Эстония        21.08.2023   

Сухаревская башня где стояла. Сухаревская башня – история по крупицам ушедшего памятника архитектуры. Возможно Вам будет интересно

Вконтакте

Краткая история

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

В 1698-1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.

неизвестен , Public Domain

В начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии.

В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897—1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

История сноса Сухаревской башни

17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа, строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.

28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в котором указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».

«Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу.

4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - сказал он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу…

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.»

20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал - «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта» .

16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.


неизвестен , Public Domain

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали -

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .

"Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.

Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.

Уважающий вас (И.Сталин)

Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.

Сохранившиеся элементы

  • При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время - филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены. Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.

Сергей Глушков , Public Domain
  • Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.
  • Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Описания современников

Михаил Юрьевич Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.

Юрий Олеша: «Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах».

Владимир Алексеевич Гиляровский, из письма дочери, 1934:

Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная,Солнца закатным лучом освещённая,В груду развалин живых превращённая,Все ещё вижу её я вчерашнею -Гордой красавицей, розовой башнею…

Восстановление

В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.

Фотогалерея





Полезная информация

Сухарева башня

Расположение

В Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира) в 1695-1934 годах.

Легенды башни

Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале на верху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф. Лефорта и Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В народе ходили слухи, будтов башне хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и "после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями".

Так же по легенде в Сухаревской башне хранилась «Соломонова печать на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…».

В литературе и искусстве

  • Изображение башни можно увидеть на многих полотнах, среди которых картина Алексея Саврасова «Сухарева башня» (1872).
  • Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», в московском трактире у Сухаревой башни была подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта».
  • Согласно фэнтези-сериалу Вадима Панова «Тайный город», Сухарева башня была хранилищем для магической Черной книги, содержавшей в себе самые важные сведения библиотеки Ивана IV.
  • Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века», в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена.
  • Сухаревская башня фигурирует в отрывке из неоконченного романа Ивана Ивановича Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне», посвященного произошедшим после окончания петровской эпохи событиям (1725--1727 года).
  • Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (лёгшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа.
  • Сухаревская башня изображена на картине художника Валерия Балабанова «Прожект» (1987), включённой автором правой частью в триптих «Наследие» (1988--1997).
  • Сухарева башня является ключевым местом в сюжете полнометражного российского фэнтези-мультфильма «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». В башне находится вход в Волшебные миры, который охраняет от злых сил «чародей равновесия» Яков Брюс.


Башню эту в народе любили, хотя и опасались. За ее высоту и красоту нарекли башню «невестой Ивана Великого». Два с половиной века она красовалась в столице, став одним из ее символов наряду с Кремлем и храмом Василия Блаженного. Но вот уже более восьмидесяти лет в центре Первопрестольной этой «знаменитости» нет. Башни нет, но ее история, слухи и нераскрытые тайны, связанные с ней, продолжают будоражить умы людей.

В самом конце 17 века, в 1692 году, на месте деревянных Сретенских ворот, стоявших на высоком холме, возвели новые – уже каменные, с 64-метровой башней. Назвали ее Сухаревой. Согласно легенде, таким образом Петр I выразил свою благодарность Лаврентию Сухареву, полковнику стрелецкого войска, выступившего на стороне будущего царя в 1689 году, когда Пётру пришлось бежать и скрываться в Сергиевой лавре от Софьи.

В Москве тогда самыми высокими зданиями считались колокольня «Иван Великий» и две башни – Сухарева и Меншикова. Горожане стали называть Сухареву башню «невестой Ивана Великого», а Меншикову и Сухареву – сестрами.


«…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы - всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться ». М.Ю. Лермонтов, 1834 год.

Однако, стрельцы в новой башне надолго не задержались. Уже в 1701 году для неё нашли другое применение - здесь разместили «Математическую и навигацкую школу». Для этой цели в башне оборудовали классные и жилые комнаты, лабораторию для физико-химических опытов, библиотеку и гордость школы - обсерваторию. Именно из стен этой школы вышли так необходимые тогда стране первые инженеры, мореплаватели, архитекторы. Петр и сам любил наведываться в эту школу, особенно в ее лабораторию и обсерваторию, засиживаясь там часами.

Легенды Сухаревой башни


Сухарева башня, для того времени очень необычное сооружение, вызывала у горожан большой интерес. И, неудивительно, что сразу же вокруг нее появилось множество легенд и слухов. И при этом почти все они были связаны с одним человеком - Яковом Вилимовичем Брюсом, знаменитым ученым и сподвижником царя Петра I, шведом по происхождению.


Как настоящий ученый, он скептически и с недоверием относился ко всему сверхъестественному, стараясь найти ему научное объяснение.


Но простые обыватели, весьма далекие от научных идей и опытов, видя светящееся по ночам окно обсерватории, тут же объявили его колдуном и чернокнижником. Стали распространяться слухи, что в башне творятся «нечистые» дела. Люди старались обходить «нехорошую» башню стороной, а, проходя мимо, крестились.

Поговаривали, будто Якову Брюсу каким-то непостижимым образом удалось завладеть библиотекой Ивана Грозного, которую царь перед смертью спрятал так, чтобы никто не мог ее найти. А по легенде в ней были книги, позволяющие получить власть над всем миром, особо выделялась среди них «Черная книга». И, якобы, прочитав эти книги, Яков Брюс наглухо замуровал библиотеку царя в одной из стен башни, спрятав, таким образом, ее от людей.

После того, как Яков Брюс умер, многие пытались найти спрятанные в башне книги. Делала такую попытку и Екатерина II, в некоторых помещениях по ее распоряжению разбирали стены, однако, найти ничего не удалось. Прекратив на время поиски, императрица распорядилась выставить возле башни караул, а вход в нее опечатать. И башню действительно охраняли очень долго, сняли караул лишь большевики, и то не сразу, только в 1924 году.

Со смертью Брюса странности, пугающие москвичей, не прекратились - каждую ночь в обсерватории башни на некоторое время загорался свет.

В 1930-е годы при разборе одного из склепов было найдено тело Якова Брюса, опознали которого по фамильному перстню. Найденные останки отправили в лабораторию, для того, чтобы воссоздать его облик. Но опять случилось необъяснимое – тело из лаборатории исчезло, на месте остались лишь одежда и перстень.

А теперь перейдем к реалиям...

и посмотрим на фотографии башни в разные года.












За эти году башня пережила несколько реставраций, поменялся и ее цвет - с сероватого на розовый.

В связи с принятием в 1931 году плана генеральной реконструкции Москвы, многие исторические постройки подлежали сносу. Нависла эта угроза и над красавицей-башней, которая к тому времени стала помехой движению транспорта в столице.



Пытаясь спасти этот редчайший памятник, архитекторы написали Сталину коллективное письмо c просьбой отменить принятое решение. Кроме того, они предлагали в ближайшее время представить проекты, позволяющие разрешить транспортные проблемы без сноса башни. И такие проекты действительно были.



Title="И.А. Фомин. Проект планировки Сухаревской площади
в Москве. Перспектива. 1930-е гг.." border="0" vspace="5">


И.А. Фомин. Проект планировки Сухаревской площади
в Москве. Перспектива. 1930-е гг..

Но, к сожалению, к ним не прислушались, и в 1934 году башню, мешающую дорожному движению, снесли.






Из письма Гиляровского к дочери:

«Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она и была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная.
Все еще вижу ее я вчерашнюю – Гордой красавицей, розовой башнею…
».

Но процесс сноса башни проходил довольно странно – ее не взорвали, как обычно поступали в таких случаях, а тщательно разбирали, буквально, по кирпичикам. Наблюдать за процессом был приставлен Каганович. Все выезжающие машины подвергались тщательному досмотру, а люди - обыску.
Тогда и родилась еще одна городская легенда. Видимо, там что-то искали… Но что? Уж не колдовские ли книги Якова Брюса?
По всей видимости, то, что искали, найти не удалось, и остатки башни по приказу Сталина взорвали. В толпе людей Каганович обратил внимание на высокого худого человека в парике. Погрозив Кагановичу пальцем, он исчез.

Определить место, где стояла Сухарева башня, можно по фотографиям:

Часы с Сухаревой башни, установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское

Сухаревскую площадь переименовали в Колхозную, но в 1990 году ей вернули прежнее название.
В 1986 году рассматривался вопрос о восстановлении башни, но он не был решен - ни один из представленных проектов не утвердили.
И пока о Сухаревой башне напоминают лишь памятный знак да названия близлежащих улиц - Садово-Сухаревская улица, Большой и Малый Сухаревский переулки.


Как выяснили совсем недавно, фундамент и подвалы башни от взрыва не пострадали. И какие тайны они хранят – еще предстоит узнать.

И в продолжение темы рассказ о том, - от царских орлов к красным звездам Кремля.

©MoskvaX.ru

ИСТОРИЯ: Сухарева башня построена в 1692-1695 г. на месте деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка). Башня сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце 17 века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Троице-Сергиеву лавру , а полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. В 1698-1701 годах ворота были перестроены и дошли до начала 20 века, с высокой, увенчанной шатром башней, напоминающей западноевропейскую ратушу. Их вид того времени представлен ниже на картине Саврасова "Сухарева башня". В начале 18 века была размещена морская «навигацкая» школа, затем московская контора Адмиралтейской коллегии. В 1870-е г. архитектор А. Л. Обер реставрирует Сухареву башню. В 1897-1899 еще ремонт. В 1914 опять начат ремонт, но остановлен ввиду 1-й мировой войны.

©MoskvaX.ru

ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО: Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале на верху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф. Лефорта и Я. Брюса (фото), прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

Видимо не случайно башня располагалась рядом с самым известным масонским местом Москвы , зданием, где ныне расположен . На фасаде этого здания до сих пор можно увидеть большую лучезарную дельту . А близкое расположение видно на старинной открытке (постройки с колоннами - это институт).

РЕЗЕРВУАР: В последующие годы по-разному использовалась Сухарева башня: там были склады, жили солдаты, а в 19 в., пользуясь необыкновенной крепостью кладки, в башне устроили два резервуара – на 6 и 7 тысяч ведер – мытищинского водопровода. От водопровода остался еще акведук . А толщину стен можно оценить по разрезу Сухаревой башни:

МУЗЕЙ: В Сухаревой башне поместили музей. В 1925 г. башню отремонтировали, приспособили под музейные нужды, и в самом начале 1926 г. открыли Московский коммунальный музей – официальное открытие состоялось 3 января, а посетителей начали пускать 6 января. В.А. Гиляровский, посетивший новый музей, оставил такое стихотворное приветствие: "Вода ключевая Отсюда поила Московский народ, Отныне живая Знания сила Отсюда польет." Вдохновитель всего предприятия, историк Москвы Петр Васильевич Сытин вложил душу в новый музей. Он хотел устроить вокруг башни уголок московской истории – поставить различной формы фонари, положить разного типа мостовые, на башне оборудовать наблюдательную вышку – ведь высота Сухаревой башни превышала 60 метров да еще стояла она на высоком московском холме.

БОРЬБА ЗА БАШНЮ: Ничего сделать не удалось, сначала П.В. Сытина уволили из музея, а потом Сухареву башню снесли. По мнению коммунистов, Сухарева башня мешала уличному движению. Архитекторы, инженеры предложили схемы движения в обход башни, но хозяева России не хотели слушать. Недавно опубликовали переписку Сталина по поводу сноса башни. Из письма И.Э. Грабаря, И.В. Жолтовского и др., август 1933 г. Сталину: «Газетное известие о сломке Сухаревой башни заставляет нас, пока не поздно, сигнализировать Вам об ошибочности принятого решения… Сломка башни нецелесообразна по существу, ибо, если цель ее – урегулирование уличного движения, то тот же результат с одинаковым успехом может быть достигнут иными путями… Группа архитекторов берется в тчн одного месяца разработать проект реорганизации Сухаревой площади , с идеальным разрешением графика движения… Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый… Пока еще не поздно, мы убедительно просим приостановить бесцельную сломку башни, недостойную наших славных дней построения социализма и бесклассового общества, и пересмотреть постановление, если таковое существует». В ответ 18 сентября 1933 г. Сталин собственноручно пишет Когановичу: «Мы (это он сам и Ворошилов) изучили вопрос о Сухаревой башке и пришли к тому, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитектора, возражающие против сноса – слепы и бесперспективны». Каганович, выступая в эти дни на собрании коммунистов-архитекторов, заявил: «В архитектуре у нас продолжается ожесточенная классовая борьба… Пример можно взять хотя бы из фактов последних дней – протест группы старых архитекторов против слома Сухаревской башни. Я не вхожу в существо этих аргументов, возможно, Сухаревскую башню мы и оставим (!), но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу. Ясно, что эти протесты вызваны не заботой об охране памятников старины, а политическими мотивами -в попытках обвить советскую власть в вандализме». Представители интеллигенции – А.В. Щусев, К.Ф. Юон, А.М. Эфрос и другие – не успокаиваются. 17 апреля 1934 г. опять отправляют Сталину послание: «С волнением и горечью обращаемся к Вам…», - и опять они приводят неопровержимые доводы а пользу сохранения Сухаревой башни. В ответ за подписью Сталина: «Решение о разрушении Сухаревой башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образца архитектурного творчества , чем Сухарева башня…»

СНОС БАШНИ: Сухарева башня была обречена. Гиляровский (фото сверху) писал о разрушении Сухаревой башни в письме к дочери: «Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она и была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом. Жуткое что-то! Багровая, красная, Солнца закатным лучом освещенная, В груду развалин живых превращенная. Все еще вижу ее я вчерашнюю – Гордой красавицей, розовой башнею…»

19 апреля 1934 г.: «Верхние 6 м Сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы. 60-пудовый шпиль башни спущен на землю. Самая ответственная часть работы, таким образом, закончена. Вчера закончена съемка часов с башни».

29 апреля: «Закончился вчера разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни. Приступлено к сносу основного здания…»

24 мая: «Разборка Сухаревой башни заканчивается… Общий план работ выполнен более чем на 80%. Нижний этаж будет разобран в тчн ближайших 5-6 дней. Все строительные материалы предоставлены гордоротделу для использования при замощении улиц».

12 июня: «В ночь на 11 июня закончились работы по сносу Сухаревой башни. Разобрано свыше 16 тыс. кубометров стройматериалов. Образцы работы показали лучшие ударники Мосразбора тт. Ульбашев, Латыпов, Себерзьянов, Барбарошин. Они будут премированы». Сейчас от башни осталось только резные детали на экспозиции в Коломенском и сдвоенный наличник, перенесенный в стену Донского монастыря .

ЧЁРНАЯ КНИГА: Тайной чернокнижника из Сухаревки остаётся его колдовская «Черная книга». В народе говорили, что эту книгу написал сам сатана и называли её не иначе как «Библией чёрта», - мол, в ней заключены духи не чистые и если откроет её кто-то помимо чернокнижника которому она принадлежит, будет проклят навечно. Чернокнижнику же эта книга даёт огромную власть и тайные знания. Также ходила молва, что книга эта досталась Брюсу вместе со знаменитой и легендарной библиотекой Ивана Грозного , которую он спрятал в подземельях Сухаревой башни. Другая легенда о «Чёрной книге», повествует о том, что писана она была волшебными знаками , принадлежала некогда премудрому царю Соломону и давала власть над миром. Говорят, что перед смертью Брюс замуровал «Чёрную книгу» в Сухаревой башне, в потайной комнате, на которую наложил заклятие, «магический замок», чтобы не попала книга и тайные знания в руки посторонних. Быть может, сказанию дала повод чугунная доска, на которой были перечислены имена членов и правила «Нептуного общества» и которая якобы была замурована в восточную стену зала. А станы там очень толстые (см. план) Согласно одной из версий именно поиски Черной книги вынудили коммунистов по кирпичику разобрать башню.

ПОДЗЕМЕЛЬЯ: Но. Тайники в подземельях Сухаревой башни, возможно, сохранились. При строительстве подземного перехода и ремонте коммуникаций частично фундаменты открывались. На первом фото вдалеке виден выход со станции метро "Сухаревская".

А вот такие находки вообще не редкость при раскопках в Москве:

В районе Сухаревской площади имеются еще более обширные подземелья .

БАШНЯ В КИНО И ИСКУССТВЕ: Изображение башни можно увидеть на картине Алексея Саврасова «Сухарева башня» 1872 года (фото в начале статьи). Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» , в трактире у Сухаревой башни подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта». Согласно фэнтези-сериалу Вадима Панова «Тайный город», Сухарева башня была хранилищем для магической Черной книги, содержавшей в себе важные сведения библиотеки Ивана Грозного. Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века», в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена. Сухаревская башня фигурирует в отрывке из неоконченного романа Ивана Ивановича Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне», посвященного произошедшим после петровской эпохи событиям (1725--1727 года). Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (лёгшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа. Сухаревская башня изображена на картине художника Валерия Балабанова «Прожект» (1987), включённой правой частью в триптих «Наследие» (1988--1997). Сухарева башня является ключевым местом в сюжете полнометражного российского фэнтези-мультфильма «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». В башне находится вход в Волшебные миры, который охраняет от злых сил «чародей равновесия» Яков Брюс.

ВОССОЗДАНИЕ БАШНИ: В ноябре 2014 года зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев подготовил обращение на имя мэра Москвы Сергея Собянина, в котором просит рассмотреть идею воссоздания Сухаревой башни. Памятник архитектуры, построенный по приказу Петра I в 1695 году и переживший Отечественную войну 1812 года , был уничтожен в 1934 году. По мнению законодателя, утраченный памятник был одним из самых значимых символов Москвы и России, и в сегодняшний период национального возрождения будет не лишним восстановить башню. Еще в 1982 году исполком Москвы предпринял попытку вернуть городу башню. В итоге даже был объявлен конкурс проектов на восстановление, однако ни один из них не был принят, и идея строительства канула в Лету. А в 2014 году член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко сказал, что восстановление башни приведет лишь к ненужным тратам и хищениям при строительстве. "Я не поддержу эту идею. Я считаю, что честнее и полезнее для подрастающих поколений будет поставить напротив Склифосовского серию мониторов и аппараты - приёмники монет по 5 рублей, чтобы туристы и школьники подходили к ним и, опуская монету, смотрели фотографии, фильмы об истории Сухаревой башни и других разрушенных памятников" - сказал Клименко. Причем даже место для башни до сих пор свободно. Это сквер немного в стороне от первоначального местоположения башни. Но пока из-за вот таких высказываний "членов президиума" в этом сквере стоит только памятный камень.

© MoskvaX.ru
© сайт



. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . .

Карта тайн:


Меню сайта:


После революции 1917 года главной целью новой власти стало преобразование мира, затронувшее все стороны жизни. На уровне конкретного города это проявлялось как в «воспитании масс» (в изменении мышления советских граждан), так и в физическом преобразовании пространства их жизни. При этом идеологические и практические задачи решались часто одновременно, без четкого разграничения чисто утопических и функциональных планов.

В Москве как в столице «нового мира» в 1920-1930-е годы шла активная «социалистическая реконструкция» городского пространства. Предполагалось активное создание новых объектов наряду с преобразованием или уничтожением существующих. При этом старое меняли или сносили из соображений «удобства» (то есть приносили в жертву новому, потому что новому безусловно отдавали предпочтение) или из чисто идеологических соображений: классовую борьбу, борьбу с инакомыслием переносили на градостроительную политику. Городская инфраструктура изменялась как из-за необходимости переустройства пространства для нужд стремительно увеличивавшегося московского населения, так и для искоренения «Москвы купеческой».

Активный снос памятников архитектуры начинается в конце 1920-х годов, а в первой половине 1930-х, когда окончательно оформляется сталинский режим, происходят основные разрушения, что объясняется начавшимся в 1930-х систематическим переустройством городского пространства. В 1931 году Москва выделяется из Московской области в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, в ней создается самостоятельная партийная организация, которую возглавляет сначала Л. М. Каганович, затем Н. С. Хрущев. Тогда же принято решение о строительстве в Москве метро, а в 1935 году выходит «Генеральный план реконструкции Москвы». При этом в постановлении о генплане значилось: «при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой по пути решительного упорядочения сети городских улиц и площадей». Из этой установки видно, что идеи полного уничтожения «московского прошлого» у московских правителей не было, однако приоритетной, безусловно, являлась новая застройка, и ради нее можно было пожертвовать «стариной».

Идеологию сноса памятников очень хорошо иллюстрируют следующие слова секретаря Московского городского комитета партии К. В. Рындина: «Старая, неподвижная Москва, Москва купеческая, с самоварами, уступила место новому мощному промышленному центру с крупным передвижением масс». На деле благоустройство прибывающих в город из деревень рабочих оставляло желать лучшего, например, в одном из документов читаем: «передать тресту для организации общежитий церкви по списку, имеющемуся в Моссовете, что должно обеспечить жилищем 1200 рабочих». Однако, судя по информационным сводкам и политдонесениям, сами москвичи были вполне довольны и своим бытом, и общей реконструкцией столицы.

Стоит отметить, что некоторые особенно скандальные сносы встречали протест даже у ведущих московских архитекторов, но к их мнению не прислушивались, а наоборот, их поведение считалось выпадом против режима:

«Тов. Орлеанский оказался в хвосте у худшей части аппарата, идеологически враждебных, реакционно настроенных специалистов. Не боролся за высвобождение из-под их влияния наиболее близких нам специалистов и в результате скатился до поддержки вылазки классового врага против социалистической реконструкции г. Москвы (поддержка протеста против решения партии и советских органов о сносе Иверских ворот)» (из протокола заседания МГК ВКП(б)).

Самое известное из снесенных зданий - Сухарева башня. Это самое известное из снесенных в Москве в 1920-1930-е годы светское сооружение, разрушение которого вызвало наибольший протест. Оно было построено в 1692-1695 годах по инициативе Петра I в стиле московского барокко. Башня находилась на Садовом кольце, на его пересечении со Сретенкой, и служила Сретенскими воротами Земляного города. Башня, построенная архитектором М.И. Чоглоковым, находилась близ Стрелецкой слободы полка Л.П. Сухарева (отсюда ее название). В нижней части Сухаревой башни были ворота и караульни, над которыми находились палаты, окруженные открытой галереей. В 1698-1701 годах над палатами надстроены еще один этаж и четырехъярусная башня, в третьем ярусе которой установлены часы. В палатах Сухаревой башни помещалась созданная Петром I Школа математических и навигацких наук, позднее переведенная в Петербург. До 1806 года в Сухаревой башне размещалась Московская контора Адмиралтейской коллегии. В начале XVIII в. в верхнем ярусе Сухаревой башни была оборудована астрономическая обсерватория, в которой вел наблюдения Я. В. Брюс. В конце XVIII в. вокруг Сухаревой башни возник рынок, просуществовавший до самого сноса башни. При постройке Мытищинского водопровода во втором ярусе Сухаревой башни был сооружен чугунный резервуар на 7 тысяч ведер, откуда вода поступала в центр города. В 1925 году в это здание был перенесен Московский коммунальный музей - предшественник современного Музея истории Москвы.


Сухарева башня. Слева - церковь Троицы в Листах

Виды Сухаревой башни:




Незадолго до сноса


Сухарева башня. Фрагмент


Сухарева башня. Фрагмент

К началу 1930-х годов в условиях увеличения количества населения невероятно усложнилась сеть трамвайных путей на площади вокруг Сухаревой башни. Через ее ворота проходила однопутная линия. Пока проезжали два-три старомодных трамвая в одном направлении, приходилось ждать вагонам, следовавшим в противоположную сторону. Одновременно планировалось расширение проезжей части на всем протяжении Садового кольца, что тоже требовало переустройства пространства «Сухаревки». Итак, в 1932 году в МГК ВКП(б) (Московском городском комитете партии) заговорили о «сломке Сухаревой башни, затрудняющей движение по Садовой улице и нормальное сообщение Сретенки и первой Мещанской улицы (нынешнего Проспекта Мира)». Возможно, конечно, башня воспринималась не только как досадная помеха на пути технического усовершенствования Москвы, но и как символ старой традиционной Москвы, что усугубляло желание московского руководства поскорее с ней разделаться.
17 августа 1933 года информация о планируемом сносе Сухаревой башни появилась в печати. Ведущие московские архитекторы были возмущены планами Мосгоркома и направили самому Сталину ряд писем, в которых объясняли, что разрушение этого памятника абсолютно недопустимо, и предлагали свои проекты по перепланировке площади, не требующие сноса башни.


«Сломка башни нецелесообразна по существу, ибо, если цель ее - урегулирование уличного движения, то этот результат с одинаковым успехом может быть достигнут иными путями, не идя по линиям наименьшего сопротивления»
(И. Э. Грабарь, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский и др. - И. В. Сталину // Известия ЦК КПСС. 1989. №9).


Предлагался даже вариант передвижки всей башни на несколько десятков метров, на более широкую часть площади, что «освободит перекресток улиц и даст сквозное движение по всем направлениям» (К. Ф. Юон, А. В. Щусев, А. М. Эфрос и др. - И. В. Сталину // Известия ЦК КПСС. 1989. №9).
Однако увещевания архитекторов не подействовали, Сталин категорично написал Кагановичу:«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к тому, что ее надо обязательно снести. Архитектора, возражающие против сноса - слепы и бесперспективны». Сталин утверждал, что «советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня».
В вопросе сноса такого важного для Москвы памятника архитектуры, как Сухарева башня, важна была и идеологическая сторона дела. Некоторые историки считают, что техническое решение задачи - сохранить башню и при этом обеспечить пропуск транспорта по Садовому кольцу - было делом значительно более сложным и трудоемким, нежели это представлялось протестовавшим против ее сноса архитекторам. В период с апреля по май 1934 года башня была разобрана. Все «строительные материалы», то есть фрагменты памятника, были переданы горотделу «для использования при замощении улиц».
В 1932 году было также принято решение учредить в Москве доску почета колхозов Московской области, на которую заносить особо отличившиеся колхозы, а также переименовать саму Сухаревскую площадь в Колхозную. Это было осуществлено уже после разрушения Сухаревой башни: в ноябре 1934 года после проведения коллективизации и подведения итогов соревнования, предложенного Всесоюзным съездом колхозников-ударников (февраль 1933 года), посреди Сухаревской площади, переименованной в Колхозную, перпендикулярно потокам городского транспорта по Садовому кольцу установили монументальную «доску почета» колхозов Московской области. Через некоторое время ее вынуждены были убрать и перенести на Самотечную площадь, потому что она, как и снесенная башня, мешала движению.

Сухарева башня в процессе разборки.

Сухаревская башня была построена в 1692-95 г. на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка). Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту архитектора М.И. Чоглокова. Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в кон. XVII в. охранял Сретенские ворота. В 1689 г. Пётр бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. Позднее в здании этих ворот была размещена морская «навигационная» школа, а затем Московская контора Адмиралтейской коллегии.

После постройки первых ярусов башни в 1692–1693 гг., с севера была пристроена небольшая деревянная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, приписанная к Николо-Перервинскому монастырю, а в 1755 г. Иверскую деревянную часовню заменили каменной. Это было небольшое прямоугольное сооружение. В 1870-е гг. под руководством архитектора А.Л. Обера прошла реставрация башни. Часовню разобрали в 1883 г. «из-за неудобного устройства и расположения» и перевели в западную часть первого этажа башни. К ней примыкали две кельи, находившиеся за иконостасом. Об убранстве часовне ничего не известно.

С апреля 1700 г. башня перешла во владение к морской Навигацкой школе, а история школы тесным образом связана с именем Якова Вилимовича Брюса (1670-1735), образованнейшего человека своего времени, астролога, математика, инженера, географа, ботаника, артиллериста, метеоролога, коллекционера редкостей. В башне изначально хранились разнообразные инструменты и диковинные вещи - астрономические и навигационные приборы, медный глобус, привезённый царю Алексею Михайловичу из Голландии, старинная библиотека, в специальном сарае при башне - «машкерадный корабль», на котором царь после заключения мира со Швецией ездил по Москве. После очередного «великого пожара» Петр обсуждал с Брюсом будущую структуру Москвы, и именно ему мы обязаны 12-лучевой зодиакальной структурой Москвы.

В 1698-1701 гг. ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до нач. XX в., с высокой, увенчанной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу. После Отечественной войны 1812 года в Сухаревой башне соорудили чугунный резервуар Мытищинского водопровода на 6,5 тыс. вёдер, откуда вода поступала в центральную часть города в водоразборные фонтаны.

М.Ю. Лермонтов в «Панораме Москвы» так писал о башне: „…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.”

В 1925-34 гг. в башне помещалась экспозиция Московского коммунального музея. Заведовал музеем в те годы П.В. Сытин, составивший одно из самых подробных описаний Сухаревой башни.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 г. в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

17 августа 1933 г. газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что 19 августа строительные организации приступят к сносу башни. 28 августа известный живописец И.Э. Грабарь, академик архитектуры И.А. Фомин и академик архитектуры И.В. Жолтовский направили И.В. Сталину письмо, в которому указывали на ошибочность принятого решения и обещли разработать свой проект реконструкции Сухаревской пл. „Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Мы решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля.” 4 сентября Л.М. Каганович заявил, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. 18 сентября 1933 г. Сталин и Ворошилов направили Кагановичу телеграмму: „Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.” 16 марта 1934 г. ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета о сносе Сухаревской башни и Китайгородской стены. 17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились К.Ф. Юон, А.В. Щусев, А.М. Эфрос, И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и др., но Сталин ответил отказом. Башня была снесена и по предложению Кагановича от 25 октября 1934 г. Сухаревская пл. была переименована в Колхозную. В сквере площади был установлен памятный знак.

В.А. Гиляровский описывал снос в письме дочери: „Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая,
Все ещё вижу её я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею…”

При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь , где вмурован в аркаду монастырской стены. Часы с башни в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское . Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 г. в ходе строительства подземных переходов были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Башню можно увидеть в немом фильме 1928 г. «Дом на Трубной»