Эстония        27.06.2023   

Горнолыжный курорт «Домбай»: описание, цены, полезные советы. Схема трасс домбая Домбай горнолыжный курорт карта склонов

  • Пригодна для катания: с ноября по май.
  • Расположение: на склоне вдоль 5-й очереди ККД (начало — на высоте 3000 м)
  • Характеристики: средний уровень сложности, длина — 2 км, переменный рельеф, ухожена, бугров нет, обрабатывается ратраками.
  • Для кого подходит: лыжникам, который хотят усовершенствовать свой уровень, опытным лыжникам, сноубордистам

Для новичков

Для новичков предлагают трассы зеленого цвета — пологие, ровные, простые и хорошо ухожеенные трассы. Отсутствие бугров. Рядом с отелем «Наступ» и гостиницей «Крокус» находится «Лягушатник» - пологий склон в Домбае для новичков, он оборудован бугельным подъемником. Его длина – 300 м.

Также Лягушатник есть на высоте 2250 м, на 4-й очереди ККД, 3 бугельных подъемника обслуживает этот склон по 100 м длиной каждый.

Склоны Мусса-Ачитара

Самым лучшим местом катания можно считать юго-западные склоны Мусса-Ачитара. В верхней части трасса ровная, без крутых перепадов. Эта трасса идеально подходит для тех, кто еще неуверенно чувствует себя в горах. В нижней части склона трасса круче, с наличием бугров. Тут находятся «красные», а местами «черные» участки, привносящие определенную остроту горнолыжникам.

Все большую популярность в последние годы приобретает сноуборд. Домбай более десяти лет является местом для проведения одного из самых крупных сноуборд-фестивалей.

Большинство горнолыжных спусков заканчиваются выкатом на поляну, которая находится под Муссой. Здесь нужно быть очень внимательными — поляну приметили не только сторонники скоростных спусков. Здесь много возможных саночников, а также экстремалов.


Хели-ски и Фри-райд на Домбае

Для экстремальных любителей лыж Домбай приготовил идеальные условия для Хели-ски (вертолетная высадка) и Фри-райда (катание вдали от горнолыжных трасс). В Домбае для фри-райдеров предусмотрены несколько маршрутов за пределами трасс. Большая часть этих маршрутов проходят по склону Мусса-Ачитара.

(варианты спусков с гидами)

Высокий уровень сложности — от 1 ч. до 3 ч. — спуски № 6,7,8

Средний уровень сложности — от 40 мин. до 2,5 ч. — спуски №2,3,5

Простой уровень сложности — от 40 мин. до 2,5 ч. — спуски №1,4,9

Инструкторы на Домбае

В Домбае работает школа лыжников, предоставляются услуги инструкторов, которые помогут в освоении сноуборда и горных лыж. Обучение осуществляется в группе или индивидуально. Также есть детские лыжные курсы. Потому, планируя в Домбай поездку, обязательно возьмите своих детей. На склонах курорта сейчас все чаще можно увидеть малышей, умело разъезжающих на маленьких лыжах.


Если после отдыха на лыжных склонах захочется выпить горячего глинтвейна или просто перекусить, то на поляне предусмотрено для этого большое число кафе и закусочных.

В самом сердце величественных гор седого Кавказа раскинулся один из старейших туристических и альпинистских центров нашей страны. Это Домбай - горнолыжный Эдем, расположенный в заповедном уголке Карачаево-Черкесии. Невероятные по своей красоте ландшафты Северного Кавказа, чистейший горный воздух и изумительные условия для активного отдыха манят туристов со всех уголков России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Современный курорт Домбай - уникальный центр альпинизма и горнолыжного спорта, место проведения соревнований международного уровня, значимых мероприятий культурной и спортивной жизни страны.

Расположение курорта

Домбайская поляна - межгорная котловина на высоте 1620 метров над уровнем моря - место, где находится Домбай. расположен в бассейне горной речушки Теберды, на территории национального Тебердинского заповедника. Высокогорная долина уютно примостилась у подножия Главного где сливаются воедино воды рек Домбай-Ульген, Аманауз и Алибек.

Поляна окольцована цепью причудливых заснеженных вершин с необыкновенно поэтичным названием - Домбай-Ульген (в переводе с карачаевского - убитый зубр), Сулахат - спящая девушка, полосатая скала Белалакая, Джугутурлючат (место обитания туров), Пик Инэ, воспетый Визбором величественный Эрцог.

Благодаря мягкому климату и удачному географическому положению в Домбае всегда прекрасная погода: массивные горные склоны защищают курорт от ветров, а солнце озаряет долину более 320 дней в году. Обильные снегопады и устойчивый снежный покров определяют продолжительный горнолыжный сезон, длящийся с ноября по май.

Домбай - горнолыжная Мекка Северного Кавказа

Солнечный край сказаний и легенд - удивительный Кавказ - издавна манил путешественников, исследователей и альпинистов. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, Домбайская поляна получает развитие в качестве центра туризма и горнолыжного отдыха. Сегодня Домбай - горнолыжный курорт, стремительно развивающий свои возможности и инфраструктуру. Условия катания здесь приближены к альпийским курортам: современные зимние трассы, протяженностью более 20 километров, разветвленная сеть подъемников, высокий уровень сервиса, и главное достоинство - дикая, нетронутая красота окрестных гор.

Горнолыжные трассы курорта

Горнолыжные трассы в Домбае берут свое начало на высоте более 3 тысяч метров на вершине монументального хребта Мусса-Ачитара. Система склонов различного уровня сложности и протяженности подойдет как для новичков, так и для асов горнолыжного спорта. Трассы, согласно принятой системе классификации, условно разделены на «зеленые» (простые склоны для начинающих), «синие» (средний уровень сложности) и «красные» - для уверенных в своих силах профи.

Основная зона катания проложена на высоте 2600-3012 метров и отличается ровным спокойным рельефом. Для детей и совсем «зеленых» новичков подготовлены простейшие пологие склоны, так называемые «лягушатники», оборудованные

Любителям пощекотать себе нервы и профессиональным спортсменам крутые уклоны северной части Мусса-Ачитара и ущелья Гоначхир предлагают широкие возможности для фрирайда. Поклонников хели-ски ожидает головокружительное катание по нетронутым склонам с вершин Семенов-Баши и ледника Алибек, куда экстремалов забрасывает местный вертолет. Для катания в поздние часы на курорте предусмотрено ночное освещение трасс.

Система подъемников Домбая

Домбай - горнолыжный комплекс, который обслуживают несколько систем подъемников:

  • Пять очередей канатно-кресельной дороги, построенных еще в 70-80 годы XX века. В основную зону катания доставляют четвертая и пятая очереди канатки. Четвертая очередь ведет к так называемой «поляне Мусса» на высоте 2,5 км. Отсюда пятая парнокресельная канатка доставляет туристов на гребень хребта.
  • Восьмиместный гондольный подъемник.

  • Новый комплекс который включает в себя шести- и четырехместную креселки, доставляющие лыжников и сноубордистов на высоту до 3200 метров.
  • Югославская канатная дорога протяженностью 1700 метров.
  • Канатно-маятниковая дорога, включающая два вагончика вместимостью до 40 человек, поднимающая экскурсантов и лыжников на высоту 2260 м.
  • Сеть бугельно-буксировочных дорог, обслуживающих тренировочные склоны.

Достопримечательности курорта

Самая главная достопримечательность этого края - окружающее великолепие природы Тебердинского заповедника.Хрустальные горные реки и живописные теснины ущелий, стремительные водопады, холодная красота высокогорных озер - изумительную панораму здешних мест открывает смотровая площадка на вершине Мусса-Ачитара. Отсюда можно наблюдать сияющий в облачной дымке далекий Эльбрус.

Примечательным местом и своеобразной визитной карточкой Домбая является оригинальная восьмиместная гостиница Тарелка, выполненная в форме инопланетного корабля.

На пути к ущелью Аликбек расположено тихое и памятное место - кладбище погибших альпинистов. Сюда приходят, чтобы отдать дань памяти и уважения тем, кто погиб в горах при восхождении или попытке спасти жизнь товарищей. На тропинке, ведущей к могилам, стоит табличка со словами из песни Высоцкого: «Нет алых роз и траурных лент, и не похож на монумент тот камень, что покой тебе подарил...».

Развлечения и экскурсии Домбая

Домбай - горнолыжный курорт, где помимо захватывающего разнообразия трасс гостям предложена масса возможностей активного и разнопланового отдыха. Полюбоваться просторами заснеженного Кавказа можно, совершая прогулку на квадроциклах или в увлекательном сафари на снегоходах. Поклонников острых ощущений не оставит равнодушными возможность совершить ошеломляющий спуск в специальном зорбе, объемном прозрачном шаре.

Отдельного упоминания заслуживают увлекательные путешествия с инструктором на параплане, открывающие незабываемые виды горных ландшафтов с высоты птичьего полета. Уверенным лыжникам можно попробовать свои силы в спидрайдинге - экстремальном сочетании параплана и горных лыж.

На территории комплекса действуют ледовый каток, санный прокат, организованы конные и пешие экскурсии по живописным уголкам Тебердинского заповедника.

Домбай летом и осенью

Заповедный Домбай - горнолыжный курорт, который стоит посетить не только зимой. Восхитительная природа этого края открывает прекрасные возможности для отдыха в летний и осенний периоды. Когда со склонов Кавказских гор сходит снежный покров, альпийские луга Домбайской долины расцветают шелковистым ковром нежных растений. Взору путешественников открываются красоты вековых пихтовых лесов, бирюзовых горных озер, тысячелетних ледников на фоне ясного солнечного неба.

Летом в Домбае особый нежаркий климат, благоприятный для длительных пеших экскурсий. В это время года популярными развлечениями туристов служат горные велосипедные и конные прогулки, восхождения на вершины Кавказа, треккинг. Осенью же природа Теберды зажигается пестрой палитрой золотисто-багряных красок.

Домбай - горнолыжный курорт: цены на подъем и прокат снаряжения

Расценки на услуги подъемника зависят от выбора системы подъема. Так как основные комплексы канатно-кресельных дорог принадлежат разным владельцам, на Домбае отсутствует единый тариф. Для детей и пенсионеров действует скидка 50%.

  • Стоимость однократного подъема по старой канатно-кресельной дороге зависит от очереди и варьируется в пределах от 150 до 250 рублей, дневной абонемент обойдется туристу от 500 до 1000 рублей.
  • Стоимость скипасса на обе очереди нового комплекса канатных дорог составит 1600 рублей за день для взрослого человека. Однократный подъем на каждой очереди оценивается в 500 рублей.
  • Услуги маятниковой канатной дороги горнолыжникам и сноубордистам обойдутся в 200 р., туристам - в 300 рублей за один подъем.

Цена проката комплекта снаряжения для лыж и сноуборда составляет приблизительно 400-450 рублей в день. На территории комплекса можно в том числе приобрести новое оборудование.

Как добраться

Существует несколько способов добраться до уголка Карачаево-Черкесии, где находится Домбай. Горнолыжный курорт расположен в 230 километрах от аэропорта Минеральных вод, и самым простым способом трансфера является авиаперелет. Из аэропорта ежедневно (в лыжный сезон с декабря по март) курсирует автобус, доставляющий туристов до центра поселка. Также можно воспользоваться услугами такси или взять в аренду автомобиль.

Если добираться до горнолыжного комплекса поездом, пунктом назначения можно выбрать вокзалы в Невинномыске, Пятигорске, Нальчике или Минеральных водах. Дорога займет от 24 до 38 часов в пути. От станции до Домбая можно доехать на такси, есть маршруты рейсовых автобусов.

От Москвы до Домбайской поляны курсируют прямые рейсы комфортабельных междугородних автобусов. Также без пересадок можно добраться до места отдыха самостоятельно, то есть на собственном авто.

Заповедные места величественного Кавказа круглый год встречают своих гостей уникальной природой, целебным воздухом и великолепием высокогорных долин. Домбай горнолыжный отзывы туристов единодушно причисляют к самым впечатляющим и красивым курортам нашей страны.

Что такое горнолыжная трасса? Это хорошо выровненный участок склона, огороженный, который чистят, ратрачат и подсыпают снег пушками, если его мало. Так вот – еще несколько лет назад трасс в Домбае в этом понимании не было вообще. Как говорится, «в России нет дорог, есть только направления».

А что было? Просто склон, слегка выровненный кое-где, по которому раз в неделю местами проезжал ратрак. Лыжники накатывали на этом склоне жуткие неровности и бугры, помимо естественных. Могул, ага, только вынужденный.

Сейчас всё поменялось. Ну, почти всё :) Трассы всё так же неогороженны и не размечены толком, но всё-таки они стали очень похожи на настоящие. За последние годы их расширили, выровняли бульдозерами и экскаваторами, понаделали новых и «соединительных» участков… Кататься уже можно. Да, снежных пушек нет, ратрачат средненько и не вовремя, трассы местами очень узкие, но теперь это всё-таки трассы, а не жалкое подобие.

…Итак, начнем сверху. С самого верху, с «пупыря», то есть с верхней станции 4-кресельной канатки (высота 3168), ведёт узкий серпантин в полкилометра длиной, по которому можно съехать до 3008 (верхняя станция 6-креселки). Можно и напрямик – но будет крутовато, и трассы там нет. Это самая верхняя трасса, она открывается в сезон раньше других, и нормальное катание по ней возможно дольше всего, чуть ли не до июня месяца.
Возле точки 3008 (3012 по другой классификации) расположена котловина – можно съехать в неё, и подняться на спускающейся 4-креселке со «станции подсидки», а можно объехать её по гребню, непосредственно к верхней станции 6-креселки.

Далее – «основное катание» (самые популярные трассы) – от 3008 до 2277, от верхней станции 6-креселки до её нижней станции. Спуск длиной чуть более 2 километров возможен несколькими параллельными вариантами. Можно – трассой под самой 6-креселкой. Можно параллельной ей трассой под 5 и 4 очередями старой канатки (она расположена левее, если смотреть на склон снизу вверх). В последний год сделали трассу и под «югославкой», можно съехать и по ней (она еще левее). Между всеми этими трассами есть несколько узковатых «соединительных» трасс-переходов. Всего получается 3-4 параллельно-перекрестных варианта спуска.

От нижней станции 6-креселки (она же верх «гондолки», в общем, «Узловая») – число вариантов спуска опять снижается до одного. Это так называемая «лесная» трасса, которая идёт по лесу серпантином до окрестностей Русской поляны, откуда уже даже не трасса, а настоящая дорога (довольно пологая, иногда приходится толкаться палками) идёт до поляны ЛИИ и далее до нижнего лягушатника и собственно посёлка Домбай.
«Лесная» трасса в верхней части довольно крутая и расположена низко, да и смотрит прямо на юг - по всем этим причинам на ней теплее, снег быстрее тает. Поэтому она чаще других бывает разбитой, проталины, лёд или «каша» и т.п. Но, это единственный вариант спуска в посёлок, если вы хотите ехать своим ходом, а не на канатке. Есть, правда, еще так называемая «старая дорога» (расположена правее, глядя на склон снизу вверх) - но она еще хуже по всем статьям, да и уходить на неё нужно довольно высоко, на уровне середины спуска от верха до низа «шесткреселки»; зимой её не чистят, так что это по сути фрирайд.

Особенности домбайских трасс:

Трассы Домбая для начинающих. Начинающим лучше покататься сперва на учебных склонах, поднимаясь на бугелях: либо на «Вегасе», это верхняя станция 4 очереди старой канатки, либо в нижнем лягушатнике в посёлке, но в посёлке скучно. Как вариант – поездить в котловине на 3012 (подсадка на 4-креселке по длине как тот же бугель). Почувствовав себя уверенно, можно выходить на более длинные и сложные трассы. Соответственно, в первый день (дни) лучше ехать на старой канатке, т.к. на «Вегас» подняться можно только на ней.

Сложность трасс. «Черных» трасс, можно сказать, в Домбае нет совсем. Да и «красных» участков очень мало. Это вам не Чегет! В остальном - переменная сложность, пологие участки чередуются с кусками склона чуть покруче. Еще особенность - трассы местами узкие, по сравнению с другими курортами...

Культура катания: отсутствует у большинства. В вас могут врезаться, могут опасно проехаться рядом, изображая крутизну и т.п. Такой уж контингент катающихся, ничего не поделать. Могут сесть посреди узкой трассы, провоцируя столкновение – это любят делать сноубордисты… В общем, всякое может случиться, держите ухо востро.

Сроки открытия/закрытия сезона: в Домбае трассы становятся пригодными для нормального катания (без царапания камнями), как правило, в середине декабря, иногда даже позже. Самый верх склона (3168 – 3012) – несколько раньше. Конец сезона – обычно в конце апреля. Многое зависит от года, снежной/малоснежной зимы, ветров - сдует ли выпавший снег…

Катание за пределами трасс – чревато попаданием в лавину (конечно, не имеется ввиду катание по неотратраченному снегу рядом с трассой - это не настоящий фрирайд, и он не опасен). Лучше не соваться без гида, если не хотите отправиться на кладбище в Алибеке (как минимум один человек, катавшийся без гида, там лежит).


Катание на Домбае в основной своей массе представляет собой широкий (1,5 - 2 км) склон, на котором условно размечены трассы (обозначается ратраком). Спуск можно осуществить по десятку вариантов трасс разной степени сложности. Маршруты для внетрассового катания.

Подъемники:

Склоны хорошо оборудованы сетью подъёмников: 7 канатно-кресельных дорог, маятниковая дорога, гондольная дорога, 5 бугельных подъёмников. Все подъемники ограждены, снабжены светофорами и системой электронного подсчета количества прошедших туристов.

Первая очередь (1636-1751 метров): однокресельная канатная дорога выполняет транспортные функции, т.к. на данном участке катание возможно только в очень снежные зимы. Длина - 860 метров, время подъема - 8 мин.
Вторая очередь: однокресельная канатная дорога на Русскую поляну. Сейчас не эксплуатируется.
Третья очередь (1719-2266 метров): двухместная кресельная дорога ведет до нижней зоны катания. Длина - 1142 м, время подъема - 14 мин.
Четвертая очередь (2266-2500 метров): двухместная кресельная дорога ведет до поляны на г.Муса, где расположено множество кафе и пунктов проката - это основное "тусовочное" место на склоне. Длина - 582 м, время подъема - 7 мин.
Пятая очередь (2500-3002 метров) : двухместная кресельная дорога идет до кафе "3012 метров", откуда в ясную погоду можно даже увидеть Эльбрус. Трасса вдоль подъемника шириной 2-3 км (в зависимости от количества снега) обрабатывается ратраками. Длина - 1502 м, время подъма - 14 мин.
"Югославская" (2550-2980 метров): двухместная кресельная дорога ведет туда же, куда и пятая очередь, а начинается в 400 метрах от "тусовочной" поляны. Под подъемником - "синяя" зона катания - для среднего уровня техники. Длина - 1700 метров, время подъема - 17 мин.
"Бугельные подъемники" в количестве четырех штук длиной по 100 метров каждый веером расходятся от "тусовочной" поляны по пологому склону шириной 400 метров и предназначены для начинющих.

Маятниковая Канатная Дорога (1630-2260 метров) : два вагончика вместимостью 20 человек каждый. Минует 2 и 3 очереди и поднимает с Домбайской поляны сразу в нижнюю границу зоны катания. Длина - 1970 м, время подъема - 8 минут (против 22 минут на двух креселках 2 и 3 очереди).

Новый компекс канатных дорог:
1) Гондольный подъемник (1590-2270 метров): сданный в 2007 году восьмиместный подъемник ведет туда же, куда и маятниковая канатка, но за счет высокой пропускной способности (2400 чел./час) делает это быстрее. Длина - 1810 м, время подъема - 6 минут.
2) Шестиместный кресельный подъемник (2270-3032 метров): самый длинный подъемник на Домбае поднимает выше пятой очереди. Длина - 2182 м, время подъема - 10 мин.
3) Четырехместный кресельный подъемник (3035-3168 метров): ведет в самую верхнюю зону катания на т.к. "пупырь". Длина - 661 м, время подъема - 4 мин.



Добирались мы из Москвы до Минеральных Вод самолетом, далее до Домбая на такси. Договорились с "бомбилой" у аэропорта даже дешевле, чем через официальное такси в Минеральных Водах (2500 руб вместо 3000). Так что совет первый: запишите заранее несколько телефонов такси, и не спешите заказывать в самом здании аэропорта (там несколько стоек, где девушки активно призывают воспользоваться услугами именно их компании).
Наш путь к Домбаю проходил через земли терских казаков, черкессов и карачаевцев. Дорога, покрытая туманом, вела нас через поля, вдоль бурной лазурной реки Кубань и постепенно уводила в горы. Как-то незаметно равнины стали исчезать и привычный нашему глазу пейзаж перешел в кавказские вершины, поначалу голые и слоистые, на которых, по словам таксиста-экскурсовода, тренируются альпинисты. А с каждым километром после Карачаевска все отчетливее становились видны снежные шапки, ради которых мы и ехали в эти края. И вот, наконец, Он! Домбай! Величественные прекрасные глыбы гор вокруг просто завораживали!

Вид по дороге от Теберды к Домбаю .


Остановились мы в гостинице "Кристалл". Расположена она недалеко от подъемников, довольно уютная и чистая. Но, хоть и приехали мы к 14:30, а заселение там в 14:00, чистенький номер нас еще не ждал. Нам "благосклонно" разрешили оставить вещи в номере и попросили подождать, пока, наконец, его уберут. Переждали мы это время в кафе "Кристалл", там же, при гостинице. Персонал хоть и не особо радушный, но кухня очень вкусная. К слову сказать, самый вкусный шашлык из баранины в Домбае (не считая кафе в горах, о них чуть позже) мы попробовали именно там! Сочный, мягкий и ароматный шашлычок на бараньих ребрышках! Мммм... Также советую попробовать там хычин с сыром и зеленью. Хычин - местное национальное блюдо. Это лепешка из пресного теста с различными начинками. Самые распространенные на Домбае хычины: с сыром, сыром и зеленью, мясом, картошкой и сыром. И, конечно же, приятным дополнением ко всему этому кавказскому буйству вкусов и ароматов послужит чай на травах! Ароматный и очень вкусный! Наверное, это еще и потому, что питьевая вода на Домбае талая с горных вершин - чистая, необыкновенно вкусная и полезная.

Теперь о подъемниках. Весь подъем делится на несколько этапов.

Карта подъемников Домбая.

Первый этап: подъем через лесную полосу, где катаются только отпетые фрирайдеры. К таким мы себя не причисляем, а потому всегда проезжали мимо.:-) Первый этап можно преодолеть двумя способами: немецкая канатка Допель Майер или старая маятниковая дорога. Ездили в основном на Допель Майере, т. к. различий в цене нет, а вагончики в разы современнее и приятнее. В кассе билет стоит 400 руб с человека за подъем (спуск бесплатный), но совет второй: не спешите в кассу, гораздо проще обойти очередь (бывает такое в выходные и праздничные дни) и прямо подойти ко входу на канатку и договориться за 300 р. с охранником.

Первый этап подъема. Вагончик маятниковой канатной дороги.


Первый этап подъема. Вагончик гондольной канатной дороги Доппельмайер.


Далее начинается второй этап подъема . Завсегдатае Домбая пересаживаются на шестиместный подъемник и сразу едут наверх горы Мусса-Ачитара (что в переводе означает пастбище Муссы).
Мы же пересаживались на двухместный подъемник и попадали в так называемый лягушатник (4-ая очередь) . Целая куча кафешек, прокатов, в общем, тусовочное местечко для горнолыжников.
Отсюда уже несколько путей. Совсем начинающие остаются м-учиться здесь на учебных склонах, подъемники жуткие: чтобы подняться нужно обладать недюжей силой, народу тьма (особенно в выходные). Стоимость подъема 30 руб, можно также приобрести абонемент на целый день, и за 500 руб как следует подкачать мышцы рук, плеч и спины.
На такой шаг мы не отважились и после нескольких подъемов отправились с теми, кто чуть поопытнее, на 5-ую очередь (двухместный подъемник, о стоимости подъема напишу ниже). Также с 4 очереди можно пересесть на "Югославку " (крайний подъемник слева, если смотреть на гору), смысл которой, честно говоря, до сих пор остался нами не познан. :-)
Поднявшись на 5 очередь, которая, к слову сказать, находится на уровне 3012 м. над уровнем моря (и 1412 м. над уровнем Домбая), любители особенно острых ощущений и максимально обширных видов могут подняться еще выше на пик горы Мусса-Ачитара или в простонародье "Макушку" (3168 м. над уровнем моря). Туда ехать мы пока не отважились. :-)


Вид с 5 очереди подъемников горы Мусса-Ачитара .


Но какое же катание без лыж? Свои мы пока не приобрели (о чем, кстати, ни разу не пожалели за время поездки), а брали в прокате "Перекресток" на 4-ой очереди, сразу слева от подъемников.


Прокат "Перекресток". 4 очередь. Лягушатник.

Там огромный выбор лыж для всех уровней: от начинающих и до фрирайдеров. Советую выбирать прокат на 4-ой очереди, потому что очень удобно после катания сразу сдать лыжи и спуститься в комфортной обуви и без тяжестей. Не берите лыжи внизу, в Домбае. Куда удобнее взять их сразу на выходе с Допель Майера или в лягушатнике (4 очередь), да и цены проката наверху дешевле. Также советую не бегать от одного проката к другому, так как постоянным клиентам предусмотрены скидки и бонусы. :-)
Мы были очень довольны своим прокатом: радушные и дружелюбные профессионалы-горнолыжники, огромный выбор обуви под любую ногу и лыж под любой уровень катания. Мой выбор после пары дней проб различных вариантов остановился на лыжах Rossignol Bandit, выбор мужа пал на Fisher RC4. Прекрасные лыжи, которые отлично держали даже легкую наледь! И обошлось нам это удовольствие в 1000 руб в день за двоих (аренда лыж уровня для начинающих стоит 350 руб на каждого), а к концу нашего недельного пребывания были еще и скидки:-) Так что, спасибо Мураду и Ко за полезные советы и профессиональный подход к подбору горнолыжного оборудования.
Нетрудно посчитать, что взять лыжи в прокат куда менее накладно по деньгам, и куда легче добираться налегке! Так что еще один совет: не спешите покупать свои лыжи, если все ваше горнолыжное катание ограничивается лишь поездкой в горы раз в год:-) Куда выгоднее и проще взять лыжи в местном прокате.
Кстати там же, в прокате, мы оставляли и фотоаппаратуру. Катались налегке и в любое удобное время брали ее, чтобы запечатлеть яркие моменты нашего катания или чудеса природы вокруг. :-)


Парю в облаках на 4 очереди горы Мусса-Ачитара:-)


О подъемах и прокате рассказала, теперь о спусках :-) Опробовать мы успели лишь один, "пятерку ", как ее там называют. Но и там хватало впечатлений и разнообразия. Длина трассы около двух километров. Спуск новичка со всеми отдыхами длится минут 15 - 20, у более продвинутых горнолыжников - 8 мин. Подняться на эту трассу можно из "лягушатника" на двухместном подъемнике (5 очередь). Подъем стоит 100 руб. Также на эту трассу можно подняться и по "Югославке", но та высадит вас метров на 150 ниже. Подъем занимал у нас около 15 минут. В хорошую погоду мы наслаждались теплым горным солнышком и прекрасными видами вокруг!


Виды при подъеме на 5 очередь.

Сама трасса делится на 3 участка:
1. Просторная широкая и плавная целина, катиться по которой - одно удовольствие! Эта часть трассы сначала уведет вас траверсом под "Югославку", затем снова вернет к "пятерке" и начнется новый, более сложный этап трассы...
2. Начинается второй этап с "трубы" 1,5 метра шириной и довольно неплавным спуском. Начинающие проходят его в основном плужком. Сменяется этот участок участком чуть шире (метра 2 шириной) и более плавным спуском. И далее плавно переходит в третий этап.
3. Третий этап очень схож с первым: широкая просторная трасса плавненько выводит в лягушатник.
Сразу хочу оговориться: описывая эту трассу я лишь говорю о том, как едет большинство. Ведь, как часто говорят, на Домбае нет трасс, а есть лишь направления. И в этом его прелесть: каждый волен выбирать направление по вкусу. Катиться по трассе или целине. Так, например, 2 этап трассы не обязывает никого катиться траверсом по "кишке", вокруг не обрыв, а целина, просто чуть менее пологая и более продвинутые и экстремальные лыжники и сноубордисты ездили по ней, пользуясь трассой, как трамплином, пересекая ее поперек.

Ну а после усердного катания, конечно же, не заставляет себя ждать зверский кавказский аппетит:-) По совету Мурада (хозяина проката) мы отправились в кафе "Эрцог" на 4-ой очереди (рядом с подъемником на 5-ю очередь). И ничуть не пожалели! Великолепный вид на горы и парящих птиц, а также вкуснейшая, как домашняя, кухня! К слову сказать, это второе кафе со званием лучшего шашлычного заведения по нашему мнению. :-)

Вот, вроде, и все, что хотелось рассказать о катании. Мы свой отдых не стали ограничивать одними горными лыжами. А День Влюбленных решили отметить в тебердинском заповеднике: покатались на лошадях вдоль прекрасной речки Теберда (что в переводе означает "дар Бога"). Катание длилось 2 часа (стоимость 500 руб в час с человека). За это время мы и рысцу опробовали, и речку вброд перешли, и пофотографировались, и просто природой насладились.