Церкви, храмы        24.10.2021   

Все о статуе свободы на русском. Главный символ Америки — Статуя Свободы в Нью-Йорке. История и интересные факты. Основные параметры статуи

15.05.2009

Статуя «Свобода, озаряющая мир», широко известная как «Леди Свобода» или «Статуя Свободы», была построена французом Фредериком Огюстом Бартольди (Frederick Auguste Bartholdi) и подарена французскими гражданами американцам. Она является символом дружбы, свободы и мира.

Краткая История Статуи Свободы

Статуя Свободы, поднимающаяся в небо на 46 метров, является, пожалуй, самым популярным в мире монументом. В 1924 году она была объявлена национальным памятником. Статуя Свободы находится на острове Свободы (до 1956 года остров Бедлоу – англ. Bedloe"s Island), где она была торжественно открыта 28 октября 1886 года американским Президентом Гровером Кливлендом (Grover Cleveland).

Остров Свободы расположен в верхней части Нью-Йоркского залива, в устье реки Гудзон. Его площадь равна около 10 акров.

Построенная французом Фредериком Огюстом Бартольди, статуя «Свобода, озаряющая мир» была подарена французами американцам в честь 100-летия независимости Америки и в знак дружбы между этими странами.

Работа над статуей началась во Франции в 1875 году и была закончена в 1884 году. Прежде чем отправить статую в Нью-Йорк в 1885 году, её необходимо было демонтировать.

Факты о Статуе Свободы

Настоящее название статуя Статуи Свободы – «Свобода, озаряющая мир».

Кроме этого названия за ней закрепилось нежное прозвище «Леди Свобода».

Высота статуи достигает 46 метров.

Статуя была построена из медных листов, установленных на металлическом каркасе.

Для создания «Свободы, озаряющей мир» было использовано 300 прикрепленных друг к другу листов меди, а весила она 225 тонн.

В самом начале статуя не была зеленой, она позеленела вследствие атмосферных условий, основным из которых являются кислотные дожди.

Статуя представляет собой вертикально стоящую женщину в струящейся одежде, на голове её надета корона с семью зубцами.

Считается, что корона с семью зубцами символизирует семь континентов или семь морей.

В правой руке, высоко над головой, Леди Свобода держит факел, а в левой руке – прижимает к телу табличку.

Надпись на табличке гласит: «JULY IV MDCCLXXVI», что означает «4 июля 1776 года» - дата подписания Договора о Независимости Соединенных Штатов Америки.

Точная высота статуи - 151 фут и один дюйм, но для удобства обычно пишут «151 фут» или «152 фута», что приблизительно соответствует 46 метрам.

Пьедестал статуи (постамент и основание в виде звезды с 11 лучами) равен 154 футам (около 47 метров).

В 1984 году статуя претерпела процесс полной реконструкции, а затем к 4 июля 1986 года была вновь установлена на прежнем месте.

Во время реконструкции были заменены 1350 сильно проржавевших железных планок на планки из нержавеющей стали.

Факел, который мы видим сегодня, не является историческим факелом 1886 года. Он был заменен во время реконструкции 1984-86 годов, поскольку его восстановление сочли неуместным. Первоначальный факел был довольно сильно модифицирован в 1916 году. Сегодня этот факел выставлен в музее, расположенном внутри пьедестала Статуи Свободы.

На мемориальной доске, которая находится в музее статуи, написаны строчки из сонета американской поэтессы Эммы Лазарус (Emma Lazarus) «Новый Колосс» («The New Colossus»):
«Храните, древние страны, вашу легендарную пышность,
А мне отдайте ваших усталых, ваших бедных…
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой...»

Остров Свободы расположен ближе к Нью-Джерси, чем к Нью-Йорку (но он является частью Нью-Йорка).

Остров Свободы имеет очень красочное прошлое, его владельцами были и британцы, и французы, и американцы. Сегодня остров принадлежит федеральному правительству, им управляет Служба Национальных Парков (National Park Service).

Массивный стальной каркас Статуи Свободы был разработан Густавом Эйфелем (Gustave Eiffel).

Густав Эйфель - тот самый архитектор, который спроектировал всемирно известную парижскую Эйфелеву башню (La Tour Eiffel).

Основание пьедестала выполнено в виде звезды с 11 лучами.

С изображением Статуи Свободы были отчеканены следующие монеты: 11 ноября 1922 года – монета достоинством 15 центов; 24 июня 1954 года – монета в 3 цента; 9 апреля 1954 года – монета в 8 центов и 11 июня 1961 года – монета в 11 центов.

На нью-йоркской монете достоинством 25 центов, отчеканенной в
2001 году, изображена Статуя Свободы со словами «Ворота в свободу» («Gateway to Freedom»).

До 1956 года остров Свободы назывался Бедлоу (Bedloe"s).

Постамент для «Леди Свобода» был спроектирован Ричардом Моррисом Хантом (Richard Morris Hunt).

На втором этаже постамента статуи в 1972 году был основан Американский Музей Иммиграции.

Для того чтобы добраться до вершины статуи, нужно подняться по 354 ступеням винтовой лестницы (закрыты для широкой публики).

До короны статуи можно подняться и на лифте (закрыт для широкой публики).

С 11 сентября 2001 года доступ на остров Свободы для общественности был закрыт, но в декабре того же года его открыли вновь.

Посетители имеют доступ только в музей и 10-этажный пьедестал.

В данное время внутренняя часть статуи остается закрытой для общественности, но через стеклянный сепаратор можно увидеть замечательный железный каркас, созданный Густавом Эйфелем.

Непропустите также...

Статуя Свободы находится в США в городе Нью-Йорк и является символом страны. Мало кто знает о том, что полное название статуи Свободы — это «Свобода, озаряющая мир». Люди больше привыкли называть ее просто «статуя Свободы» или «Леди Свобода». Эта легендарная статуя является подарком Франции в честь столетия американской революции, расположена она на острове Свободы, в нескольких километрах к юго-западу от Манхеттена, в штате Нью-Йорк. Остров Бедлоу был официально переименован в остров Свободы благодаря леди с факелом в 1956 году, хотя американцы стали его так называть еще в начале XX века.

Высота статуи Свободы в США составляет 93 метра вместе с 47-ми метровым постаментом. Леди Свобода стоит на обломках цепей. В левой руке она держит скрижаль, на которой выгравирована римскими цифрами знаменательная для Америки дата — день подписания Декларации независимости США – 4 июля 1776 года, а в правой находится факел, который символизирует свет, освещающий путь к свободе. Чтобы подняться до короны, посетителям необходимо пройти 356 ступеней, где их взорам открывается чудесная панорама Нью-Йорка, которой они могут любоваться прямо с главной смотровой площадки, расположенной в короне. Здесь находятся 25 окон, которых принято считать символами драгоценных камней, а 7 лучей короны символизируют моря и континенты в соответствии с традициями западной географии. Внутри самой статуи Свободы находится музей, посвященный истории создания статуи. В него можно попасть, поднявшись на лифте.


История создания статуи Свободы в США.

Автором проекта статуи Свободы считается французский скульптор и архитектор Фредерик Бартольди. В создании каркаса и укрепляющих конструкций принимал участие французский инженер Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни. Однако, над постройкой всего монумента трудились как французы, так и американцы. Например, постамент в форме звезды был разработан американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом.

Части тела будущей статуи были отлиты во Франции, а пьедестал создавался в США. В течении 4 месяцев статуя собиралась воедино. Бартольди несколько ошибся в своих расчетах: как оказалось, материалов, выделенных для постройки статуи, категорически не хватало, поэтому были организованы всевозможные концерты, лотереи и благотворительные вечера, целью которых был сбор средств на закупку материалов. Американцы крайне неохотно расставались со своими деньгами, поэтому американский журналист Джозеф Пулитцер в своей газете «The World» написал несколько статей, призывая высшие и средние классы общества принять участие в постройке символа независимости США. Его слова содержали такую острую критику, что это возымело действие, и со всех уголков страны начали поступать средства. Совместными усилиями к концу лета 1885 года вся сумма наконец-то была собрана. К тому моменту французы как раз закончили свою половину работы, и готовые части статуи были доставлены в Америку на фрегате «Изер» в июле 1885 года. Ценный груз занимал более 200 ящиков и представлял собой 350 частей тела леди Свободы.

Торжественное открытие статуи состоялось 28 октября 1886 года при участии президента США – Гровера Кливленда. Интересным фактом является то, что на церемонии открытия присутствовали только мужчины, и это несмотря на то, что статуя была символом демократии. В качестве исключения на остров были допущены лишь несколько женщин, среди которых была жена Бартольди.


С 1924 года статуя Свободы в США относится к числу Национальных памятников, а сам остров обрел звание Национального парка США. В 1984 году статуя Свободы и весь остров был объявлен представителями ООН памятником мирового значения.

В настоящее время памятник освещается лазерной подсветкой, статуя неоднократно реставрировалась, приобретая новые элементы, но в целом сохранился первоначальный вид.


Чтобы добраться до леди Свободы ежегодно более 5 миллионов туристов отправляются в короткое путешествие на пароме. Вход в сам памятник свободный, а вот за паром придется заплатить. На протяжении многих лет статуя Свободы в США остается символом независимости страны и визитной карточкой Нью-Йорка.

Я много работаю с детьми и мне всегда интересно прощупать границы их кругозора, когда мы приступаем к занятиям. Рано или поздно я задаю вопрос об Америке, что-то вроде: "А что вы знаете об этой стране?" или "Какой самый знаменитый памятник в Америке?". Практически каждый ребенок отвечает мне, что символ Америки - это Статуя Свободы.

В моем списке достопримечательностей, которые я хотела посетить в Нью-Йорке, Статуя Свободы шла под номером 8. Но во время прогулок по городу она так часто мелькала на горизонте то тут, то там, что я решила отправиться к ней раньше. Тщательно продумав маршрут и выбрав день, я отправилась узнать, что же это такое и зачем американцам так нужен этот памятник.

Статуя Свободы в цифрах

Совсем неудивительно, что монумент видно из многих уголков Нью-Йорка, хоть и расположен он на острове Свободы южнее Манхэттена. Ведь высота Статуи составляет 93 метра от основания пьедестала до кончика факела. При этом сама Госпожа Свобода (Lady Liberty) занимает только половину монумента - около 46 метров. Длина правой руки, держащей факел, составляет почти 13 метров, а длина ступни - чуть больше 7,5.

Американцы любят шутить, что размер обуви у Lady Liberty был бы 879-м по американской системе размеров, в 10 раз больше, чем у средней американки. Высота лица от подбородка до короны - больше 5 метров. Весит мадам 204 тонны.

Как добраться

Я была удивлена, когда узнала, что формально Статуя Свободы расположена даже не в самом Нью-Йорке, а в водах штата Нью-Джерси. Однако специальным распоряжением от 1834 года остров Свободы (Liberty Island), на котором расположен монумент, был официально отнесен к штату . Добраться до Статуи можно на пароме, который курсирует как от Южного Манхэттена, так и от парка Либерти-Стейт, Джерси-Сити.

Паром отправляется ежедневно несколько раз в день и останавливается еще на соседнем острове Эллис (Ellis Island), исторически знаменитом тем, что именно туда прибывали все иммигранты, желающие проживать в Нью-Йорке. Кстати, именно во времена самой сильной миграции в США, в конце 19-ого века, Статуя Свободы и стала всемирно известным символом Америки. Она была первым, что видели прибывающие в . Статуя, держащая факел и освещающая путь, становилась для сотен людей благословением и олицетворением новой лучшей жизни и надежды.

Расписание парома можно уточнить на официальном единственной компании-провайдера. До парома в Нью-Йорке можно добраться на метро (станция South Ferry) или на автобусе (маршруты М6 и М15 до остановки South Ferry). На Статую можно попасть с 9.00 до 17.00 (летом чуть дольше) ежедневно, кроме 25 декабря, когда памятник вообще закрыт для посещения. Стоимость билета варьируется от 18$ за взрослый базовый до 43$ за вип-доступ без очередей. Детям от 4 до 12 и пенсионерам от 62 скидки. Билет нужно покупать на определенную дату и время не позднее чем за двое суток до поездки: без такого билета на статую можно будет посмотреть только снаружи, а зайти в музей и подняться на смотровые площадки будет нельзя.

Будьте готовы к тому, что при входе на паром вас и ваши вещи очень тщательно осмотрят из соображений безопасности: везде стоят рамки и металлоискатели. С большой сумкой вас, кстати, могут не пустить.

История Статуи Свободы

Я никогда не задумывалась над тем, что именно я знаю о Статуе Свободы. А знала я буквально 3 факта:

  • Статуя Свободы была подарена Францией
  • Статуя Свободы была спроектирована Гюставом Эйфелем, тем самым, что сконструировал Эйфелеву Башню
  • Статуя Свободы по каким-то причинам зеленая (я ощущала мистическую связь с цветом доллара)

Итак, по порядку.

1) Статуя была подарком Америке от Франции

Начнем с того, что называется эта статуя совсем не так, как мы привыкли. Ее полное название �- "Свобода, освещающая мир" (Liberty Enlightening the World), что сразу отсылает нас к более высоким замыслам и мотивам, чем просто подарить маяк новому государству в честь независимости. Да, это действительно был подарок от Франции в честь 100-летия декларации независимости, однако за его созданием стоят фамилии, которые сильно удивили меня.

Идея отправить что-то в подарок приписывается французскому политическому деятелю Эдуару де Лабулэ, главе Ассоциации против рабства. В Америке незадолго до этого закончилась гражданская война, которая уничтожила, по крайней мере формально, институт рабства, что и решил отметить своим подарком де Лабулэ. Он снарядил Фредерика Бартольди, знаменитого европейского скульптора, в путь, повелев посетить как можно больше мест и подумать, что могло бы стать знаковым подарком. Бартольди, прибыв в Нью-Йорк, был поражен тем, что каждый корабль на пути в Нью-Йоркскую гавань непременно проплывал мимо небольшого острова Форт-Вуд - отличное место для будущего подарка. Оформилась и задумка: это должен был быть маяк, олицетворяющий свободу и освещающий путь полному надежд народу, подобно греческому Колоссу Родосскому. Только колосса решили сделать женщиной, создав мягкий и менее воинственный образ. Правительство Нью-Йорка одобрило идею, и Бартольди по возвращении в Европу приступил к работе.

2) Статуя была спроектирована Гюставом Эйфелем.

Не совсем так. Знаменитый инженер создал для статуи каркас, а Бартольди работал с внешней медной оболочкой. Позировала скульптору Изабелла Бойер, супруга знаменитого производителя швейного оборудования Исаака Зингера. Работа продолжалась более 12 лет. Интересно, что готовую руку статуи, держащую факел, отправили в Филадельфию на Всемирную Выставку 1876г., где она собрала столько средств, что Бартольди смог без каких-либо финансовых затруднений закончить голову фигуры. На середине строительства выяснилось, что никакие инженерные приемы не позволяют статуе стать полноценным маяком без изменения ее формы. Бартольди, конечно, был огорчен, но все-таки выбрал эффектную позу. В это время в Америке проводился сбор средств на подготовку места и возведение пьедестала. Поначалу деньги инвестировались с большим трудом, однако потом кампанию по сбору средств провели Марк Твен, любимый публикой писателей, и Джозеф Пулитцер, газетный магнат. Последний, кстати, сделал гениальный ход конем: он пообещал каждому, кто внесет хоть доллар в строительство, напечатать его имя в своих печатных изданиях. Люди кинулись вносить небольшие пожертвования и скупать газеты, чтобы убедиться, что его имя напечатали. Так Пулитцер собрал больше половины необходимых средств и одновременно увеличил свои тиражи в несколько десятков раз. Более того, он создал вокруг еще неоконченной статуи такой ажиотаж, что к моменту прибытия монумента Америка буквально гудела от нетерпения. В 1884 г. Статуя была разобрана, упакована и по частям отправлена в Америку. В 1886 г. под руководством президента Кливленда состоялось торжественное открытие памятника.

3) Статуя имеет яркий зеленый цвет.

Это факт, однако он никак не связан с моими размышлениями о цвете американской валюты. Это результат окисления меди в условиях постоянной соленой влажности. Кстати, то, что она зеленая, видно даже ночью.

Чем заняться у Статуи

Большое видится на расстоянии, как говорится, - лучше всего Статую созерцать издалека. Однако по мере приближения парома к острову ее размеры начинают поражать все больше, и хочется проверить, будет ли видно голову, если смотреть с земли:) Вокруг Статуи можно гулять в красиво оборудованном скверике, сидеть на скамеечках и любоваться Леди Либерти с разных сторон. Но самое интересное - это забраться внутрь. Лифт внутри статуи вмещает всего несколько человек, поэтому там всегда огромные очереди, но есть и лесенка. Правда, на лестнице народу не меньше. Первая смотровая площадка расположена на вершине пьедестала, вторая - в короне Статуи. И вот оттуда, конечно, вид открывается захватывающий. Хотя не знаю, от чего больше захватывает дух: от самих видов или от осознания того, что ты стоишь в короне чуть ли не самого знаменитого памятника в мире. Когда-то можно было подняться и на факел, но в данный момент лестница туда закрыта.

Внутри пьедестала Статуи расположен музей, где вам подробно расскажут про всю атрибутику монумента, например, что в левой руке она держит Декларацию Независимости, у ног ее лежат разорванные оковы как символ побежденного рабства, а открытые сандалии и тогу выбрали в качестве наряда потому, что так одевалась римская богиня свободы Либертас. Вы сможете также перекусить и купить сувениры.

Еще несколько фактов

  • Статуя стала камнем преткновения для американских суфражисток - активисток, продвигающих право голоса для женщин. Они считали, что это противоречит логике, что огромная женщина стоит у входа в Нью-Йоркскую гавань и олицетворяет свободу, а американские женщины при этом не имеют свободы слова.
  • Несмотря на огромный размер, Статуя качается на ветру. Это чистая физика: чем выше объект, тем больше амплитуда колебаний на ветру в верхней части. Факел Статуи, например, может раскачиваться до полуметра. Подобные факты вообще стали шоком для меня, когда я приехала в . Я думала, что небоскребы и прочие сооружения прочно стоят на земле, а оказалось, что, например, Эмпайр Стейт Билдинг, один из самых высоких небоскребов Америки, раскачивается аж до 4 метров!
  • Медные листы, которыми обита статуя, порой сильно дребезжат на ветру. И в тихий вечер, сидя на набережной где-нибудь в Бруклине или Южном Манхэттене, можно услышать гул и довольно жуткий звук со стороны памятника.
  • В 1878 г. гениальный изобретатель Томас Эдисон предложил проложить в статуе провода и установить аппаратуру, с помощью которой статуя могла бы "говорить". Можно было бы транслировать речи и разные политические объявления. Предложение не приняли, хотя лично мне задумка даже нравится:)
  • В Лас-Вегасе стоит полная копия статуи, только в 2 раза ниже. А в Париже стоит статуя в четыре раза меньше, чем оригинал, и повернута она на запад, точно в сторону своей старшей сестры.

Значимость Статуи

Я пришла к выводу о том, что американцы - очень практичный народ с очень практичным мышлением. Они любят структуру и порядок. Однако помимо этого они еще мечтатели и романтики, просто для абстрактных идей и философских понятий предпочитают иметь конкретное материальное воплощение или как минимум символ. Я раньше думала, что Статуя Свободы - просто удачный подарок, который прекрасно вписался в пейзаж города, а бонусом к этому стало то, что он еще несет и символическую нагрузку. Будучи в Штатах, я ощутила, насколько американцам действительно нужна эта статуя: она как ничто другое отражает их идеи о свободе и идеалах, при этом в очень наглядной и понятной им форме. Любой американский малыш при слове "свобода" проведет в уме параллель со Статуей, а при слове "честность" - с памятником Абрахаму Линкольну в Вашингтоне. Американцев ругают за материализм, но мне думается, что нет ничего плохого, когда абстрактные понятия ассоциируются с чем-то конкретным.

На заметку

  • Если вы отправитесь на Статую Свободы весной или осенью, когда вероятны дожди, - берите зонт или дождевик. Если есть вероятность, что окажетесь под палящим солнцем - очки и панаму. Это не банальные рекомендации. Дело в том, что если у вас этого не будет, на подходе к парому в Баттери-Парк или когда вы сойдете на острове Свободы с парома, вас атакуют ну очень навязчивые торговцы сувенирами и погодным обмундированием. Когда я сошла на берег первый раз, меня буквально сшибли с ног и оглушили криками на чудовищном английском "Умбрла! Умбрла!", тыча мне в лицо зонты. Это слегка испортило мой и так еле дышащий из-за дождя настрой.
  • Вип-доступ без очередей сэкономит вам буквально 5 минут времени, так как из желающих обойти общую очередь выстраивается своя, виповая:)
  • Брелки и прочие сувениры с символикой лучше всего покупать не собственно в местах, где вы бываете, а в Чайна-Тауне (China Town) – это район на Манхэттене. Именно там они продаются по бросовой цене, уже буквально в трех кварталах начинаются наценки, а в чисто туристических местах эти же статуэтки и брелочки будут стоить уже в несколько раз дороже, хотя товар тот же самый, проверено.

Jeroen van Luin / flickr.com Alan Strakey / flickr.com Остров Либерти, Нью-Йорк, США (Delta Whiskey / flickr.com) Статуя Свободы, Нью-Йорк, США (Mobilus In Mobili / flickr.com) Andy Atzert / flickr.com Anthony Quintano / flickr.com Остров Свободы, Нью-Йорк (Phil Dolby / flickr.com) Anthony Quintano / flickr.com Chris Tse / flickr.com sylvain.collet / flickr.com Табличка в левой руке Статуи Свободы с датой принятия Декларации независимости (Pete Bellis / flickr.com) ali sinan köksal / flickr.com Jon Dawson / flickr.com Tom Thai / flickr.com Wilhelm Joys Andersen / flickr.com David Ohmer / flickr.com Justin / flickr.com Факел Статуи Свободы (Mike Clarke / flickr.com) Вид сверху на Статую Свободы (StatueLibrtyNPS / flickr.com)

Статуя свободы – это основной символ американского народа, идея о свободе. Кроме того, это еще один символ мегаполиса Нью-Йорк.

Величественное сооружение в Америке расположено на острове Либерти. Приблизительно 3 тыс. метров в юго-западном направлении от юга острова Манхэттен в Нью-Йорке. До 56 года прошлого века остров в США, который теперь украшает статуя Свободы, именовался как Бедлоу. Хотя в начале столетия его уже прозвали «островом Свободы».

В правой руке статуи, длина которой 12,8 метров, горит факел. В левой - табличка, длина которой 4,14 метров. На ней написана дата принятия Декларации независимости Соединенных штатов от Великобритании.

Под ногами статуи виднеются разбитые оковы, что, в свою очередь, символизирует освобождение. На голове расстояние от подбородка до затылка составляет 5,26 метров. Длина носа составляет 1,37 метров.

Корона Статуи Свободы из 7 зубцов, Нью-Йорк (sylvain.collet / flickr.com)

Венчает статую корона из 7 зубцов. Это символ семи морей и в то же время семи континентов. Согласно географии на земном шаре всего семь континентов: Азия, Европа, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Семь морей означают то же количество частей Мирового океана. Также в короне сделаны окна, которые как бриллианты блестят на солнце и украшают ее.

Еще один факт - посетители обычно проходят 192 ступени, чтобы подняться на пьедестал. А для того чтобы подняться на самый верх, нужно преодолеть 356 ступеней. Размер статуи весьма внушителен. Общая высота сооружения составляет 93 метра. А высота конкретно статуи – 46 метров.

Чтобы посетить эту достопримечательность, нужно попасть на остров при помощи парома. Обычно поднимаются на самый верх, откуда можно полюбоваться потрясающей панорамой Нью-Йорка и его гавани, неподдающейся описанию.

Кто подарил статую свободы Америке?

Несмотря на то, что статуя Свободы – символ Америки и Нью-Йорка, сделали ее отнюдь не в Штатах. Откуда же она тогда взялась?

Табличка в левой руке Статуи Свободы с датой принятия Декларации независимости (Pete Bellis / flickr.com)

Достопримечательность интересна тем, что это подарок Франции на День независимости Штатам. Спроектировал и изготовил статую Фредерик Огюст Бартольди, французский скульптор. Основная идея – сделать подарок Америке на столетие Декларации Независимости.

Для статуи позировала вдова Изабелла Бойер. Интересный факт, что это была жена Зингера – американца создателя известной марки швейных машин. Эта дама была не последним лицом в столице и в то же время красивой женщиной.

Интересный факт — статую Свободы изначально планировали поставить не в Нью-Йорке, а в Порт-Саиде – в Египте. Но власти Египта посчитали данный проект слишком дорогостоящим. Поэтому сооружение было решено перевести в США, где оно будет возвышаться на острове мегаполиса Нью-Йорка.

Проектирование и подготовка к строительству

Власти Штатов обязались соорудить пьедестал, а в Париже изготавливали саму статую. Французы обязались ее установить на месте.

Вид сверху на Статью Свободы, Нью-Йорк, США (Phil Dolby / flickr.com)

Для того чтобы собрать необходимую сумму для реализации проекта, были приняты специальные меры в обоих государствах. Во Франции определенное количество денег удалось собрать благодаря лотереям, развлекательным мероприятиям, пожертвованиям граждан. В Америке чтобы собрать нужную сумму проводили театральные выступления, выставки художников, бои на ринге и аукционы.

Во Франции автору сооружения Бартольди был нужен технически образованный человек для конструирования статуи. Еще один интересный факт, этим человеком суждено было стать архитектору Гюставу Эйфелю, самой известной работой которого в будущем стала Эйфелева башня. Ему было необходимо сделать проект стальной опоры для сооружения и каркас для поддержки статуи с большой высотой в вертикальном положении.

Для статуи большой высоты было необходимо огромное количество меди. Есть разные интересные версии о месте ее добычи. Например, в России, в Нижнем Тагиле. Но по результатам исследования выяснилось, что медь была из Норвегии. Для основания из бетона, на котором стоит статуя Свободы, требовалось большое количество цемента. Его обязалась поставить немецкая компания по производству бетона.

Формирование нужной для строительства суммы шло недостаточно быстро. Джозеф Пулитцер даже призывал американских граждан поддержать строительство. Выступления его существенно повлияли на скорость осуществления задуманного. Пьедестал продумал архитектор по имени Ричард Моррис Хант.

Возведение Статуи свободы

Возведение массивного основания возле Манхэттена в Нью-Йорке началось 5 августа в 1885 году. Строили его чуть меньше чем 9 месяцев, и закончилась работа 22 апреля 1886 года. Внутри пьедестала из камней вставлены перемычки из стали. Соединенные с ними металлические балки направлены ввысь, чтобы перейти в Эйфелевский каркас внутри самого сооружения.

Франция изготовила свой подарок летом. Длина всего сооружения получилась почти 34 метра. Для транспортировки ее разобрали на 350 фрагментов, которые распределили по множеству ящиков. Перевозили их в США на судне «Изере». Через 11 месяцев статуя Свободы появилась вблизи Нью-Йорка, где была воздвигнута за 4 месяца работы.

Официально статуя Свободы была открыта в 1886 году в Нью-Йорке. На торжестве присутствовал правящий тогда в США Гровер Кливленд и более тысячи жителей и гостей города.

История Статуи Свободы Соединенных Штатов Америки

Статуя Свободы вблизи города Нью-Йорка на своем массивном основании из гранита находится внутри форта Вуд, выстроенного для оборонительных целей в начале XIX века. До начала XX века за функционирование объекта несла ответственность служба маяков. После эту роль на себя взяли военные в США.

15 октября по постановлению правительства США форт Вуд в комплексе со статуей Свободы обрели статус памятника американской нации в Соединенных штатах.

«символом Нью-Йорка и США» Jon Dawson / flickr.com

В 1933 году за статую Свободы стала нести ответственность Служба национальных парков США. В 1937 году размеры памятника выросли и стали совпадать с очертанием Бедлоу. В 1956 году имя острова поменялось, он обрел новое название - остров Свободы.

В 82 году прошлого века под влиянием главы страны Рейгана был создан проект по восстановлению статуи Свободы. В итоге была собранна сумма в 87 миллионов долларов. В 1984 начались работы по восстановлению, в ходе которых заменили старый факел современным с золотым покрытием. Еще один интересный факт - для покрытия использовали 24-каратное золото. В 1986 году обновленная статуя Свободы приняла всех желающих посетить ее по случаю юбилея.

В начале сентября 2001 года, из-за трагедии в Башнях-близнецах, остров вместе со статуей Свободы стал недоступен для желающих посетить его. И только в 2004 году статуя Свободы вновь была открыта для посещений, но доступ наверх по-прежнему был закрыт.

С 4 июля 2009 года по приказу президента США Обамы стало возможным посетить верх статуи Свободы. В 2011 году обновили лифты с лестницами в честь очередного юбилея. Помимо этого, для удобства посетителей здесь установили эскалатор. В 2012 году статуя Свободы стала полностью доступна для посещения жителями Нью-Йорка и приезжими в США.

Статуя свободы - один из символов Америки и Нью-Йорка. Она многие годы притягивает к себе туристов и является культовым местом среди американцев.

Париж для нас неразрывно связан с Эйфелевой башней, Берлин — с Бранденбургскими воротами, Москва – со Спасской башней Кремля, а Лондон — с Биг-Беном. Оказавшись в этих городах, мы сразу же оглядываемся по сторонам: где же эти столь важные для нас городские символы? Так и Нью-Йорк для всех его гостей неотделим от Статуи Свободы. Хотя она уже давно принадлежит не только этому замечательному городу. C течением времени Статуя Свободы превратилась в безусловный и неоспоримый символ огромной страны. И даже в какой-то степени — всего мира.

Во Франции есть замечательный экскурсионный маршрут — «Винная дорога Эльзаса». Главной жемчужиной этого тура является посещение древнего фахверкового городка – Кольмар. Оказавшись в нём, невозможно не заглянуть в красивый и просторный особняк, расположенный в самом центре. Именно здесь в довольно состоятельной семье в 1834 году родился Фредерик Огюст Бартольди, будущий автор знаменитой Статуи Свободы.

Ныне тут находится музей известного скульптора, на верхнем этаже которого размещены многочисленные макеты «Статуи», в различных одеяниях и головных уборах, а также фотографии всех этапов её изготовления и установки.

Отсюда после смерти отца Фредерик уехал на учёбу в Париж, а затем вернулся сюда уже в качестве архитектора.

Тогда же, в 1850-х годах, он отправился в путешествие по Египту. Пирамиды, Сфинкс, Луксорский храм и огромные скульптурные изображения поражают и очаровывают его. И Фредерик загорается идеей создать нечто столь же величественное и грандиозное.

Здесь же он знакомится с известным дипломатом и предпринимателем Фердинандом де Лессепс ом, вступившим тогда в переговоры с вице-королём Египта Мухаммедом Саидом-пашой о получении разрешения начать работы по сооружению Суэцкого канала.

И когда в 1869 году это строительство уже приближалось к завершению, до Бартольди дошла информация о том, что правительство Египта планирует в районе Порт-Саида установить маяк, у самого выхода канала в Средиземное море. Фредерик срочно едет к руководителю строительством Лессепсу с интересным предложением. Грубо говоря, основой его идеи была своеобразная интерпретация шестого чуда света — легендарного Колосса Родосского, представлявшего собой грандиозное сооружение (маяк) в виде огромной скульптуры бога Солнца — Гелиоса. Его 36-метровая фигура, обращённая к морю и предположительно установленная у входа в гавань греческого острова Родос, была увенчана короной с лучами на голове и в вытянутой руке держала факел.

Бартольди предложил выполнить в Порт-Саиде аналогичную статую, но с изображением египетской женщины в традиционной одежде, также с факелом в руке, назвав её «Свет Азии» или «Египет, несущий свет Азии», как символ особой роли и прогресса, который принёс Ближнему Востоку Суэцкий канал.

И хотя Лессепс принял эту идею с восторгом и достойно представил её новому правителю Египта Исмаилу-Паше, она так и не была реализована. Скорее всего потому, что власти страны не захотели нести дополнительные затраты на её возведение. В конечном итоге там был построен обыкновенный маяк, служащий верой и правдой до сегодняшнего дня. А Бартольди тем временем вернулся к своим французским проектам и заказчикам.

Франция. Рождение идеи

Вскоре разразилась Франко-прусская война, а за ней пришла и Парижская коммуна. В эти годы идеи республиканской Америки были особенно близки французам. Тем более что приближалась круглая дата — 100-летняя годовщина принятия Декларации независимости Америки. Именно к этому юбилею председатель франко-американского общества Эдуард де Лабулэ — юрист, историк и автор трёхтомного труда по истории Америки — решает создать тематический музей.

В это самое время после триумфального завершения работ по возведению Суэцкого канала на родину возвращается Лессепс. Он сразу же принимает активное участие в работе общества. Поскольку предполагалось, что к такой знаменательной дате американцы захотят возвести у себя соответствующий памятник, то одновременно возникла идея сделать это совместно.

Естественно, что к этой работе подключают и хорошо известного им скульптора Фредерика Бартольди. У того, как мы знаем, уже были определённые проработки на этот счёт. И он перерабатывает свой Суэцкий проект, хотя затем будет всячески отрицать эту взаимосвязь.

Конечно, в чём-то он был прав. Используя лишь основную идею – «женщину-символ», Бартольди основательно переосмыслил и переработал тот давний проект. В первую очередь Фредерик придал фигуре определённую динамику.

Тогда в Париже особой популярностью пользовалась картина Эжена Делакруа, на переднем плане которой была изображена прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой, стремящаяся сквозь пороховой дым шагнуть на баррикаду, — «Свобода, ведущая народ».

Вот эту устремлённость вперёд, к цели, и постарался передать Бартольди в своей новой работе. Потому правая ступня скульптуры находится уже в движении, а левая попирает, разорванные у ее ног оковы, как символ освобождения от угнетения, тирании и рабства. Эта тема тогда была особенно близка американскому обществу.

В вытянутой вперёд правой руке скульптуры он разместил факел, освящающий путь, а в левой — своеобразные скрижали с датой подписания Декларации Независимости Соединенных Штатов — 4 июля 1776 года, нанесенные римскими цифрами «JULY IV MDCCLXXVI», что воспринимается совершенно естественно.

Что воспринималось совершенно естественно. Ведь эта героическая женщина, словно древнеримская богиня свободы Либертас (Libertas) , была одета им в свободно лежащую тогу и обута в сандалии. Представленный им образ, фактически воплотил в себе и символические фигуры Колумбии из Соединённых Штатов и французской Марианны.

На её голову была водружена корона, обрамлённая (словно бриллиантами) 25 окнами, с ореолом из семи лучей, олицетворяющих семь частей света.

Но самое главное – лицо. И Бартольди изображает свою мать. Позднее станет достаточно популярной легенда о том, что моделью ему служила красивая француженкаИзабелла Бойер, вдова основателя фирмы по производству швейных машинок Исаака Зингера. Но эта версия не выдерживает никакой критики. Ведь для создания цельности образа, Бертольди нужна была не просто красивая рафаэлевская мадонна с её материнской нежностью и тревогой за судьбу ребёнка; и даже не одухотворённая революционным порывом красивая француженка, зовущая на баррикады; а решительная и целеустремлённая женщина, соответствующая образу Либертас. Именно такой и была его мать — Шарлотта Бейсер, в портрете которой он лишь несколько ужесточил черты.

«Лицо» Статуи Свободы. Фото: Depositphotos

Фредерик был настолько воодушевлён этим франко-американским проектом, что с чертежами и рекомендательными письмами в 1871 году едет в Америку, где встречается с множеством американцев, которые доброжелательно отнеслись к нему и его проекту. Вероятно, именно тогда он получил заказы на изготовление «Фигур четырех трубящих ангелов» для церкви в Бостоне и статуи генерала Лафайета в Нью-Йорке, которые были завершены им соответственно в 1874 и 1876 годах.

Наблюдая тогда за работой Нью-Йоркской гавани, Бартольди обратил внимание на то, что все прибывающие в Нью-Йорк корабли проплывали мимо острова Бедлоу. И потому во время визита к президенту Улиссу Гранту он обговорил с ним возможность установить именно там будущую Статую Свободы. На что получил в целом положительный ответ. Бартольди тогда ещё мыслил привычными для него категориями маяка — своеобразного символа водных ворот в город. Ведь именно такие фигуры должны были встречать корабли при входе в гавань Родоса, или Суэцкий канал.

Пока Фредерик прорабатывал техническую сторону этого проекта, «на высшем уровне» решались его организационные вопросы. В конце концов, уже в 1895 году было принято решение о том, что к 100-летней годовщине принятия Декларации независимости Америки французская сторона преподносит Америке в дар Статую Свободы и организовывает её изготовление, доставку и монтаж. Американцы со своей стороны должны были подобрать место для её установки и возвести пьедестал.

В обоих государствах были созданы комитеты по организации сбора средств. Во главе французского комитета стал Фердинант Лессенс, а американский возглавил юрист Вильям Эвартс. Опытный предприниматель, Лессенс для привлечения к кампании влиятельных кругов устраивает во Франции банкеты, вечера, светские приемы, концерты, благотворительные пожертвования и лотереи. Во французской опере даже было организовано музыкальное представление, к которому известный композитор Шарль Гуно специально написал ораторию, посвященную Статуе Свободы. Он же и дирижировал оркестром. Всё это дало возможность Бартольди уже в самом скором времени приступить к изготовлению скульптуры.

При возведении сооружения такой высоты и мощи самым важным считалось решение проблем её прочности, жёсткости и устойчивости. Первоначально предполагалось, что низ статуи (до её середины), будет заполнен песком, а уже затем последуют работы по установке металлического каркаса. При этом складки тоги на статуе могли служить своеобразными ребрами жесткости.

Но привлечённый к этим работам знаменитый конструктор Гюстав Эйфель (в последующем автор Эйфелевой башни) со своими сотрудниками, предложили иную схему: установку массивных вертикальных стальных опор, с промежуточным поддерживающим каркасом. Именно к нему затем должен был крепиться гибкий скелет статуи из железа, к которому и навешивались лёгкие медные листы ограждения, легко поддающиеся монтажу иобработке. Тем более, что и Эйфелю, и Бартольди были хорошо известны памятники Сан Карло Борромео в Италии и Арминию в Германии, где уже были использованы аналогичные решения с медной обшивкой. Правда, габариты этих сооружений значительно уступали Статуе Свободы.

Принятое конструктивное решение могло также обеспечить и полную устойчивость скульптуры при её колебаниях от напора ветра (ныне диапазон колебаний самой фигуры достигает 7,6 см, а факела – 12,7 см). Фактически этот проект стал одним из первых примеров сооружения, в котором наружные элементы не выполняли несущей функции, обеспечиваемой внутренними конструкциями.

Поскольку в те времена Статуя Свободы являлась самым высоким сооружением в мире, то естественно, что при её изготовлении возникало множество и иных технических проблем. Но они постепенно разрешались, и вскоре французская сторона приблизилась к завершению работ.

Америка. Реализация мечты

В Соединённых Штатах была совершенно иная ситуация. Сбор средств шёл медленно, и многими откровенно бойкотировался. Поскольку строительство должно было вестись в Нью-Йорке, то многие города самоустранились от сбора денег. Фактически комитет активно работал лишь в трёх местах: Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии. Была предпринята попытка провести законопроект о выделении денег на строительство из бюджета Нью-Йорка, но губернатор Кливленд наложил на него вето. Попытка получить часть средств от государства также не увенчалась успехом. В комиссиях Конгресса США преобладали мнения о несвоевременности возведения «аллегорического» монумента в то время, когда страна нуждалась в памятниках героям Гражданской войны.

Единственный вопрос, который был окончательно решён, — это выделение места под строительство. После визита в Нью-Йорк самого Бартольди вопрос о возведении статуи внутри города был снят, и местом строительства был окончательно принят военный форт Вуд на острове Бедлоу.

Для того чтобы хоть как-то расшевелить американцев, Бартольди в 1876 году привозит на Всемирную выставку в Филадельфии модель статуи и ее деталь — руку с факелом в натуральную величину.

Однако демонстрация этой характерной детали будущей скульптуры не произвела должного впечатления ни в Филадельфии, ни позднее в Нью-Йорке, где она была выставлена на обозрение в Мэдисон-Сквер-Гарден на протяжении нескольких лет. Зрители не могли себе представить всю скульптуру в целом и потому эту «руку» воспринимали скептически.

А после того как Бартольди решил продемонстрировать голову статуи на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, злые языки стали поговаривать о том, что «Статуя Свободы будет иметь «руку» в Нью-Йорке, «голову» в Париже и ничего иного, где бы то ни было». Создавалось впечатление, что этот проект уже никогда не будет реализован, а готовые изделия так и останутся ржаветь в Париже.

В этой предстоящей драме, единственным положительным моментом для Бартольди было возведение им в том же году прекрасного «Фонтана Капитолия» в Вашингтоне, радующего гостей столицы и поныне.

И тут совершенно неожиданно в этой истории появляется новое действующее лицо. Им становится Джозеф Пулитцер — издатель ряда газет, в том числе и очень популярной тогда The New York World , выходец из семьи венгерских евреев. Человек, которому в конечном итоге страна обязана появлению своего символа, журналисты – высшей Школой журналистики и престижной Пулитцеровской премией, а мировая пресса — своим «желтым» цветом.

Возмутившись столь удручающим отношением к возведению Статуи Свободы с американской стороны, он со всей энергией и энтузиазмом включается в реализацию этого проекта. Со страниц своих газет Пулитцер обращается к гражданам США с жёсткой критикой их поведения (от президента до простых обывателей) и призывом помочь деньгами строительству монумента. Запускается «утка», что статую вообще отдадут Бостону и т. п.

Подробно описывая само сооружение и окружая его романтическим ореолом, Пулитцер организовывает целую кампанию по сбору средств. При этом в газетах печатают имена людей, пожертвовавших деньги на возведение памятника, среди которых были люди, предоставившие в распоряжение комитета меньше одного доллара, и даже дети. И что самое удивительное, уже к августу 1895 года ему удалось собрать всю недостающую сумму.

Фактически в течение всего пяти месяцев было зарегистрировано 12 тысяч пожертвований. За два года до описываемых здесь событий в стране также был проведен аукцион всевозможных произведений искусства, которые деятели культуры безвозмездно предоставили аукционерам. Все вырученные от их продажи деньги были переданы комитету по сбору средств для строительства памятника.

Приняла в нём участие и Эмма Лазарус, поэтесса еврейского происхождения с португальскими корнями.

Её посвящённый монументу сонет «Новый Колосс» (как и Бартольди, она помнила о Колоссе Родосском), получил всеобщее признание. Строки из этого сонета были даже вынесены на мемориальную доску, которая хранится ныне в музее статуи:

«Храните, древние страны, вашу легендарную пышность,

А мне отдайте ваших усталых, ваших бедных…

А мне отдайте из глубин бездонных

Своих изгоев, люд забитый свой,

Пошлите мне отверженных, бездомных,

Я им свечу у двери золотой…»

Эти строки были написаны ею после волны погромов, прокатившихся по Европе в конце 1880-х годов, в результате чего толпы иммигрантов хлынули к берегам Америки, в надежде обрести новую родину. И потому этот сонет заставил взглянуть на Статую Свободы совсем с иной стороны — как на символ страны, готовой принять под свой кров всех отверженных и обездоленных, и обещавшей им на этом берегу свободу и равенство. Тем самым «Новый Колосс» стал своеобразной иллюстрацией первоначального наименования скульптуры: «Свобода, несущая свет миру».

Теперь становится совершенно понятным, отчего в западной части острова Свободы установили мемориальные скульптурные памятники именно этим пятерым людям, внесшим наибольший вклад в осуществление проекта под названием «Статуя Свободы». Эдуарду де Лабулэ, которому принадлежала сама идея возведения памятника. Фредерику Бартольди – скульптору, реализовавшему её, и ГюставуЭйфелю – разработавшему металлический каркас скульптуры. А также Эмме Лазарус – поэтессе, автору сонета «Новый Колосс» и Джозефу Пулитцеру – редактору, организатору завершающей компании по сбору средств, для возведения основания и пьедестала скульптуры.

А сами эти конструкции были разработаны американским архитектором и скульптором Ричардом Хантом, под руководством которого 5 августа 1885 года были начаты строительные работы. К 22 апреля 1886-го они были фактически завершены, вместе с оформлением основания пьедестала в виде звезды с 11 лучами. Высота основания с пьедесталом от земли составила 47 м., что на один метр превышало высоту самого памятника.

Как известно, ещё 4 июля 1884 года Франция официально преподнесла Статую Свободы послу США. Затем она была полностью собрана в Париже и выставлена на всеобщее обозрение, а затем в 1885 году разобрана и на военном фрегате «Изер» отправилась в Нью-Йорк, разделённая на 350 частей и упакованная в 214 ящиков. Сборка статуи на пьедестале заняла ещё четыре месяца. И вот, наконец, на 28 октября 1886 года, с десятилетним опозданием, было назначено торжественное открытие Статуи Свободы.

Этому событию предшествовал военный парад по улицам Нью-Йорка, который утром этого дня наблюдали до миллиона жителей города. В 12:45 яхта с участниками церемонии открытия и президентом США Гровером Кливлендом отправилась к острову от причала Манхэттена. Компания была в основном мужской. Феминистки Нью-Йорка пытались прорваться на остров, но не были допущены. Их негласными представителями были лишь жена Бертольди и маленькая внучка Лессенса. Вот он-то и открыл торжество, произнеся речь от имени французской стороны.

Бартольди рядом не было. Он в это время находился в голове скульптуры, чтобы по сигналу перерезать верёвки, удерживающие огромный французский флаг, наброшенный на статую, и закрывающий эту восхитительную золотисто-оранжевую женщину с факелом в вытянутой руке, от застывших в ожидании зрителей. Пока он спустился вниз, официальная часть уже подходила к концу. Ему удалось лишь услышать пророческие слова президента Кливленда: «Мы никогда не забудем ни того, что Свобода выбрала себе здесь дом, ни того, что ею избранный алтарь никогда не будет заброшен».

Погода в тот день выдалась пасмурная и дождливая. Фейерверк решили перевести на первое ноября. Но многочисленные гости и делегации с восторгом приняли праздничный салют из 21-го залпа. Так более 130 лет тому назад отпраздновали возведение этой 46-метровой Статуи Свободы. Как и мечтал Бартольди, она на 10 метров превысила высоту легендарного Колосса Родосского, и на том историческом этапе стала самым высоким памятником в мире. Так это начиналось…

Продолжение легенды

Бартольди осуществил свою мечту. Создал прекрасную символическую фигуру, установленную у входа в порт, лицом к приезжающим, всем своим видом вселяющую в них надежду на то, что здесь их ждут и тут им рады. А для кораблей она должна была соответственно служить навигационным ориентиром и маяком. Но общие сложности и заботы по установке памятника были столь велики, что тут было не до технических задач, связанных с поддержанием огня в маяке. На протяжении 16 лет трое смотрителей пытались решить эти проблемы, но с переменным успехом. В 1901 году служба маяков передала обслуживание статуи военному департаменту. К тому времени медная обшивка статуи от воздействия с влажным воздухом начала постепенно окисляться, и монумент стал приобретать столь знакомый нам ныне зеленоватый цвет. Однако военные специалисты доказали, что этот возникающий слой – патина, является своеобразной защитой металла от агрессивных воздействий. И потому статую не следует окрашивать в иной цвет, как уже начинали требовать многочисленные советчики.

Немного позднее, 30 июля 1916 года, германские агенты организовали диверсию на полуострове Блэка Тома, где располагался крупный склад боеприпасов. В ночь теракта здесь хранилось в общей сложности около одной килотонны боеприпасов, многие из которых предположительно готовились для отправки в страны, борющиеся против Германии на фронтах Первой мировой войны. Мощность взрыва оценили от 5,0 до 5,5 баллов по шкале Рихтера. Его осколки попали и в Статую Свободы, незначительно повредив некоторые ее части и факел. Одновременно с его реконструкцией на остров с материка был проложен подводный силовой кабель, а вокруг скульптуры установлены мощные светильники. И уже 2 декабря того же года президент США Вудро Вильсон впервые включил полную подсветку фигуры. Теперь уже она сама, блистающая на фоне звёздного неба, лучше всяких маяков указывала кораблям путь в ночи.

Естественно, что во время Второй мировой войны в целях светомаскировки статуя не освещалась. В послевоенное время предпринимались попытки совершить диверсии на самой башне, либо собрать всевозможные митинги протестов на её территории. А в 1971 году члены организации «Ветераны Вьетнама против войны» совершили так называемую акцию протеста, вообще забаррикадировавшись внутри Статуи, с требованием прекратить войну во Вьетнаме. Всё это свидетельствовало о той особой роли, которую это сооружение стало играть в жизни города, страны и мира.

В 1924 году, по инициативе президента Калвина Кулиджа, Статуя Свободы была объявлена национальным памятником, и уже в 1933 году её обслуживание передали службе национальных парков. С 1937 года понятие национального памятника уже было распространено вообще на всю территорию острова, который в 1956 году был переименован в Остров Свободы. Любопытно, что эта идея в своё время была озвучена ещё самим Бартольди.

В 1976 году в районе памятника была установлена более совершенная и мощная система освещения. А в начале 80-х, в рамках программы по подготовке к празднованию 100-летия монумента, группа американских и французских экспертов обнаружила множество накопившихся за это время конструктивных проблем, и потому было рекомендовано провести реставрационные работы. Они начались в 1984 году, в тот самый год, когда статую Свободы внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Реставрация требовала огромной работы по антикоррозионной защите около 1800 металлических пластин статуи, замену факела, конструктивные изменения по устойчивости руки и плеча. Был установлен стеклянный двухэтажный лифт, новые лестницы, система обогрева и кондиционирования воздуха. Именно тогда стало возможным, преодолев 192 ступени, свободно подняться до вершины пьедестала. А желающим добраться до самой короны приходилось осилить ещё 164 ступени. В общей сложности — 356. Тем не менее, реконструкция была завершена в срок, и 5 июля 1986 года президент Рейган и французский президент Франсуа Миттеран (теперь уже без задержки на 10 лет) торжественно открыли статую для новых поколений посетителей.

Тем не менее, в связи с опасностью террористических угроз после событий 2001 года, и ликвидацией последствий урагана Сенди в 2012 году, нормальное функционирование Статуи Свободы временно приостанавливалось, и было продолжено лишь с 2013 года.

К этому времени она уже была настолько знаменита, узнаваема и популярна, что её стали копировать по всему миру. Число этих копий в мире насчитывает уже несколько сотен. В период между 1949-1952 годами организация американских скаутов, в ходе празднования своего сорокалетия, безвозмездно передала около двухсот копий из штампованной меди, высотой 2,5 м (высотой 2.5 м.), различным американским штатам и муниципалитетам. Около половины из них сохранилось до нашего времени.

А наиболее популярными из её копий в США являются скульптуры, установленные у здания казино «Нью-Йорк» в Лас-Вегасе и у Бруклинского музея в Нью-Йорке.

Но самыми престижными из всех копий считаются парижские. В 1889 году американцы подарили французам уменьшенную в 4 раза копию статуи (её высота 11,5 м), которая была установлена в Париже на Лебедином острове — узкой искусственной дамбе на Сене, недалеко от Эйфелевой башни. Первоначально она была повёрнута к самой башне, т.е. к месту проведения знаменитой Парижской Всемирной выставки, и лишь в 1937 году её развернули на запад. Теперь она смотрит прямо на свою «старшую сестру» в Нью-Йорке.

Вид на Сену с Эйфелевой башни, видна также парижская Статуя Свободы. Фото: Depositphotos

Ещё одна двухметровая копия, выполненная самим Бартольди, нашла своё место в Люксембургском саду, но повреждённая варварами была заменена копией. А отреставрированный оригинал украшает ныне вход в музей Орсэ. А вот в Музее искусств и ремесел можно во всех деталях рассмотреть тот самый окончательный макет скульптуры, который былиспользован Бартольди для создания американской Статуи Свободы.

В 1987 году американцы сделали новый подарок Парижу – «Пламя свободы», позолоченную полноразмерную копию этого элемента скульптуры американской «Статуи».

Пламя Свободы в Париже. Фото: Depositphotos

Она была установлена на мосту Альма. А десять лет спустя как раз под ним погибла Уэльская принцесса Диана. И её многочисленные поклонники, отождествляя этот огонь с памятью о принцессе, приносят и ныне к основанию памятника букетики свежих цветов. Кстати, в 2004 году, к столетнему юбилею со дня смерти Фредерика Бартольди, небольшая копия Статуи Свободы (высотой 12 м) была установлена и на его родине – в Кольмаре.

Символи ческое изображение «Статуи» и её частей можно увидеть на многих юбилейных монетах, банкнотах, марках и открытках, эмблемах спортивных ассоциаций и Либертарианской партии Соединенных Штатов, номерных автомобильных знаках Нью-Йорка (1986 – 2000 гг.), рекламных буклетах многих фирм и т.д и т.п.

Легко найти и многочисленные упоминания о ней в художественной литературе, живописных и музыкальных произведениях во всём мире.

Редко можно увидеть и какой-либо фильм о Нью-Йорке без изображения Статуи Свободы. Но существует множество кинофильмов, в которых она играет «звёздную» роль. Уже в «Потопе» 1933 года, одном из первых фильмов-катастроф, показано землетрясение, превращающее Манхэттен в руины, после которого цунами смывает Статую Свободы. Знаменитый Хичкок в своём «Диверсанте» (1941 г.) изображает противоборство своих героев на вершине «Статуи». В фильме Стивена Спилберга «Искусственный разум» (2001 г.) Статуя Свободы из-за глобального потепления тоже полностью уходит под воду. А в фильме «Послезавтра» (2004 г.) она ещё и замерзает в результате наступления арктического холода. В «Планете обезьян » (1968 г.) главный герой, лишь обнаружив на берегу океана полузасыпанную Статую Свободы, с отчаянием понимает, что он находится на планете Земля. А в фильме «Железное небо » (2012 г.) нацисты, прилетая в Нью-Йорк, уничтожают её. Но «Охотники за привидениями 2 » (1989 г.) оживляют Статую Свободы и используют её в борьбе против Зла. И так в разных вариациях ещё во множестве фильмов. И даже советский кинематограф — в фильме Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди » (1992 года) заставляет Статую Свободы с удивлением повернуть голову в сторону пролетающего на кровати над Нью-Йорком героя Дмитрия Харатьяна.

Однако, разные удивительные истории и курьёзы, связанные со «Статуей» происходили не только в кино, но и в реальной жизни. К примеру, в 1918 году на плацу военного лагеря Camp Dodge (штат Айова) 18 тысяч солдат армии США сформировали силуэт Статуи Свободы. Они были одеты в специальную форму разных цветов и оттенков, чтобы создать максимальную реалистичность композиции. Фотография этого построения, выполненная сверху, должна была использоваться в рекламе продаж военных облигаций в условиях Первой мировой войны, но, к сожалению, так никогда и не была задействована.

А вот спустя 60 лет, при выборах президента и вице-президента союза студентов университета штата Висконсин, в очередную предвыборную программу было внесено обещание перенести Статую Свободы из Нью-Йорка в Висконсин. Претендующие на этот пост Джим Мэллон и Леон Варджан заказалимакет скульптуры, состоящей лишь из головы и руки с факелом, которые были сброшены шутниками на замерзшее озеро Мендота. При этом создавалось впечатление, будто остальные части статуи покрывает вода.

Однако самый запоминающийся аттракцион, связанный со «Статуей» был не только выполнен известным иллюзионистом Давидом Копперфильдом в 1983 году, но и включен в Книгу рекордов Гиннесса. На глазах у огромной аудитории он провёл блистательный трюк, заставив исчезнуть «Статую», используя для этого две башни, поворачивающуюся сцену, арку и занавес, который скрывал скульптуру из поля зрения. Конечно, в конце фокуса, он «вернул» Статую Свободы на своё место, при полном восторге многочисленных зрителей.

О том месте, где была установлена эта знаменитая скульптура, сохранились легенды, связанные с именем капитана Уильяма Кидда — охотника на пиратов, который сам был довольно состоятельным человеком. Якобы в давние времена он все свои сокровища спрятал на Острове Свободы, носившем тогда имя Бедлоу. С тех пор множество людей пытались обнаружить этот клад, но безуспешно. Но в наше время бессмысленно утруждать себя этими поисками. Вовсе не потому, что тут уже давно всё было перекопано, а оттого, что возведенная здесь Статуя Свободы, уже сама по себе является одной из самых значительных и своеобразных сокровищ или драгоценностей мира.

Возможно, именно поэтому, переезжая по делам на пароме в Статен-Айленд, вы не можете удержаться и не подойти к борту корабля, наблюдая за тем, как медленно он приближается к острову, с расположенной на нём Статуей Свободы. И невольно приходит удивительное чувство внутреннего волнения и сопричастности с этим городом, этой страной и его главным символом. Ещё какое-то время статуя будет вам видна, а затем образ этой всемирно известной женщины, так много значащей для мира, постепенно растворится вдали. Но никогда не покинет вас. Навечно оставаясь легендарной Статуей Свободы – одним из важнейших символом страны.

stdClass Object ( => 4482 => статуя Свободы => post_tag => statuya-svobody)

stdClass Object ( => 16228 => Колонки => category => bloggers)

stdClass Object ( => 27030 => американский символ => post_tag => amerikanskij-simvol)

stdClass Object ( => 28334 => Путешествие по Америке => special => puteshestvie-po-amerike)

stdClass Object ( => 28347 => Спецпроекты => category => specproekty)