны. Набор в сочетании с обшивкой придает судну плавные очертания, гарантирует водонепроницаемость и защиту корпуса от повреждений. Это своего рода костяк, скелет корабля.

Условно корпус можно разделить на две части. Передняя называется носом, а задняя – кормой. Та часть корабля, которая находится ниже ватерлинии, называется подводной. Все, что возвышается над поверхностью воды, – надводная часть корабля. Корма и нос по обе стороны от осевой линии соединяются бортами.

Горизонтальная поверхность в верхней части корпуса называется палубой. Ее издавна набирали из плотно пригнанных друг к другу досок. На палубах парусных судов устанавливают одну или несколько вертикальных мачт, к которым крепят паруса и такелажное оборудование.

Большие корабли в своей верхней части оснащаются надстройкой. Эта конструкция служит продолжением бортов и может занимать значительную часть площади палубы. Массивная надстройка позволяет эффективно использовать пространство на палубе, но ухудшает остойчивость корабля и повышает его парусность. Для управления кораблем предназначается рубка, входящая в состав надстройки.

Другие элементы конструкции корабля

В средней и носовой части корабля часто можно увидеть продолжение борта, немного возвышающееся над поверхностью палубы. Эта легкая конструкция из дерева или плотного брезента называется фальшбортом. Он может быть стационарным или временным. Фальшборт незаменим во время сильного волнения на море, при прохождении опасных рифов и движении под парусами.

Имеют свои названия и элементы набора судна. Основная продольная часть конструкции, которая идет вдоль всего корпуса в его нижней части, именуется килем. Спереди киль переходит в наклонный форштевень. Кормовая оконечность киля называется ахтерштевнем. На него обычно навешивают руль. Через ахтерштевень также может быть пропущен вал

Вы замечали, как легко нам дышится на море? Все дело в том, что в морском воздухе содержатся мелкие частицы морской воды, богатые минеральными веществами. Воздействуя на слизистую дыхательных путей, они не только увлажняют ее, но и помогают эпителиальным клеткам работать более эффективно.

Промывание носа морской водой практикуется давно, но вот научно доказать ее положительное воздействие на здоровье удалось не сразу. До сих пор бытует мнение, что раствор поваренной соли (или физиологический раствор) сравним поэффективности со спреями на основе морской воды.

Однако, это не соответствует реальности:
Воздействие минеральных веществ возможно только при использовании морской соли. Помимо натрия и хлора, в морской воде содержатся ионы магния и кальция, которые стимулируют работу слизистой носа. Особенно важны ионы магния, которые способствующие т выработке энергии, необходимой реснитчатым клеткам слизистой для вывода патологических микроорганизмов из полости носа 1 ;

Механическое очищение поможет как в профилактике, так и в лечении насморка. Эффективность профилактики и лечения насморка с помощью регулярного промывания носа неоднократно подвергалась клиническим исследованиям как в России, так и за рубежом.
Промывание носа помогает при таких заболеваниях, как простуда (ОРВИ), ринит (насморк), синусит (воспаление носовых пазух), аллергический ринит и, а также при дыхательных заболеваниях, связанных с загрязнением воздуха в больших городах и на производстве 1 . Промывание носа морской водой, в составе комплексной терапии, поможет избежать развития таких неприятных осложнений, как, например, отиты, гаймориты, фронтиты, а также хронизациии процесса 1 ;

Разжижение слизи и облегчение ее удаления из носа также происходит по-разному. Регулярное промывание носа морской водой предотвращает сгущение слизи в носовой полости и очищает слизистую от бактерий, вирусов и аллергенов, улучшает работоспособность микроресничек, которые отвечают за распределение слизи в полости носа и вывод слизи, а с ней и бактерий, вирусов, аллергенов из носоглотки.

Для того, чтобы узнать, как правильно промывать нос, посмотрите наш анимированный ролик на эту тему

Помните о личной гигиене и гигиене полости носа. В последнем может помочь морская вода Маример.

Маример – это природная морская вода для профилактики и лечения насморка. Благодаря инновационной системе распыления, за один впрыск множество микрокапель морской воды мягко распределяются по всей полости носа и помогают эффективно очистить его от слизи 2 .

В каждой микрочастице морской воды Маример содержатся полезные микроэлементы, способствующие поддержке защитных функций носа с самого начала лечения насморка. Уникальное строение баллончика помогает избегать неприятных ощущений, обеспечивая мягкое и комфортное использование. А широкая линейка продуктов позволит Вам выбрать подходящий формат для каждого члена семьи 2 .

Морскую воду Маример собирают каждый день, вдалеке от берега на глубине нескольких метров в водах Атлантики в бухте близ Сен-Мало. В этой бухте мощные приливы и отливы, а постоянное перемешивание воды обеспечивает богатое разнообразие морских водорослей, а значит, высокое содержание минеральных элементов.

Стерильность обеспечивается за счет процесса микрофильтрации без облучения и применения антисептиков (при обработке воды не используют никакие химические вещества). В течение нескольких дней после сбора воду разливают по флаконам. В ходе производственного процесса качество воды отслеживают для обеспечения высочайшего уровня безопасности. Специальный клапан в насадке предотвращает попадание бактерий и других загрязнений во флакон.

Инновационная система распыления (микродиффузная) создает оптимальный размер капель/частиц аэрозоля, обеспечивая - аккуратное и непрерывное распыление, равномерное и максимально полное распределение раствора на поверхности слизистой оболочки.

1 Г. С. Мальцева, «Использование морской воды для профилактики и лечения заболеваний полости носа и носоглотки у детей». // Журнал «Педиатрия», №03, 2013.
2 Инструкции по медицинскому применению препаратов МАРИМЕР ФОРТЕ и МАРИМЕР от 07.05.2015 и 06.05.2015.