Отдых в России        29.10.2021   

Мраморный зал русского музея. Мраморный дворец (21 фото). Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец находится в самом центре С.-Петербурга. Даже по меркам Северной столицы, не испытывающей недостатка в красивейших зданиях, это монументальное сооружение выделяется своей красотой и величием.

Мраморный дворец абсолютно уникален. Это здание стало единственным в Петербурге строением, фасад которого полностью обделан природным мрамором. Мрамор на строительную площадку привозили из многих стран мира: всего было использовано 32 его разновидности.

Дворец был построен по велению императрицы Екатерины II, которая решила сделать щедрый подарок графу Григорию Орлову, сыгравшему ключевую роль при возведении царицы на престол.

Ранее на месте дворца располагался Почтовый двор с гостиницей, в которой неоднократно останавливался Петр I. В 1769 году итальянский архитектор А. Ринальди снес здание Почтового двора и приступил к строительству Мраморного дворца. Проект здания разрабатывался при участии императрицы.

На строительной площадке ежедневно работали 300 человек. Екатерина регулярно появлялась на стройке, отмечала и поощряла самых умелых строителей.

В архитектурном отношении Мраморный дворец – образец раннего классицизма, один из самых ярких в России. Цветной мрамор, в большом количестве использованный при облицовке дворца, подчеркивает его монументальность и роскошь.

Годы не властны над зданием – оно сохранилось точно в таком виде, каким впервые предстало перед глазами петербуржцев после снятия строительных лесов. Верхние этажи Ринальди приказал облицевать сероватым мрамором, нижний – розовым.

В разработке внутренних интерьеров дворца императрица принимала самое деятельное участие. В связи с тем, что дворец строился для графа Григория Орлова, царица повелела архитектору сделать внутреннее убранство по-мужски строгим. Покои дворца отличаются сдержанностью и величием.

В Орловском зале установлены бюсты, статуи и барельефы представителей графской династии. В Собранном зале стены покрыты бархатом, золотой лепниной. На потолке – огромные люстры. В центре главной стены зала – огромный портрет Екатерины II.

Сегодня в Мраморном дворце находится филиал Русского музея. Постоянных экспозиций во дворце немного, так как он сам является своего рода музейной достопримечательностью. Кроме коллекции оружия, туристов заинтересует обширная картинная Галерея, включающая свыше 200 полотен знаменитых художников из Западной Европы. В Мраморном дворце регулярно проходят выставки классиков живописи и современных художников, пресс-конференции и мастер-классы.

Видео:

Другие названия: Константиновский дворец, Музей В. И. Ленина.

Мраморный дворец - один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга, при его строительстве впервые в России применили натуральный камень: боле тридцати сортов мрамора и гранит. Мраморный дворец стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых - Константиновичей, хотя изначально предназначался совсем иному хозяину.

История создания Мраморного дворца

Проект дворца был создан по заказу Екатерины Второй итальянцем Антонио Ринальди, который состоял при русском дворе в должности архитектора более тридцати лет. По распоряжению императрицы в Мраморном дворце был установлен барельеф с его изображением (единственный дошедший до нашего времени портрет зодчего, выполненный в 1782 году Федотом Шубиным).

Дворец строили для графа Григория Орлова, имевшего множество заслуг перед Россией и являвшегося также любовником (а согласно некоторым современным источникам - и морганатическим супругом) Екатерины Второй. Над входом в Мраморный дворец по велению императрицы была сделана надпись «Здание благодарности».

Строительство здания началось в 1768 году и продолжалось 17 лет - строительство дворцов в России 18 века было делом небыстрым... Григорий Орлов до окончания работ не дожил - умер в 1783 году, после чего Екатерина выкупила дворец у его братьев за 200 тысяч рублей и в 1796 году подарила его по случаю бракосочетания своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу. В бытность его хозяином дворца он многократно перестраивался, в том числе переделывал интерьеры дворца А. Воронихин, бывший в 1803-1810 годах придворным архитектором Великого князя. После смерти Константина Павловича в 1831 году дворец был выкуплен у его наследника - незаконнорожденного сына Павла в казну и в 1832 году был подарен императором Николаем Первым его второму сыну Константину Николаевичу, которому в то время было лишь пять лет. Высокородный владелец дворца продолжал жить с семьей, а во дворце продолжали жить придворные. Ситуация изменилась в 1849 году, после свадьбы Константин Николаевич с супругой переехали жить в Мраморный дворец, заново отделанный для них архитектором Александром Брюлловым.

Архитектура Мраморного дворца

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, в плане имеет сложную форму, со стороны Миллионной улицы внутренний двор закрывает кованая ограда. Главный вход во дворец находится во дворе, восточный фасад здания увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Поскольку дворец являет собой образец постройки раннего классицизма, здесь ещё заметны черты барокко: изящная и вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый вазами, сложная форма парадной лестницы...

Медные оконные рамы второго этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца 18 века.

Интерьеры Мраморного дворца

Более других помещений дух времени Екатерины Второй сохранили парадная лестница и Парадные залы дворца. Парадная лестница облицована мрамором, монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса», венчающий перекрытие лестницы, был нарисован в 1784 году для украшения одного из залов дворца, а в 19 веке при реконструкции здания перенесен на нынешнее место. Напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди. Все скульптуры, украшающие лестницу были созданы из итальянского мрамора Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца и сейчас занимают свои исторические места.

Совершенно уникален Мраморный зал дворца, сохранивший свое убранство с конца 18 века. Украшая зал, Ринальди использовал сочетания разноцветных русских и итальянских мраморов, на фоне этого разноцветного великолепия выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора М. Козловского на темы пунических войн, прославляющие долг, верность отечеству, самопожертвование и великодушие античных полководцев. Дополняют убранство зала удивительной красоты цветной наборный паркет 18 века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца. В середине 19 века потолок зала подняли на один этаж и в нем появились прекрасные бронзовые люстры и мраморные камины с зеркалами в резных золоченых рамах.

Мраморный дворец — один из красивейших в Санкт-Петербурге. Жизнь в нем, однако, не принесла счастья ни одному из его владельцев. Его стены помнят и кражи, и насилие, и даже стрельбу живыми крысами из пушки.

На экскурсии вам расскажут, что дворец (на месте бывшего Почтового двора, уничтоженного грандиозным пожаром 1737 г.) приказала построить Екатерина II – это был подарок императрицы Григорию Орлову, ее сподвижнику и многолетнему фавориту. Орлов должен был жить на той же улице, что и императрица, совсем рядом с Зимним дворцом. Писатель и историк П.И. Сумароков в своем «Обозрении царствования и свойств Екатерины Великой» упоминает, что императрица сама составила проект будущего дворца; а реализовывать его она поручила придворному архитектору Антонио Ринальди. Архитектору пришлось немало потрудиться, чтобы претворить в жизнь план, набросанный царской рукой – считается, что именно поэтому здание в плане неправильной формы (в нем нет прямых углов). Средств на постройку дворца не жалели – в распоряжение Ринальди были предоставлены самые различные породы камней: гранит, агат, лазурит и 32 породы мрамора с разных уголков света, которым дворец отделан не только внутри, но и снаружи.

Кстати, откуда вообще взялась идея вместо штукатурки отделать фасады дворца мрамором? Наверное, это связано с тем, что именно в этот период в России начали добывать мрамор (до середины XVIII в. этот материал был исключительно импортным, дорогим и применялся редко). Родина первого российского мрамора – карельская деревня Тивдия. Красивый бледно-розовый тивдийский мрамор стали поставлять в Петербург, его использовали для отделки Исаакиевского собора и других зданий; но именно этот дворец впервые был отделан мрамором снаружи. К сожалению, мрамор имеет свойство тускнеть и разрушаться, особенно под воздействием высокой влажности (а в Петербурге, как известно, почти все время идет дождь), поэтому сейчас дворец выглядит далеко не так эффектно, как в XVIII веке.

Мраморный карьер в Рускеале — одно из мест, где добывают карельский мрамор.

История Мраморного дворца в Санкт-Петербурге

Дворец для Григория Орлова строился 17 лет. За это время роман его с императрицей закончился; государственная служба тоже прекратилась – Орлов ушел в отставку по состоянию здоровья; а в весьма солидном для того времени 43-летнем возрасте Орлов неожиданно женился. Супругой его стала 18-летняя фрейлина Екатерина Зиновьева, которая приходилась ему же двоюродной сестрой. В свете ходили слухи, что Орлов вынужден был жениться, так как девушка была беременна; другие современники утверждали о безумной любви Орлова к своей кузине. Как бы то ни было, брак был незаконным – православная церковь запрещает браки между близкими родственниками. Разразился скандал, дело Орлова дошло до Сената, который постановил развести супругов и заключить их по монастырям; но тут Екатерина II вступилась за своего бывшего фаворита и отменила решение Сената, проявив тем самым воистину царское великодушие. Правда, брак оказался недолгим – княгиня Орлова скончалась в возрасте 23 лет от чахотки; а Орлов после смерти жены от горя сошел с ума и через два года скончался в своем подмосковном имении. Ему так и не удалось пожить ни дня в своей роскошной резиденции – к моменту его смерти отделка интерьеров (тоже, разумеется, мраморных) еще не была окончена.

После смерти Орлова Екатерина II выкупила дворец в казну. По совпадению, все последующие владельцы дворца носили имя Константин. Сначала императрица подарила его своему внуку, шестилетнему великому князю Константину Павловичу. Судьба этого члена Романовской семьи сложилась своеобразно. Он дважды мог стать самодержцем: Екатерина II предполагала после завоевания Османской империи сделать своего второго внука византийским императором (поэтому мальчик и получил имя Константин), однако претворить в жизнь «Греческий проект» не удалось. Впоследствии Константин должен был занять российский престол после смерти бездетного Александра I, но от этой перспективы он отказался сам.

Стрельба крысами из пушки

Константин Павлович пошел в отца. Он походил на Павла I внешне – невысокий, курносый.

Как и отец, увлекался военным делом, а также отличался взбалмошным, эксцентричным характером и непредсказуемым поведением. В 16-летнем возрасте он, как и другие великие князья, вступил в династический брак с немецкой принцессой (в православии – Анна Федоровна). Молодые супруги поселились в Мраморном дворце, и вряд ли эту жизнь можно было назвать счастливой. Фрейлина и мемуаристка Варвара Николаевна Головина свидетельствует: «Поведение Константина, когда он почувствовал себя хозяином в собственном доме, показало, что он еще нуждается в суровом присмотре. Между прочим, через некоторое время после своей женитьбы он забавлялся в манеже Мраморного дворца тем, что стрелял из пушки, заряженной живыми крысами. <…> К дурному обращению, которое великая княгиня Анна должна была выносить от своего мужа с первого дня замужества, примешивались еще его неверность и своеволие. Константин заводил связи, недостойные его сана, и задавал в своих покоях ужины актерам и актрисам». При этом Константин ревновал супругу даже к своему брату Александру, не отпускал ее на балы и т.п.

В начале правления Александра I случилась еще одна история, подмочившая репутацию Константину. Великий князь увлекся супругой придворного ювелира, француженкой мадам Араужо, которая не отвечала на его ухаживания. Тогда ее силой привезли в Мраморный дворец, где Константин ее изнасиловал, после чего то же самое проделали его собутыльники-гвардейцы. От потрясения мадам Араужо в тот же день скончалась. Дело замяли, но слухи об участии в нем брата императора быстро распространились по Петербургу. Документальных подтверждений этой истории не существует, но учитывая личность Константина, ее нельзя назвать невероятной. Семейная жизнь великого князя кончилась тем, что Анна Федоровна сбежала от супруга в Германию, чему, впрочем, великий князь не особенно расстроился. Через некоторое время Синод оформил развод.

Либерал не только в политике

В 1814 г. Константин Павлович стал наместником царства Польского и навсегда покинул Петербург. Некоторое время у дворца не было постоянного хозяина, пока, наконец, Николай I не передал дворец своему второму сыну – которого тоже звали Константином и который тоже был личностью весьма яркой.

Константин Николаевич, убежденный либерал, был одним из крупнейших деятелей «эпохи реформ». Он был одним из разработчиков отмены крепостного права, одним из авторов судебной реформы, преобразователем флота. Однако был либералом не только в государственной сфере, но и в семейной жизни. Поначалу его жизнь с великой княгиней Александрой Иосифовной складывалась счастливо, в браке родилось шестеро детей. Но в зрелом возрасте, как это часто бывает, великий князь влюбился. Его избранницей стала балерина Мариинского театра Анна Кузнецова, для которой он снимал особняк на Английском проспекте. Константин Николаевич жил фактически на две семьи, и от Кузнецовой у него также были дети. «Официальная» же семья великого князя продолжала жить в Мраморном дворце.

Здесь же случился один из самых серьезных скандалов в семье Романовых. В Мраморном дворце находилась икона, подаренная Александре Иосифовне Николаем I, в окладе из драгоценных камней. Однажды из оклада пропало несколько бриллиантов. Следствие установило, что кражу совершил старший сын великого князя – Николай. Родители были потрясены. Однако устроить суд над членом императорской семьи было немыслимо для престижа династии; и в итоге Николай был объявлен сумасшедшим и выслан из Петербурга.

Грешный поэт

«Похититель драгоценностей» был лишен наследства, поэтому Мраморный дворец после смерти Константина Николаевича достался следующему по старшинству сыну – Константину Константиновичу.

По долгу службы он был генералом и инспектором военно-учебных заведений, а по призванию – поэтом. Он публиковал под прозрачным псевдонимом «К.Р.» свои стихи, которые высоко ценили современники (в том числе П.И. Чайковский, который написал на его стихи несколько романсов). Великий князь был во всех отношениях привлекательной личностью – талантливый, интеллигентный, обладающий тонкой душевной организацией и глубоко религиозный (в юности мечтал о том, чтобы уйти в монашество); к тому же прекрасно относился к жене и имел девятерых детей. Но из сохранившихся личных дневников К.Р. известно, что он всю жизнь безуспешно пытался избавиться от интереса к представителям мужского пола. Хотя в ту эпоху нетрадиционная ориентация уже не воспринималась как нечто из ряда вон выходящее; но К.Р. искренне считал себя недостойным грешником и всю жизнь терзался муками совести. Князь-поэт скончался незадолго до революции и не узнал, как трагично закончилась история семьи Романовых и как трое его сыновей (для которых Константин Константинович когда-то с любовью оформлял детские комнаты в Мраморном дворце) были в 1918 г. живьем сброшены в шахту под Алапаевском…

В 1937 г. в Мраморном дворце разместился филиал Музея В.И. Ленина. Создатели музея не церемонились с историческими интерьерами – мраморная отделка разбиралась, росписи закрашивались, были убраны скульптурные украшения начала XVIII в. А у входа во дворец был установлен броневик «Враг капитала» – якобы именно с него В.И. Ленин выступал в апреле 1917 г.; хотя многие историки сомневаются, что броневик – тот самый.

Из личного опыта: для меня, как для петербуржца, Мраморный дворец всегда был символом тех стремительных перемен, через которые проходила наша страна. Детское воспоминание, почему-то ярко врезавшееся в сознание: мраморная машина, стоящая во дворе. Сейчас ее помнят немногие, а ведь она была! Скульптура Ха Шульта появилась в 1992 году и, разумеется, сразу получила прозвище «друг капитала».

Мраморный «Фонд Мондео» вместо ленинского броневика — представьте, как символично это было в то время! Еще помню, кто-то по этому поводу предлагал в Берлине поставить мраморный Т-34. Впрочем, Форд простоял недолго. Куда его дели, мне выяснить не удалось (еще одна питерская загадка!), но место его занял император Александр III. Тоже символично — возвращение к истокам, примирение с прошлым. Сейчас заговорили о том, что Александра хорошо бы вернуть на изначальное место, на площадь Восстания. Интересно, кто въедет во двор после него? И успокоится ли наша страна когда-нибудь?

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

А еще не забудьте заглянуть на страницу, посвященную

Недавно прочитала дневник Николая Ивановича Пирогова «Вопросы жизни», опубликованный в «Русской старине» за 1884-1885 и 1887 годы. Кроме того там же с большим удовольствием прочитала очерк протодиакона В. Орлова «Мраморный дворец», посвященный столетней годовщине окончания строительства дворца (майский номер 1885 года). В очерке дана история постройки дворца, указано на что и сколько денег потрачено, перечислены фамилии мастеров, привлекавшихся к работе. Кроме того дано подробное описание двух домовых церквей и хранящихся в святынь, которые были во дворце. Этой информации в интернете мне обнаружить не удалось. Целиком копия очерка выложена в альбоме http://fotki.yandex.ru/users/amsmolich/album/313723/ .
И вдруг экскурсия! Конечно, мы сразу же записались. На экскурсии нам рассказывали то, что и так доступно на всяких сайтах, в том числе и на сайте Русского музея. Этим и объясняется наше с мамой разочарование от услышанного, но зато увиденное оставило самые лучшие впечатления.
Экскурсия состояла из двух частей. Первая часть – историческая, с посещением трех парадных залов. Раньше во дворце было 70 парадных помещений (но об этом не говорят!). А сохранился только Мраморный зал, два других зала сделаны заново по старым фотографиям и рисункам. Также везде был разобран паркет. Во дворце практически ничего не осталось. Всё было разрушено коммунистами.
Вторая часть была посвящена в. кн. Константину Константиновичу и его творчеству, с посещением семи комнат, в которых почему-то запрещено фотографировать. Эти помещения также восстановлены по фотографиям, так как коммунисты считали, что во дворце не должно ничего остаться, что напоминало бы о царской семье. Поэтому всё было уничтожено.
Ниже несколько строк из очерка «Мраморный дворец». Фотографии мои плюс набор открыток, приобретённый во дворце.

При Петре Великом на месте нынешнего Марсова поля производилась обыкновенно «звериная травля», а где впоследствии построен Мраморный дворец, стоял почтовый двор, вблизи которого в 1711 году устроен был «зверовый дом» и в нем помещались: большой слон, львы, тигры, присланные в подарок от персидского шаха. «Почтовый двор, говорит Рубан в «Описании Петербурга» - «мазанковый и стоял на том месте, где ныне строится великий покой мраморный дом. На сем почтовом дворе государь Петр I многократно отправлял некоторым праздникам и викториям торжества».
Башуцкий, описывая в своей «Панораме Петербурга» почтовый двор, замечает, что «столица давно чувствовала недостаток в подобном учреждении, ибо ещё не было дома, где приезжие могли бы останавливаться, не теряя времени в искании по всему городу квартиры. Дом этот состоял в заведывании особого смотрителя, имевшего ранг армейского прапорщика, с весьма умеренным содержанием, которое впоследствии было увеличено дозволением ему завести ещё особую гостиницу, выписывать беспошлинно определенное количество вина и других продуктов. Кроме того ему предоставлено было пользоваться частию сбора с присылаемых писем, но доход этот был очень незначителен, так как за доставку письма, например, из Петербурга в Москву, платилось не более двух копеек. При Петре I была углублена и очищена река Мья (Мойка), из которой были проведены два канала: один у нынешнего Мраморного дворца, после засыпанный, а другой существует до сих пор под именем Зимней канавки. При Екатерине II, это место называлось «Царицын луг»; в 1818 году дано название «Марсова поля».

Итак на Царицыном лугу Екатерина II решила соорудить дом из мрамора, при чем существует следующая легенда: задумав постройку, государыня пригласила одного из архитекторов-иностранцев и, показывая ему чертеж самою ею накиданного дворца, спросила его мнение об этом плане. Зная, что проект принадлежит монархине, архитектор рассыпался в восторженных похвалах, слушая которые императрица сказала: «если он так хорош, то возьмите на себя его постройку». Соглашение, конечно, немедленно последовало, но зодчий, при выполнении высочайше набросанного плана, был поставлен в большие затруднения, даже в начертаниях капитальных стен, и вот чем объясняют, если обходить комнаты дворца, то заметным становится, что в нем нет прямых углов ни в каких покоях, ни в амбразурах окон и дверей.
Строителем Мраморного дворца был Антонио Ринальди.

Ф.Я. Алексеев. Вид Дворцовой набережной. 1790-е.

Весь ход постройки Мраморного дома от самого начала и до окончания его пользовался особенным вниманием Екатерины II; она неоднократно лично посещала строение и участвующих приказывала награждать деньгами, что видно из отчетов, и вообще ничто не делось в нем без её повелений. Сохранилась собственноручная записка Екатерины II (1781 или 1782): «С крайним удивлением слышу я, что в Мраморном доме Мих. Ив. Мордвинов дает Гампелю волю ломать стены и двери перекладывать, как тот вздумает; спроси, в каких и каких комнатах такая ломка произошла и скажи Мих. Ив., чтоб он ничто не ломал в том доме не доложась меня. Принеси ко мне план с означением той безрассудной ломки. Как Гампелю лучше чего знать, нежели Ринальдию. Уж не скоблит ли он стен и не убавляет ли кирпичи в трубах, как в Царском селе, чтобы пожары наделать, от него станется».
Непосредственное заведывание сооружением Мраморного дворца было вверено императрицею полковнику артиллерии Мих. Ив. Мордвинову. Мордвинов вёл подробные отчеты, где учитывались все затраты с точностью до ¼ копейки.

Обрен и Жакотте. Мраморный дворец. 1840-1850. Литография с рисунка Шарлеманя и Дюрюи.

При сестрорецких заводах, для ковки медных листов на крышу, устроена была фабрика в 1772 году. Получен был мрамор из Екатеринбурга от конторы строения домов и садов.

В 1772 году Гр.Гр. Орлов вышел в отставку. Екатерина собственноручным проектом указа, в числе многих драгоценных подарков, назначила Орлову и Мраморный дворец. Вследствие чего Мордвинову, 25-го сентября, был дан указ: «когда вы строящийся под смотрением вашим у почтовой пристани каменный дом к окончанию приведете так, как от нас вам приказано, и когда он совсем убран, и в такое состояние приведен будет, чтобы в него хозяин войти и жить мог, тогда отдайте от него ключи гр. Гр. Гр. Орлову, ибо мы оный дом со всеми в нем мебелями жалуем ему в вечное и наследственное владение».

Ф.С. Рокотов. Портрет Екатерины II. 1779
С. Торелли. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1763

Но постройка дворца надолго затянулась, и Орлову не суждено было прочесть надпись, сделанную на фризе дворца, по повелению Екатерины: «здание благодарности», он умер, не переехав в этот дом, в Москве, 13-го апреля 1783 года.
По смерти Орлова, Екатерина обратилась к родственникам покойного с предложением выкупить имущество Григория Орлова, так как по её мнению «вам оное излишно, продажа же того будет средством не только к скорейшей уплате долгов покойного князя Гр. Гр., но ещё и к собственной всех вас пользе обратится». Она произвела опись и оценку этого имущества, которая по её подсчетам составляла «около миллиона и двадцати тысяч рублей». А с рассрочкой платежей на десять лет, проценты по её расчетам составят ещё «до пяти сот тысяч рублей». Когда согласие было получено, то она повелела «пошлин с продажи сей никаких не брать».
По смерти Михаила Ивановича Мордвинова в 1782 году заведывание постройкой дворца было возложено на полковника Буксгевдена. Такой подробной отчетности, как у Мордвинова, в последующих годах уже не велось, а только существуют краткие записи и доклады.
Всего на строительство дворца с апреля 1768 по май 1785 было истрачено 1,219,677 р. 46 ¼ к. Но это без затрат за три года, с 1778 по 1780, так как эти отчеты Мордвинова в архивах не сохранились.
По наружной отделке и внутреннему убранству дворец Мраморный служит прекрасным памятником щедрости Екатерины. Нижний этаж обложен весь тесаным диким камнем, верхние же два разноцветным, полированным финляндским и сибирским мрамором.

В средний и верхний этажи ведет богатая парадная лестница из серого мрамора с нишами для статуй и ваз по проекту Ринальди.

Скульптур Ф.И. Шубин по рисунку архитектора Ринальди. Ночь, Утро, Полдень, Вечер.

Плафон парадной лестницы. И. Крист. «Суд Париса».

В день бракосочетания в. кн. Константина Павловича (совершившегося 15-го февраля 1796г.), происходившего в церкви Зимнего дворца, после обеденного стола в Георгиевской зале и по окончании бала состоялся прием новобрачных в Мраморном дворце. Спустя несколько дней Екатерина обедала у своего внука и вот что она писала о Мраморном дворце в письме к Гримму: «Je pense qu’il est difficile de trouver une plus belle maison, plus richement meublee et avec plus de gout, de commodite, de richesse; nous sommes amuses avant et après le diner a parcourir toute la maison, et j’en suis tres contente, et le sieur Constantin aussi».

Вскоре после раздела Польши, в 1797 году, в Петербург прибыл король польский Станислав-Август Понятовский, который из предложенных для него и его свиты дворцов: Каменного, Таврического и Мраморного, избрал последний, почему Константину Павловичу пришлось временно поселиться в доме бывшего обер-гофмаршала Шепелева.
В 1798 году в феврале Понятовский скончался в Мраморном дворце и был погребен 18-го февраля под католическою церковью на Невском проспекте.

Марчелло Бачиарелли. Смерть Станислава-Августа Понятовского.

По кончине Константина Павловича (27 июня 1831 года) Мраморный дворец опустел, большая часть мебели и вещей перенесена была в другие дворцы, а с 6-го марта 1832 года дворец назначен великому князю Константину Николаевичу.

С 1849 года, в течении 4-х лет, во дворце производился большой ремонт. Реставрировал Александр Павлович Брюллов.

10-го декабря 1849 года Мраморный дворец был пожалован в дар, в потомственное владение его императорскому высочеству Константину Николаевичу. В 1888 году дворец перешел к его сыну, великому князю Константину Константиновичу.
Интересно, что дворцом владели только Константины.

В 1919-1936 годах в здании находилась Российская Академия истории материальной культуры (по сути краеведческий музей), а после ее ликвидации - филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н.Е. Лансере и Д.А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов. В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею.

Белый зал. А.П. Брюллов
Зал выполнен в готическом стиле. В своё время здесь был арсенал – хранилась коллекция оружия.

Все люстры из этого зала были уничтожены коммунистами. Их переплавили, так им нужен был цветной металл.

Рисунков Брюллова этих люстр не сохранилось, поэтому восстановить их не представляется возможным.

Поэтому реставраторы по сохранившимся рисункам Брюллова изготовили новые люстры.

Камин в Белом зале подлинный:

Зимний сад. А.П. Брюллов

Мраморный зал. А. Ринальди. А.П. Брюллов

Плафон С. Торелли. «Свадьба Амура и Психеи»

В Мраморном зале все люстры подлинные:

Орлы в честь того, кому благодарная Екатерина построила дворец:

Скульптор Михаил Козловский для Мраморного зала сделал барельеф, представляющий Регула, возвращающегося из Рима в плен карфагенский, и Камилла, освобождающего Рим от галлов.

Регул - римский консул в 256 г. до н.э., перенесший войну с Карфагеном в Африку, одержавший две победы над карфагенянами; когда же они стали просить мира, Регул предложил им чрезвычайно тяжелые условия. Карфагеняне тогда собрали войско, нанесли римлянам страшное поражение и взяли в плен Регула. Он пробыл в плену 5 лет, по истечении которых было отправлено в Рим посольство для переговоров о мире, выгодном для Карфагена. По преданию, вместе с этим посольством был послан в Рим и Регул с условием, что он вернется в Карфаген, если ему не удастся склонить римлян к миру на условиях Карфагена. Регул действовал в Риме в пользу своих соотечественников, настраивая их против Карфагена, и, так как посольство не имело успеха, то он вернулся в Карфаген, где был казнен.

Считается, что эта аллегория была намеком Екатерины Орлову, который дал ей слово не разглашать некоторые тайны известные им обоим. Аллегория означает верность данному слову.

Второй барельеф - Камилл, освобождающего Рим от галлов.
В 390-х годах до н.э. после семимесячной осады и у осажденных, и у осаждавших начался голод, а среди галлов открылась зараза. Вследствие этого стороны были склонны вступить в переговоры. Предводитель галлов, Бренн, согласился удалиться со своим войском за тысячу фунтов золота. Принесли золото и стали взвешивать. Галлы хотели обмануть римлян и получить побольше драгоценного металла. Сперва потихоньку, а потом и открыто они стали тянуть вниз чашу весов с гирями. Возмущенные римляне запротестовали. Тогда Бренн снял свой тяжелый меч и бросил его на ту чашу весов, где стояли гири. «Что это значит?!» - воскликнули римляне. «Горе побежденным - вот что это значит!»- закричал Бренн. В эту минуту явился со своим войском Камилл, объявил договор недействительным, прогнал галлов из города и разбил их в большом сражении в восьми милях от Рима.

Что хотела сказать Екатерина этой аллегорией, мне не известно. На экскурсии об этом барельефе нам не сказали ни слова.

Интересно, что в советское время в этом зале октябрят принимали в пионеры.

Продолжение будет.

Среди множества архитектурно-исторических памятников мира есть особенные, воплотившие в себе целый пласт архитектурных направлений, имена и судьбы знаменитых личностей прошлых столетий. Ярким примером этого может служить Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – колоссальное величественное сооружение, настоящая «мраморная сказка». Сейчас это один из знаменитых туристических объектов «Северной Венеции», поражающий грандиозностью размеров, великолепием и виртуозностью художественного оформления. Богатейшая история дворца, связанная с царской династией Романовых, не может не волновать и интересовать людей 21 века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 декабря:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод - AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

Обустройство кабинета

В оформлении интерьера кабинета в основном использовано натуральное дерево и кожа. Стены, украшенные высокохудожественными полотнами и портретами, оклеены позолоченными кожаными обоями, иллюстрированными царскими гербами. Потолок обшит красным деревом, из разных сортов дерева изготовлена мебель, дубовый паркет устилает пол. Кресло князя, опирающееся на передние «ножки» в виде позолоченных лебедей с поднятыми крыльями – особенный раритет кабинета.

Другие залы апартаментов

В интерьерах других комнат также присутствует в оформлении дерево. Особой любовью хозяина пользовалась Музыкальная «готическая» гостиная, отделанная необычайно живописно в готическом стиле деревянными ажурными панелями внизу и оклеенная кожаными обоями серого цвета с позолоченным орнаментом. Изящный макет готического храма, установленный на панели, украшает одну из стен гостиной. Чёрный лакированный рояль старинной работы символизирует назначение комнаты.

Владельцы

Смену владельцев Мраморного дворца, диктуемую временем и обстоятельствами, можно выстроить в символический ряд.

Первый хозяин дворца – ближайший фаворит Екатерины Г. Орлов, генерал-адъютант и обладатель множества других чинов и званий стал владельцем дворца, не дожив до его официального открытия 2 года (умер в 1783 г).

  • Второй владелец – внук Екатерины Константин Павлович был хозяином дворца до 1831 года. Причём в 1797-98 г. здание было отдано под резиденцию последнего польского короля С. А. Понятовского, который скоропостижно умер в 1798 г).
  • Третий владелец – другой внук императрицы Константин Николаевич пожалован дворцом в 1832 г, когда ему исполнилось 5 лет. До совершеннолетия князя в здании жила многочисленная придворная челядь. Став женой князя, владелицей дворца наряду с ним была великая княгиня Александра Иосифовна, яркая выдающаяся личность своего времени. В течение жизни К. Н. (1827-92) дворец назывался Константиновским.
  • Четвёртым хозяином стал следующий внук Екатерины I — наследный князь Константин Константинович, владевший зданием до 1915 г., сделав дворец своеобразным храмом искусства. В великолепных залах устраивались драматические представления, проходили музыкальные концерты великих музыкантов и композиторов, организовывались творческие встречи писателей и поэтов.

Выставки и экспозиции

В советское время в нескольких залах Мраморного дворца был организован филиал Центрального музея В. И., что явилось первым примером использования памятника архитектуры в новом качестве, соответствующем запросам общества. Работой по реконструкции помещений руководил архитектор Н. Лансере, и музей открыли в печально памятный для страны — 1937 год. Экспозиции музея подробно знакомили посетителей с жизнью и революционной деятельностью вождя пролетариата.

Современная концепция – пропаганда искусства

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.