Азия        23.11.2023   

Византийские памятники. Экскурсия Экскурсия по Стамбулу «Церкви и святые места Византийской империи. Экскурсия в храм Святой Софии

ПредисловиеПрежде чем стать роскошным и блистательным домом османских султанов, Стамбул, а
тогда еще Константинополь, был не менее блистательной столицей Византийской
империи.
Византия возникла вследствие раздела Римской империи на две части. Город на Босфоре,
основанный императором Константином, стал центром нового восточного государства. В
отличие от западной части Римской империи, восточная ее часть всегда была ближе к
греческой культуре, и основным языком здесь также был греческий.
Со временем византийские императоры отдали предпочтение ортодоксальному
христианству, предпочтя его католичеству.

Невозможно, приехав в Стамбул, не увидеть великолепный Собор Святой Софии,
построенный императором Юстинианом в 536 году. Купол собора, который
спроектировали Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, был одним из чудес
света своего времени. Теперь, когда удалили леса, более десятилетия портившие
интерьер собора, можно, наконец, оценить грандиозный простор этой
превращенной сначала с мечеть, а затем в музей византийской церкви.
Айя София сыграла большую роль в турецкой истории. Многие оттоманские
султаны похоронены на ее территории. Мозаики Айя Софии – одна из важных
составляющие ее славы. Верхняя Императорская Галерея, установленная в 13
веке специально для императрицы и ее свиты, украшена прекраснейшими
мозаиками и мраморными фигурами.

Если Айя София – это памятник периода расцвета Византийской империи, то
церковь Хора, не менее прекрасная, но гораздо меньшая по размеру, относится к
периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле Эдирнекапы и
городской стены, которая сама по себе является памятником византийского
военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все
внутренние стены церкви.
Потолок нартекса, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время
как фрески боковой часовни (Parecclesion) выполнены в строгих черно-белых
тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких постельных тонах, которые
используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни
Иисуса Христа.

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы - стояние
на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался
бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник».
Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего
света, в том числе персов, армян и британцев.
Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили
изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри
которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был
воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что
среди императорских ансамблей позднего Рима.
Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского - «крепость Симеона») окружено тремя
рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов
в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки,
неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро,
заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.
Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное
церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов
и Мучеников в Герасе.

В современном мусульманском Стамбуле вы можете запросто перемещаться с помощью машины времени, совершив экскурсию по практически неизвестными для большинства туристов христианским византийским храмам средневекового Константинополя. О существовании некоторых из них не знают даже многоопытные гиды. Тем не менее, во время поездки по Стамбулу мне удалось посетить ряд уникальных памятников христианской архитектуры, чья история и великолепие не оставят равнодушным даже самого искушенного знатока.

Всякий путешественник, интересующийся историей великой христианской державы — Византийской империи, обязательно приедет на берега Босфора, в Стамбул. Ведь именно здесь можно прикоснуться к шедеврам лучших средневековых зодчих и оценить во всей красе величие православия Византии. Но как обнаружить храмы и святыни той давно ушедшей эпохи в огромном, многомиллионном современном городе, наполненном повседневной суетой? Безжалостное время и перипетии судьбы сильно изменили облик того Константинополя, который был когда-то величайшей столицей мира. А от его многочисленных храмов и монастырей до сегодняшнего дня сохранилось считанные единицы. Конечно, любому человеку, оказавшемуся в Стамбуле, не составит труда обнаружить главную туристическую жемчужину Византии, ставшей затем визитной карточкой османской империи, - Святую Софию.

Это - великий храм ушедшей державы ромеев, как называли себя византийцы Полюбоваться, также, к примеру, на пусть и не являющуюся общедоступной для посещения туристов церковь Святой Ирины, или насладиться великолепными мозаиками церкви Христа Спасителя в Хоре, расположенной вдалеке от центра города, но уже давно манящей туристов своими достопримечательностями.

Но ведь кроме этих мировых и общеизвестных памятников, в Стамбуле есть и не такие известные, и даже вовсе практически неизвестные, но не менее исторически важные и значимые святыни ушедшей империи. Доныне они живописно укрываются в переулках города. К счастью, благодаря замечательному экскурсоводу Иларии, нам удалось совершить преинтересное путешествие по некоторым из них.

Относительно недалеко от центра, немного южнее Святой Софии расположился удивительный храм, в византийское время нарекшийся во имя Сергия и Вакха. Тогда именно в этом районе располагались самые великолепные дворцы византийского Константинополя. И лишь этот храм сохранился до нашего времени целиком, практически в первозданном виде. Когда приближаешься к этому замечательному памятнику, невольно создается впечатление, будто видишь нечто знакомое, и это чувство охватывает неспроста. Храм во имя Сергия и Вакха представляет собой практически копию великой Святой Софии в миниатюре, ведь даже на турецком языке она ныне носит название Küçük Ayasofya, что и переводится как Малая Святая София. Церковь была построена по повелению императора Юстиниана (527-565), который пообещал возвести храм после печально известного (532 г.), в ходе которого императорские войска жестоко расправились над восставшими жителями столицы.

Постройку завершили до 536 г. и назвали в честь достаточно популярных в то время святых мучеников Сергия и Вакха. В целом храм поражает своим убранством и красотой интерьера, а зодчие, кроме того, потрудились применить и некоторые новаторские идеи. Например, поражает купол необычного очертания, напоминающего некую ребристую раковину, разделенную на доли, некоторые из которых имеют оконные отверстия.

Внутренняя часть здания имеет два этажа, а многочисленные колонны из зеленого и красного мрамора, с роскошными капителями, могут только еще раз напомнить о колоннах Святой Софии и заставляют поразиться великолепию и богатству Византийской империи.

Поднявшись на помост, можно увидеть рельефную надпись на греческом, прославляющую это деяние Юстиниана. И это неспроста, ведь в VI веке храм был ослепительно богат, владел несметными сокровищами, не только духовными, но и материальными, в нем принимали почетных иностранных послов, более того, при храме останавливались римские папы, когда приезжали в Константинополь. Конечно, церковь уже давно представляет собой действующую мечеть и при ее посещении нужно помнить, что во время проведения службы не удастся рассмотреть всё, что хотелось бы.

Однако радушие местных хранителей не заставит себя долго ждать в те моменты, когда мечеть практически пуста. Местный муэдзин с радостью готов показать достопримечательности, скрытые от глаз обыкновенных посетителей, в том числе и остатки первоначального пола церкви, которые для сохранности закрыты прочным стеклом. На этом оставим церковь Сергия и Вакха и переместимся к северу от нее.

Следующей нашей остановкой будет церковь Богородицы, основанная в начале X столетия . Ныне - это действующая мечеть Fenari İsa Camii. Однако в византийское время на этом месте располагался монастырь, получивший своё название благодаря основавшему его Липсу. Перед нашим взором предстает сооружение, которое представляет собой как бы две церкви, сросшиеся в одну.

Первоначально была построена та часть, которая находится далее от проспекта (северная церковь), и уже значительно позднее, - в конце XIII столетия, благодаря заботе и попечению императрицы Феодоры Палеологини, пришедший в запустение к тому времени монастырь был возрожден и к первоначальному храму пристроили южную церковь, во имя Иоанна Предтечи. Примечательно, что именно в этом храме были упокоены многие представители последней правящей династии Византии (Палеологов). Среди них - сама императрица Феодора и её сын, император Андроник II. Удивительно, что хотя практически сразу после падения Константинополя в 1453 г. церковь была обращена в мечеть, турки вынесли из храма не все останки столь знатных ромеев. Так, в 1929 г., в северной церкви были обнаружены нетронутыми неизвестные дотоле захоронения. Храм имел нелегкую судьбу, часто горел, переживал архитектурные и утварные утраты и лишения. Часть прекрасных убранств церкви с течением времени погибла.

Не сохранились полностью и надгробные надписи. После страшного пожара в XVII в., церковь лишилась колонн. В дальнейшем, на некоторое время храм находился в ведении музея Святой Софии. Однако ныне это уже полноценная, действующая мечеть. Примечательно, что в ней существует что-то наподобие школы для изучения ислама и во время нашего посещения храма как раз проходили занятия для детей по разъяснению сур Корана. Бывшие христианские святыни стали неотъемлемой частью облика современного мусульманского Стамбула.

Но покинем церковь Богородицы и отправимся к кварталу Христа Вседержителя, где некогда, в византийское время, находился величественный монастырь Пантократора (Вседержитель - греч. ), а ныне перед нашим взором возникает величественное строение, комплекс, состоящий из трёх соединенных между собой церквей. Этот храм, который теперь носит звание мечеть Зайрек, является вторым по величине (после Святой Софии) священным памятником византийского зодчества в Константинополе. По праву он был главной церковью обители Пантократора. Возведение храма пришлось на XII столетие, - время владычества династии Комнинов.

Строительство проходило в 1118-1136 гг., по указанию императора Иоанна II (1118-1143) и его царственной супруги Ирины. Южная церковь построена первой и являлась главным монастырским престолом, основанным Ириной. Именно она была посвящена Вседержителю. Примечательностью этого храма были изумительные колонны красного мрамора, которые погибли с течением времени. Обветшал и внешний облик этого грандиозного строения, но, тем не менее, в целом постройка дошла до нашего времени в своем первоначальном виде. Эта южная церковь сегодня также используется в качестве мечети. После смерти императрицы Ирины в 1143 г. её венценосный супруг построил рядом с храмом северную церковь, посвящённую Богоматери Элеусе (Умиление - греч. ). Здесь, в отличие от первого храма, несли службу не черное (давшее обет безбрачия - ред. ), а белое духовенство. Со стороны Богоматери Элеусе родственники могли навещать пребывающих там монахов.

Впоследствии в архитектурном церковном комплексе была возведена и третья часть, посвященная архангелу Михаилу и получившая название Ироон. Собственно говоря, Ироон служил как бы соединяющим звеном между северной и южной церквами. Здание это имеет достаточно причудливую форму, на её вершине возвышаются два купола и с одной из точек обзора может показаться, будто оно вдавлено внутрь. Вообще, постепенное строительство всего этого храмового комплекса, повлияло на необычный внешний вид церкви, которая тем самым еще больше опьяняет взор своей необычностью и величественностью. Именно здесь нашли после смерти своё последнее пристанище уже упомянутые царские особы Ирина и Исаак II, а также ряд других величественных византийцев, в том числе одни из последних императоров Ромейской державы: Мануил II († 1425) и Иоанн VIII († 1448). К сожалению, побывать внутри храма, имеющего столь знаменательную историю, нам не удалось. Как видно по фотографиям, практически весь комплекс закрыт строительными лесами, реставрационные работы продолжаются и по сей день.

Завершая наше путешествие, хотелось бы остановиться еще на одной удивительной христианской достопримечательности. На самой окраине византийского Константинополя, в знаменитом районе Влахерны, служившем в последние столетия истории Византии резиденцией императоров, находилась некогда знаменитая церковь Влахернской Божьей Матери, построенная в V столетии, благодаря стараниям императрицы Пульхерии и императора Маркиана. Славу она обрела после событий 626 г., от наступавших на него славян, .

В византийское время это место пользовалось огромным почтением у православных благодаря обилию чудес, происходивших в стенах церкви Влахернской Божьей Матери. К сожалению, судьба была безжалостна к храму. После целого ряда пожаров она окончательно погибла в XV веке и долгое время на этом месте оставались лишь руины. Только во второй половине XIX века греческая община Стамбула смогла выделить средства и построить на этом месте небольшую церковь. Каменная купель с источником — последнее, что напоминает о великом прошлом Влахернской церкви.

Несмотря на то, что от древней постройки сейчас не осталось и следа, это место имеет особое значение для православия и для России. Именно здесь в течение долгих столетий находилась знаменитая Влахернская икона Богородицы. Эта икона пользовалась у русских паломников особым почтением. Считается, что именно её преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу (отцу Петра I - ред. ). Она и доныне хранится в Успенском соборе московского Кремля.

Вот таким необычным получилось наше путешествие по византийским храмам Стамбула, которое лишь отчасти передает исконную святость этих мест.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Восстание Ника (в переводе с греческого «Побеждай!») — одно из самых знаменитых и грозных восстаний в истории Византии; нашло отражение в сообщениях многих византийских авторов. Оно произошло в Константинополе и началось 11 января 532 г., во время праздника — дня основания Константинополя. Восстания длилось в течение восьми дней. Главную роль в нём сыграли две наиболее влиятельных цирковых партии столицы: венеты (голубые) и прасины (зелёные). Несмотря на то, что эти две группировки были враждебными по отношению друг к другу, в эти январские дни они забыли разногласия и объединились в едином порыве, недовольные политикой императора Юстиниана (527-565). Сенаторская аристократия, которая поддерживала партию венетов и опиралась на неё, была возмущена политикой императора, направленной на ограничение политических прав сенаторов, а также претензиям к их земельным владениям. Прасины были недовольны высокими таможенными пошлинами и значительными ограничениями, стесняющими свободу торговли. Определённую роль в восстании сыграли и религиозные противоречия, существовавшие в то время внутри государства.

Восстание носило стихийный характер. Объединившиеся партии напали и разгромили резиденции крупных государственных чиновников. Начались уличные беспорядки, переросшие в прямые бои, восставшие выпустили заключённых из тюрем, сожгли налоговые списки. Практически весь город горел. Сенаторская оппозиция выдвинула нового императора - Ипатия, - который был торжественно коронован на ипподроме в присутствии толпы. Ситуация была настолько критической, что Юстиниан был готов оставить Константинополь. Но императрица Феодора, выступив на заседании императорского совета с пламенной речью, смогла вразумить своего супруга. Юстиниан предпринял наступление на восставших. В город были стянуты верные императору войска, часть заговорщиков подкупили золотом. Только ценой больших жертв полководцам императора удалось подавить мятеж. Ипатия и его брата казнили, сенаторов, замешанных в восстании, сослали, а их имущество конфисковали.

Константин Липс (липс — это также название юго-западного ветра - прим. автора ) - византийский сановник X века. Знаменит благодаря тому, что отреставрировал один из константинопольских монастырей, и основал там церковь, которая получила название в его честь. К сожалению, наука не располагает точными данными о его биографии и жизнедеятельности. Невозможно даже определить, жил ли он в начале или в середине X века, источники приписывают человеку с таким именем разные политические карьеры. По одной из них, он участвовал в мятеже Константина Дуки в 913 г. и был убит в одной из битв в 917. По другой — в 950-е гг. занимал важные государственные посты и участвовал, по крайней мере, три раза в дипломатических миссиях в Армению и даже отдал свою дочь замуж за представителя армянской знати.

Влахернскую икону отправили в дар царю Алексею Михайловичу непосредственно из Константинополя, по поручению служителя иерусалимской церкви Гавриила, вероятно, по просьбе самого русского государя. Она была доставлена в Россию торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари. Относительно даты прибытия иконы в науке долгое время существовали некоторые разногласия, но сейчас доказано, что это событие произошло в октябре 1653 г. По причине недостаточной сохранности источников, тем не менее, невозможно узнать, когда икона точно пересекла границу России, но, по всей вероятности, это произошло не позднее сентября. Еще в то время, когда икона находилась в Константинополе, патриарх Паисий I и синод составили специальную грамоту. Согласно этому документу, патриарх заверял, что подаренная икона является непосредственно той самой святыней, которая защищала Константинополь ещё во времена императора Ираклия (610-641) и патриарха Сергия (610-638). После прибытия святыни, была проведена торжественная служба и с этого времени Влахернская икона включается в церемониальный царский обиход и литургическую практику московского Успенского собора.

Осада Константинополя 626 года — одно из знаковых событий в ходе ирано-византийской войны, продолжавшейся с 602 по 628 год. К 626 году ситуация была наиболее сложной для Византии. Император Ираклий (610-641) уже долгое время отсутствовал в Константинополе, проводя боевые действия на границе с Ираном. Правитель Ирана - Хосров - надеялся провести решающую кампанию против империи, воспользовавшись сложившейся обстановкой и попытаться завладеть Константинополем. (часть персидских войск находилась в Халкедоне, недалеко от византийской столицы). Заручившись поддержкой аваров, и таким образом блокировав город с суши, персы рассчитывали в скором времени одержать верх. Обороной Константинополя руководили патриарх Сергий (610-638) и патрикий Бонус. В конце июня авары начали штурмовать город (известно, что среди их союзников были и славяне). Активные боевые действия продолжались больше месяца, но благодаря умелой обороне город оставался неприступен. Кроме того, в эти тяжелые дни патриарх Сергий совершал обходы по стенам города с иконой Влахернской Богоматери, показывая тем самым, что Константинополь находится под божественной защитой. Решающее наступление произошло в начале августа в районе Влахерн, когда авары с суши, а славяне на лодках и челноках со стороны Бухты Золотой Рог надеялись прорвать оборону столицы. Однако авары были отбиты, а славяне были уничтожены византийскими кораблями. Потерпев сокрушительное поражение, аварам пришлось отступить от стен Константинополя, а свою победу византийцы усмотрели в заступничестве Божьей матери, покровительнице Влахерн.

Мнение:

Изучение характерных признаков для «не живой формы» материи привело к открытиям Всемирных законов сохранения массы и энергии. Но рядом с двумя атлантами, на плечах которых покоился «ньютоновский свод» классического мира науки, - Массой и Энергией, обнаружен третий гигант, - Информация. Теория подобия позволяет сделать рабочее допущение о виртуально-информационной форме, как третьей форме материи. Другими словами, по аналогии отношений, информация не появляется и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую. Всемирный, ОСНОВНОЙ ЗАКОН - всегда прост и стремится к ЕДИНИЧНОСТИ: Масса - Энергия - Информация - триедины. И, если рассматривать культовые византийские храмы, как объект исследования в данных стереометрических координатах, то автор статьи дает читателям и специалистам современную информационную координату этого объекта.

κόσμος - украшение, мир, мировой порядок (ср. косметика).

Территорию Византии населяло свыше двадцати народов, из которых почти каждый обладал своей оригинальной культурой, восходившей еще к глубокой древности. Наряду с греками в сложении византийской культуры принимали участие египтяне, сирийцы, народы Закавказья, особенно армяне, народы Крыма, а также многочисленные в империи славяне. Византийские Императоры, военачальники, ученые, писатели, художники, архитекторы и церковные деятели выходили из самых разнообразных этнических групп населения Византии.

Сложный характер византийской культуры, в которой скрещивались многообразные влияния, виден прежде всего на произведениях искусства и художественного ремесла. Так, храм Софии, построенный при Юстиниане по планам двух малоазийских архитекторов-Исидора из Милета и Анфемия из Траллиса, - представляет своеобразное сочетание плана западной базилики с восточным конструктивным типом - грандиозным купольным перекрытием. В кружевном орнаменте карнизов, в разноцветных мозаиках, которыми украшены верхние части храма, также видно слияние восточных и античных западных мотивов.

Если мы возьмем образцы византийских узорчатых шелковых тканей, то в мотивах узоров мы откроем иранские, индийские и другие восточные влияния (стилизованные слоны, львы, геральдические птицы), в то время как в техническом отношении здесь можно проследить прямое продолжение античных традиций. Византийские ювелирные изделия, отличающиеся нередко большим художественным вкусом, точно так же отражают влияние античного искусства, воспроизводя наряду с религиозно-христианскими сюжетами и сцены из античной мифологии.

Если мы обратимся к духовной культуре Византии, то и здесь увидим, с одной стороны, наличие разнообразных скрещивающихся влияний, с другой - непрерывную античную, традицию. В отличие от Запада здесь никогда не прекращали читать и изучать древнегреческих ученых, философов, историков и поэтов. Последний центр языческой философской мысли - Афинская высшая школа - существовала здесь до 529 г., когда она была закрыта Юстинианом, т. е. значительно дольше, чем западные центры образованности. Изучение же римского права в школах Александрии, Бейрута, Константинополя никогда и не прерывалось. В этих городах на базе юридического и философского образования возникают своего рода университеты, из которых наибольшей известностью пользовался Константинопольский университет. По штатам, установленным для него императорским указом 425 г., здесь числились 31 профессор, преподававшие риторику, грамматику, философию и юридические науки.

В VIII в. в связи с иконоборчеством и реформаторской деятельностью Исавров светская научная мысль и светская литература отступают на задний план перед богословскими сочинениями. К этому времени относится литературная деятельность двух столпов иконо-почитания Иоанна Дамаскина и Федора Студита. Первый из них в своем «Источнике знания» впервые систематизировал догматы христианства, второй оставил множество писем и трактатов богословского содержания. В IX в. возрождается интерес к светской и особенно античной литературе. Наиболее яркое свое выражение этот интерес получил в деятельности патриарха Фотия, автора «Мириобиблиона» - обширного сборника выписок и отзывов о прочитанных книгах. Это один из наиболее любопытных образцов византийской литературной критики, распространяющейся на несколько сот, главным образом, древних произведений. Вместе с тем произведение Фотия свидетельствует о компилятивном, нетворческом характере византийской научной мысли в IX в. Той же чертой отличаются и произведения X в. - обширные сельскохозяйственная и историческая энциклопедии, составленные по поручению императора Константина VII Багрянородного путем компилирования античного научного наследия; историко-филологический словарь Свиды и многие другие. Впрочем, самому Константину VII принадлежат трактаты «Об управлении государством» и «О церемониях византийского двора», дающие ценные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.

В XI в. наиболее яркой фигурой византийского ученого мира является Михаил Пселл, юрист, философ, филолог, историк и поэт, соединявший с широкой энциклопедической образованностью таланты льстивого царедворца и интригана.

Если в области философской и научной мысли Византия не пошла далее усвоения и комментирования научного наследия античного мира, то в области летописания она дала много оригинальных произведений. Начиная от Зосима в V в., Прокопия Кесарийского и Фвофилакта Симокатты в VI в., через ряд последующих столетий тянется непрерывная полоса «историй» и «хроник», посвященных либо отдельным царствованиям, либо изложению исторических судеб всего человеческого рода «от потопа» и до времени жизни автора. Некоторые из этих хроник, например, Иоанна Малалы, Георгия Амартола и др., оказали сильное влияние и на русское летописание.

Своеобразным памятником византийской культуры - литературного творчества являются также бесчисленные жития святых, ценные для современного историка обилием рассыпанных в них бытовых деталей и исторических данных. Византийская житийная литература еще более широко проникла на Русь, чем историописание, сделавшись излюбленным чтением русских книжников и оказав большое влияние на древнюю русскую литературу.

Художественная литература в культурном наследии Византии занимает сравнительно скромное место. По своей тематике и форме она была вначале связана с античной литературой, но затем здесь возобладали церковные влияния. Наиболее замечательным образчиком византийского светского романа является «Сказание о Дигенисе Акрите», напоминающее по своему характеру произведения западноевропейского феодального эпоса («Песнь о Роланде», «Сид» и т. д.). «Сказание о Дигенисе» пользовалось большой популярностью на Руси, о чем свидетельствует ряд сохранившихся русских рукописей этого произведения. Из Византии на Русь приходили также многочисленные сборники поговорок, изречений, высказываний «отцов Церкви», известные под названиями «Цветов», «Пчел» и пр.

В противоположность феодальной культуре раннего западного средневековья, византийская культура никогда не была исключительно церковной. Наоборот, светские элементы в ней подчас даже преобладали. Точно так же византийская школа, а следовательно и образованность общества были менее зависимыми от церкви, чем на Западе. Вот почему проникновение на Русь византийских культурных влияний, хотя и шедшее под флагом христианства и церковного строительства, могло в свое время оказаться плодотворным и для развития русской светской культуры.

Современный Стамбул полон достопримечательностями, о которых совершенно не знают рядовые туристы. Более того, даже многие опытные экскурсоводы не осведомлены о некоторых памятниках культуры, сохранившихся еще с византийских времен. А между тем, экскурсия по достопримечательностям, сохранившимся со времен Константинополя, может стать самым увлекательным путешествием за все время пребывания в турецком мегаполисе.

Если вы хотите прикоснуться к тайнам Византийской Империи, оценить ее былое величие и насладиться средневековым духом, непременно отправляйтесь на берега Босфора, в неизведанный и необъятный Стамбул!

Сегодня, мы попытаемся представить, как выглядели исторические памятники Византийской эпохи — некоторые из них сохранились до наших дней, другая их часть была разрушена с течением времени и на их месте мы можем наблюдать только фрагменты былого величия.

Большой Ипподром Константинополя (Площадь Ипподром, Стамбул)

Константинопольский ипподром был некогда одним из самых величественных сооружений в городе. Строить этот объект, превратившийся в последствии в грандиозный культурный памятник, начали с подачи римского императора Септимия Севера. Временем начала строительства считается 203 год. Тогда город еще носил гордое имя Византий. Ипподром, который еще именовали Большим цирком, был самым крупным из аналогичных сооружений в Константинополе. К слову, всего их было пять. Здесь проводились конные соревнования, бои гладиаторов, роскошные празднества. Ипподром был основным политическим местом – на его арене вступали в свои права новые императоры и складывали полномочия старые, а также приводились в исполнение смертные казни. Простой народ именно на Ипподроме мог стать хоть небольшой частью столичной общественно-политической жизни.

Сегодня о Большом цирке осталось не так много напоминаний. В их числе Змеиная колонна, обелиски Феодосия и Египетский, а также сама обширная площадь, именуемая Ипподромом (сегодня — ).

Площадь Ипподром на карте:

Церкви и монастыри Константинополя

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi)

Собор Святой Софии, реконструкция

По праву называют туристической жемчужиной Стамбула, сохранившейся со времен Византийской Империи. Строительство святыни инициировал император Юстиниан, и уже спустя 5 лет после закладки первого камня, в конце декабря 537 года, христианскую обитель освятили и открыли для прихожан. Руководили процессом возведения собора Анфимий из Тралл и Исидора из Милета. Под их началом усердно работали свыше 10 000 человек.

Практически целое тысячелетие Айя-София была центром православного мира для христиан. В соборе происходило множество знаковых исторических событий. Здесь венчали правителей на царство, отмечали военные успехи, а инакомыслящие периодически совершали варварские набеги, разрушая драгоценные мозаики. Айя-София пережила и нашествие латинов-крестоносцев, разрушивших алтарь и разграбивших святыню. Когда Константинополь пал пол натиском османов, собор был преобразован в мечеть.

В 30-х годах 20 столетия Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение упразднить мечеть, и в 1935 году на ее территории основали музейный комплекс.

Стоимость посещения музея составляет 40 лир, при наличии вход бесплатный.

Собор Святой Софии на карте:

Церковь Сергия и Вакха (Küçük Ayasofya — Малая Святая София)

Церковь Сергия и Вакха, Стамбул

Если пройти к югу от Айя-Софии, за Голубую мечеть, можно наткнуться на потрясающей красоты храм, который византийцы назвали в честь Сергия и Вакха. В те времена на этом месте было множество удивительных дворцовых комплексов, характерных для богатой константинопольской архитектуры. К сожалению, все дворцы ушли в небытие, и только храм продолжает мирно стоять на том месте, где когда-то был возведен.

Внешне храм очень похож на тот самый собор Святой Софии – этакая уменьшенная копия. Турки называют святыню Küçük Ayasofya, что означает на русском языке «Малая Святая София». Святыню выстроили по приказу правителя Юстиниана, давшего обещание возвести её в память о восстании Ника, ставшего одним из самых печальных событий в истории города. Во время восстания местных жителей войска императора жестоко расправились с ними, жертв было очень много. Строительство церкви было закончено к 536 году. Сергий и Вакх были в те времена очень популяризованными святыми, поэтому было решено назвать обитель их именами. Красота и монументальность интерьера восхищают. В архитектуре были применены некоторые новаторские ходы и идеи. Если взобраться на помост, то можно рассмотреть рельефную надпись на греческом языке, которая славит благие дела Юстиниана. Это неслучайно: после открытия в церкви хранились несметные богатства. Храм был одной из основных территорий, на которых с почетом принимали иноземных послов. Здесь во время визитов в Константинополь останавливались римские папы.

Конечно, храм давным-давно преобразован в мечеть, которая действует и сегодня. Поэтому, если вы попадете в церковь во время богослужения, то увидеть все, что хотелось бы, не получится.

Церковь Сергия и Вакха на карте:

Монастырь Липса (Lips Manastırı Kilisesi, мечеть Фенари Иса)

Монастырь Липса, Стамбул

На заре 10 века Константин Липс основал прекрасную церковь Богородицы. Сегодня эта постройка преобразована в мусульманскую святыню, но некогда на ее месте находился обширный монастырский комплекс, названный в честь его основателя.

Монастырь Липса (Мечеть Фенари Иса)

Константин Липс прославился в Константинополе именно благодаря тому, что посодействовал реставрации старинного монастыря, а также выстроил там церковную обитель. О самом византийском сановнике, его жизни и работе, известно очень мало.

Внешне выглядит так, как будто состоит из двух церквушек, сросшихся в единое целое. Первой на свет появилась северная церковь, располагающаяся поодаль от проспекта, а впоследствии, уже в 8 веке построили вторую церковь, по велению императрицы Феодоры из династии Палеологов. Благочестивая женщина возродила старый монастырь и пожелала пристроить к нему южную церковь, названную в честь Иоанна Предтечи. Этот храм долгие годы служил усыпальницей для членов династии. Феодора упокоена в этом же месте, а вместе с ней ее сын, а также правитель Андроник Второй.

Мечетью монастырь стал в 1453 году, после завоевания Константинополя турками. Судьбу постройки нельзя назвать легкой: святыня часто страдала от пожаров, грабежей и разрушений. Поэтому некоторая доля богатых убранств безвозвратно утеряна.

Монастырь Липса на карте:

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Древнейшая христианская обитель в Стамбуле – это церковь Святой Ирины. Основали эту святыню еще при императоре Константине. В 4 столетии постройка была полностью уничтожена пожаром, но правитель Юстиниан повелел восстановить церковь заново.

Изначально строительство церкви было задумано как посвящение «Святому миру», а не святой по имени Ирина. Первое христианское сооружение (базилика) появилось на этой территории еще в 4 столетии, а до тех пор здесь высился храм, посвященный древнегреческой богине Афродите. Длительный период времени церковь, названная именем святой Ирины, считали центральным константинопольским храмом, но позднее этот статус перешел к новому, более обширному и яркому, храму Святой Софии. Известно, что в начале 80-х годов 4 века в церкви Святой Ирины был проведен Второй вселенский собор, знаменитый тем, что на нем сформировали учение о Святой Троице и предали анафеме ряд ересей.

Церковь Святой Ирины на карте:

Церковь Св. Марии Монгольской (Meryem Ana Mogollar kilisesi)

Церковь Святой Марии Монгольской, гравюра

Эта православная греческая святыня, носящая имя Панагии Мухолиотиссы (или Марии Монгольской), располагается в некотором отдалении от традиционных туристических троп и даже маршрутов, по которым обычно движутся паломники.

Храм Св. Марии Монгольской, Стамбул

При этом неподалеку от церкви находится общеизвестный и часто посещаемый памятник византийской архитектуры – храм Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами), в котором до сих пор можно полюбоваться мозаичными украшениями 14 века. Эту обитель редкий турист обделяет вниманием, а вот церковь Марии Монгольской почему-то забыта.

Примечателен тот факт, что храм никогда не превращали в мусульманскую мечеть. Сегодня, как и много столетий назад, в нем ведутся христианские службы.

Церковь Марии Монгольской на карте:

Монастырь Пантократора (Zeyrek camii, мечеть Зейрек)

Монастырь Пантократора, Стамбул

Обширный , в состав которого входят три равноправных храма, объединенных друг с другом, по размерам лишь немного уступает знаменитой Айя-Софии. Уникальная постройка датируется 12 веком. В это время у власти была династия Комнинов.

Монастырь Пантократора

Строили святыню достаточно долго, в период в 1118 по 1136 годы. Инициатором возведения монастыря был Иоанн Второй, а также его супруга, императрица Ирина.

Северная церковь выстроена первой и названа в честь Господа Вседержителя, южная – несколько позднее (она носит имя Элеуссе (Милостивой богоматери)). Сообщаются эти две постройки при помощи капеллы Архангела Михаила. Чтобы ее возвести, понадобилось демонтировать часть внешних стен уже имеющихся церквей.

Южный храм на сегодняшний день выполняет функции мечети. Инициатором его строительства полностью были императрица Ирина. Второй же храм построил ее супруг уже после кончины любимой жены.

Третья часть монастыря названа Ироон. В ней и похоронили упомянутых выше царственных особ. Позднее здесь нашли последнее пристанище и другие императоры, такие как Иоанн Восьмой и Мануил Второй.

К несчастью, святыню варварски разграбили и разорили во время крестового похода в начале 13 столетия.

Когда османы пришли в город, из храма тут же сделали мечеть. Монастырское помещение стало играть роль медресе. В этой школе занимался преподаванием мулла Зейрек Мехмед Эфенди. Его именем впоследствии назвали не только саму мечеть, но и целый квартал.

Монастырь Пантократора на карте:

Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi)

Церковь Влахернской Божьей Матери, Стамбул

Практически на константинопольской границе, в небезызвестном районе Влахерны, размещалась когда-то христианская святыня, названная именем Влахернской Божьей Матери. Возведено это строение было в 5 веке с подачи членов правящей династии Маркиана и Пульхерии. Прославилась церковь с того времени, как в середине 20-х годов 7 века икона Богородицы стала спасением для города, на который наступали славяне. По убеждению верующих, именно святой образ помог в потоплении вражеских судов.

Византийцы с большим почтение относились к храму, но судьба его оказалась незавидной. Постройка часто страдала от пожаров, а в 15 столетии была полностью уничтожена огнем. Стараниями проживающих в Стамбуле греков на месте старинной шикарной церкви была построена новая обитель, но уже более маленькая и скромная. О прошлом этого места напоминает лишь каменная купель с источником.

Православные с большим почтением относились к храму, так как в нем долгие годы хранилась чудотворная икона. Образ не утерян и сегодня, только его перевезли теперь в московский Успенский собор. Когда-то эту икону подарили царю Алексею в 1653 году – так повелел сделать церковнослужитель Гавриил из иерусалимского храма.

Церковь Влахернской Божьей Матери на карте:

Монастырь Студиос (Студийский монастырь, Имрахор, Uşşaki Cami)

Монастырь Студиос, реконструкция

По историческим сведениям, этот монастырь был основан римским патрицием Студионом, который переехал в город в середине 5 столетия, когда императором был Лев Первый. Патриций сначала повелел выстроить небольшую церковь в честь Иоанна Предтечи, вокруг которой впоследствии вырос полноценный монастырский комплекс. Когда Константинополь пал под гнетом османских воинов, святыню преобразовали в мечеть. Этим в 1486 году заведовал конюшенный (имрахор) падишаха Баязида Второго. Мусульманскую обитель назвали Имрахор Ильяс-бей. В постройке открыли своеобразную каллиграфическую школу.

Монастырь Студиос, Стамбул

В начале 80-х годов 18 века мечеть была сильно разрушена огнем, часть построек восстанавливали в течение многих лет, но все старания свело на «нет» землетрясение 1894 года. Памятник культуры пострадал очень сильно, а в довершение всего в 1908 году рухнула кровля. Сегодня гости и жители Стамбула имеют возможность видеть только руины, да и то частично – большую часть материалов горожане в свое время разобрали для ремонта собственных жилищ. Но все же среди руин просматриваются элементы напольного покрытия из мрамора, малахита и порфира.

Студийский монастырь на карте:

Музей Карие (Церковь Христа Спасителя в Хоре, Khora manastırı)

Музей Карие, Стамбул

Был открыт в здании старинной церкви Христа Спасителя в Хоре. В переводе на русский язык название музея означает «пригород». Сама святыня, приютившая на своей территории музейный экспонаты, датируется 4-5 столетиями. Но самое значительное и дорогое в этом здании не они, а фрески и мозаики, которые сохранились до наших дней со времен императора Андроника Второго. Эти великолепные украшения появились в храме стараниями первого министра и главного имперского казначея Феодора Метохита, который пустил на такое благое дело все свои финансовые накопления.

Когда Константинополь стал Стамбулом, великий османский визирь приказал преобразовать церковь в мечеть, которой дали имя Карийе. А в конце 50-х годов 20 века в ней основали музейные залы.

Музей Карие на карте:

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы, Pammakaristos Manastırı)

Монастырскую обитель Панагии Паммакаристос возводили в период правления императорских династий Комнинов и Дук, то есть в 11-12 веках. В тот момент уже прослеживалась новая тенденция в зодчестве – украшение не только интерьера, но и экстерьера храмов. К древнему монастырю в 14 веке присовокупили часовню, украшенную мозаикой. Некоторые фрески сохранились и по сей день.

Долгое время церковь служила «домом» для христианского патриархата. Сюда, по замечаниям историков, даже приходил султан Мехмед Второй. Он проводил часы, беседуя с патриархом Геннадиосом и набираясь знаний о православной теологии. Когда в 16 веке к власти пришел падишах Мурад Третий, ему удалось завоевать Грузию и Азербайджан. В честь этого события из храма решено было сделать мечеть Фетхие (в переводе на русский язык это слово означает «завоевание»). Патриархату же отвели другую территорию.

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы)

Часовня подверглась масштабной реставрации в 2005 году. На главном куполе можно разглядеть лики Христа Пантократора и 12 пророков. В апсиде есть изображения Иоанна Крестителя, Девы Марии и Христоса Благославляющего. Комнаты, в которых есть мозаика, выполняют функции музея. К слову, фресок сохранилось довольно много – больше их можно увидеть только в музее Карийе и Айя-Софии.

Стоимость билета в музей составляет 5 лир, по Музейной карте — бесплатно.

Музей Фетхие на карте:

Дворцы и другие памятники Византийской эпохи

Музей Мозаик (Büyük Saray Mozaikleri Müzesi, часть большого Императорского Дворца)

Музей мозаик, Стамбул

Здание, в котором сегодня располагается этот уникальный музейный комплекс, является частью перистиля большого Императорского дворца. Мозаичные картины, обнаруженные на территории Стамбула, считаются ценнейшими находками, повествующими об истории целой Империи.

Мозаичное полотно в музее Мозаик

Когда-то дворцовое строение было не просто домом императорской династии. Здесь проводились важнейшие церемониальные обряды как гражданского, так и религиозного значения. Когда в постройке в начале 30-х годов 20 века велись ремонтные работы, реставраторы наткнулись на элементы мозаичного напольного покрытия. Дальше за дело взялись археологи. Они установили, что находка является старинным перистилем, размеры которого достигают 2 000 кв. км. Теперь на этой площади основали особый музей мозаик, где представлены редкие мозаичные изображения 5-6 веков.

Фрески состоят из миниатюрных кубиков, сделанных из стекла, извести и терракота. Размер одного кубика не превышает 5 мм. Таким образом, в одном кв. метре покрытия насчитывается свыше 40 000 отдельных деталей. Картины достаточно эпичны. Здесь есть и крестьяне, и охотники, и пастухи, и разнообразные представители фауны, а также сюжеты мифов. Несмотря на прошедшие годы, рисунки выглядят ярко и живо.

Стоимость билета в музей составляет 15 лир, с вход бесплатный.

Музей мозаик на карте:

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Знаменитая римская триумфальная колонна Стамбула территориально находится на городской площади Чемберлиташ. Датой ее основания считается 328 год, но в торжественной обстановке открыли достопримечательность только спустя 2 года после возведения – 11 мая 330г. Эта знаменательная дата – день основания славной столицы Византийской империи.

Основным материалом, используемым для строительства колонны, был розовый порфир. Высота сооружения – 34,8 метра.

Чтобы сохранить достопримечательность в первозданном виде и уберечь от разрушения, колонну скрепили прочными металлическими обручами еще при правителе Феодосии Втором. Изначально колонна была увенчана статуей императора, возвышающейся на специальных барабанах, но при правителе Алексее I Комнине эти части пострадали от молнии – они были попросту сбиты, но основа не пострадала.

Сегодня туристы и жители города имеют возможность любоваться 35-метровой красотой, состоящей из 6-ти цилиндров, удерживаемых железными обручами. В роли украшений для каждого из цилиндров выступают изображения лавровых венков. До наших дней дошли легенды, согласно которым при возведении колонны в ее основание заложили несколько религиозных реликвий, в том числе статую богини Афины из дерева, топор Ноя, посох Моисея, крошки краюхи хлеба Иисуса Христа и т.д.

Теперь колонна Константина переименована на турецкий манер, и называется она Чемберлиташ («Обожженная колонна»).

Колонна Константина на карте:

Развалины дворца Буколеон (Bukoleon Sarayı)

Дворец Вуколеон (Буколеон), реконструкция

Дворцовая постройка под названием Буколеон когда-то была частью так называемого Большого дворца. По историческим данным, строительство этого архитектурного шедевра велось в период правления Феодосия Второго, то есть в 5 столетии. Находится дворец на морском побережье, немного южнее знаменитого Ипподрома и восточнее храма Сергия и Вакха.

Реставрацией и расширением дворца позднее занимался император Теофилос. При нем у сооружения появился огромный фасад, который возвели над стенами, обращенными в сторону моря. В конце 60-х годов 10 столетия другой правитель Никефорос Второй повелел возвести контурную стену. Буколеон был центральным дворцовым комплексом вплоть до 11 века. Его долгое время использовали для проведения госсобраний и религиозных собраний. Здесь бывали первые лица других государств, в частности король Иерусалима Амальрик и султан Рома.

Впоследствии от дворца остались лишь руины, но и их разрушили в некоторых местах при строительстве железнодорожных путей в 1873 году. По сохранившимся останкам понятно, что дворец имел большой балкон с видом на морское побережье, на который можно было попасть сразу через три входа. Каждая дверь была отделана мрамором. Это можно увидеть и сегодня.

На развалины, оставшиеся от грандиозного дворца, посмотреть можно бесплатно. Добраться до развалин можно спустившись в сторону набережной от Султанахмет, к остановке транспорта Çatladıkapı (Чатладыкапы).

Дворец Буколеон на карте:

Водохранилища Константинополя

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Строительство акведука Валента стартовало еще во времена правления Константина Великого. Начинания этого императора продолжил другой глава государства – Валента (364-378г.г.). Проект возведения водопровода был окончательно завершен в 378 году. Основным материалом для постройки двухъярусного эстакадного сооружения послужил камень, который отделяли и привозили от разрушенной Халкидонской стены. Известно, что одноименный город, в котором находилась стена, в период мятежного восстания против императора Валента 14, занимал позицию противника — узурпатора и мятежника Прокопия.

Когда Константинополь покорился Османам, турки отремонтировали всю инженерную систему подачи воды, относящуюся к полуразрушенному акведуку, и саму «эстакаду» также восстановили. Насколько велики масштабы водопровода, стало ясно сравнительно недавно. В 2007 году археологи-разведчики выявили целых 650 км.

Акведук Валента на карте:

Цистерна Базилика (Yerebatan sarnıcı)

Цистерна Базилика, Стамбул

– это огромное водохранилище, сохранившееся со времен Византийской Империи. Свое название этот объект получил благодаря базилике, которая некогда возвышалась на месте нынешнего храма Святой Софии. Возвели объект инфраструктуры, который сегодня является одной из основных достопримечательностей, при Константине Великом, а реконструкционные работы и расширение повелел провести уже другой правитель – Юстиниан. Размерные параметры цистерны удивляют даже видавших виды туристов. В длину Базилика протянулась на 145 метров, ширина водохранилища – около 65 метров. В потолочное покрытие буквально «вросли» ряды колонн, которых всего насчитывается 336. Высота каждой из них составляет 8 метров!

Стены цистерны очень толстые (примерно 4 метра), выкладывали их из кирпича, а снаружи покрывали особым водонепроницаемым составом. По подсчетам специалистов, Базилика способна вместить порядка 80 000 кубометров воды.

Цистерна Базилика на карте:

Цистерна Феодосия (Şerefiye sarnıcı)

Цистерна Феодосия (Шерефие), Стамбул

Неподалеку от знаменитой стамбульский Цистерны Базилика находится аналогичное сооружение – , которую открыли для посещения относительно недавно, после масштабной реставрации.

Далеко не все туристы, приезжающие в Стамбул, слышали про цистерну Феодосия, потому что обнаружили ее только в 2010 году. Эта уникальная историческая достопримечательность была найдена под основанием огромного особняка. Домовладение отправили под снос, а цистерну стали приводить в порядок, ремонтировать и облагораживать. Длились эти кропотливые работы чуть меньше 8 лет. Размерные параметры Феодосии оказались сравнимы с Базиликой, а вот построена она, по предположениям археологов, на целое столетие раньше – примерно в 4 веке.

Сегодня известно, что это водохранилище наполнялось из водопровода, проложенного от Белградского леса. При помощи цистерны пресной водой снабжался Большой дворец, в том числе все его многочисленные фонтаны, а также знаменитые бани Зевксиппа.

Цистерна Феодосия на карте:

Цистерна Филоксена (Binbirdirek sarnıcı )

Цистерна Филоксена, Стамбул

– одно из важнейших водохранилищ, построенных в период нахождения у власти Константина Первого (324-337гг.). По размерам Филоксена уступала только знаменитой Базилике. Находится она в западном направлении от городского ипподрома. Вместимость цистерны поражает – изначально в ней можно было хранить до 325 кубических метров воды. Площадь хранилища – около 3700 кв.м.

Постройка имеет 3 яруса. Правда, к первому ярусу сейчас доступа не имеется, так как он полностью затоплен. Сооружение выполнено в виде громадной гипостильной камеры, поддерживаемой сводами.

По-турецки название цистерны звучит как «Бинбирдирек», что в переводе на русский означает «1001 колонна». На самом деле, колоннада в водохранилище состоит из 224 частей, так что турецкое наименование сильно преувеличено.

В 12 веке подпитка Филоксены происходила при помощи акведука Валента. Позднее водопровод был модернизирован таким образом, чтобы цистерну можно было наполнять из резервуара Перы, а также в нее собиралась дождевая вода. Весь период существования Византийской империи водохранилище исправно выполняло возложенные на него функции, но в 15 веке его забросили. Пришедшую в запустение цистерну турки в 16 столетии переоборудовали в шелкокрасильную мастерскую. Теперь же в стенах этой уникальной городской достопримечательности открыт музейный комплекс.

Цистерна Филоксена на карте:

Городские стены Константинополя (Феодосиевы стены)

Стены Константинополя

То, что константинопольские стены сохранились до наших дней – это большая удача, так как в середине 19 столетия существовала европейская тенденция разрушения так называемых «средневековых рудиментов», которыми как раз и считали подобные стены.

Стены Константинополя

Но османы решили не следовать европейской моде – Стамбул просто развивался, постепенно соединяя в единое целое старое с новым. Таким образом, сегодня мы имеем возможность любоваться семикилометровым памятником римско-византийской античности.

Стены вокруг города были когда-то выстроены по приказу императора Феодосия Второго. Заведовал строительством префект Востока Анфемий. Укрепления протянули по берегу Мраморного моря до самой бухты Золотой Рог. Строили их в течение долгих пяти лет. В стены были встроены крепкие ворота в количестве 10 штук, через каждые из которых можно было войти в город. Некоторые сохранились и теперь.

С южной стороны укрепления начинались от Мраморной башни. Стены шли на север, к дворцовой постройке Текфур, а там соединялись со стенами Влахерны.

Феодосиевы стены на карте:

Бесценный вклад в развитие мировой культуры внесла Византийская империя. В культуре Византии важное место занимала религия. Это государство сыграло ключевую роль в распространении христианства на Западе и Востоке. После раскола церкви на православную и католическую Византия стала настоящим символом православной веры. В византийской культуре очень многое связано с религией. Религия это замечательная духовная пища для людей. Однако, кроме религиозных учений, уставов и канонов в ней важную роль играет искусство великолепной красоты. В Византии было построено много необычайно красивых храмов, написано много изумительных икон, создано большое число прекрасных мозаик и фресок.

Среди достопримечательностей византийской культуры можно выделить величественный Софийский собор в Константинополе. Он был построен в 4-ом веке н.э. при императоре Константине Великом. В 415 году храм сгорел, но в 6-ом веке при императоре Юстиниане он был построен заново. Софийский собор был долгое время самым величественным и большим храмом христианского мира. Однако в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. После чего Софийский собор был переделан в мечеть, которая получила название Айя-София. С 1935 года она носит статус Музея.
Важное место в византийской культуре занимает Афонский монастырь. Он находится на территории православного государства Греции и притягивает большое число паломников.

Византийская империя внесла большой вклад в развитие русской и мировой культуры. Еще во времена Древней Руси в ее городах были по примеру Константинополя построены Софийские соборы – в Киеве, Новгороде и Полоцке (позднее в Вологде).
Пусть Византийская империя уже давно прекратила свое существование, но культура Византии жива и мы должны помнить о ней и оберегать её.

Ниже на фото вашему вниманию представлены предметы византийской культуры, хранящиеся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга


Пластина с императором Константином VII коронуемым Христом,
945 год, Константинополь