Отдых в России        06.10.2021   

Остров итуруп положение судна. Проблемы курильских островов. В составе Российской империи

Российские военные самолеты будут базироваться на острове Итуруп Курильской гряды наряду с гражданской авиацией, соответствующее распоряжение уже подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Остров Итуруп — один из четырех южных Курильских островов, принадлежность которых пытается оспорить Япония.

Российская военная авиация будет базироваться в аэропорту на курильском острове Итуруп вместе с гражданской. Соответствующее разрешение подписал глава правительства РФ Дмитрий Медведев, оно опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

«Раздел «Сахалинская область» перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации <…>, дополнить позицией следующего содержания: «Итуруп гражданский Минобороны России», — говорится в распоряжении премьер-министра.

В октябре 2017 года зампредседателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич заявил о строительстве военно-морской базы на Курильских островах.

«Решение принято. Оно в стадии реализации», — заявил Клинцевич. При этом сенатор не уточнил, на каком именно острове будет расположена российская военная база.

Вероятно, речь идет о курильском острове Матуа — еще в мае 2016 года о возможности строительства там российской базы писали СМИ, ссылаясь на источник в военно-дипломатических кругах. Тогда также появилась информация, что на острове может расположиться сухопутная часть или пункт базирования кораблей ближней морской зоны.

На Курильских островах базируется российская пулеметно-артиллерийская дивизия Восточного военного округа. В ноябре 2016 года Россия разместила на Курильских островах Итуруп и Кунашир береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал».

Личный состав берегового ракетного дивизиона «Бал» еще в 2015 году начал готовиться к проведению учебных стрельб в акватории Японского моря. Кроме того, в 2015 году на Итурупе и Кунашире были поставлены на боевое дежурство зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У».

Комментируя размещение ракет на Курильских островах, в Кремле выражали мнение, что этот шаг не должен повлиять на состояние российско-японских отношений. «Безусловно, у этого [размещения ракет] есть свое обоснование. Вместе с тем, с нашей точки зрения, это не должно никак повлиять на центростремительные тенденции, которые сейчас есть в наших двусторонних отношениях с Токио», — сказал тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В конце января премьер-министр Японии Синдзо Абэ рассказал о большом потенциале российско-японских отношений, затронув и курильский вопрос. «Мы будем углублять японо-российские связи, еще более продвигая план сотрудничества по восьми направлениям, совместную хозяйственную деятельность на четырех северных островах <...> Решив территориальный вопрос, мы заключим мирный договор с Россией», — сказал Абэ.

Напомним, что Япония заявляет свои права на южные острова Курильской гряды, в частности, Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи.

Свои претензии Токио обосновывает двусторонним Трактатом о торговле и границах, подписанным в 1855 году. Признание этих островов японской территорией является условием заключения мирного договора с Россией — после Второй мировой войны этот документ так и не был подписан.

В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, согласно которой Москва обязалась рассмотреть возможность передать японцам острова Хабомаи и Шикотан. Тем не менее, Токио воспринял этот шаг как часть решения проблемы и не отказался от претензий на два других острова.

Российская сторона неоднократно заявляла, что вопрос о принадлежности южных Курильских островов закрыт и российский суверенитет над этими территориями не подлежит обсуждению.

Принципиальная позиция РФ состоит в том, что острова Курильской гряды вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны.

Практическая ценность южных островов Курильской гряды объясняется богатством окружающего их моря биологическими ресурсами, кроме того, обладание островами автоматически означает и обладание исключительной экономической зоной — а это десятки тысяч квадратных миль океана. Кроме того, проливы южнокурильских островов обеспечивают российским кораблям выход в открытый океан.

Вот и подошло к концу наше двухнедельное путешествие на Курильские острова. Мы побывали на острове Итуруп и проездом увидели острова Кунашир и Шикотан.

Сказать, что это путешествие оставило о себе море впечатлений - ничего не сказать. Эмоций от увиденного, узнанного столько, что их число не поддается подсчету. Карта памяти хранит сотни фотографий, а сознание хочет кричать от радости: "Мы это сделали!".

Почему Курилы? На эти острова я хотела попасть очень давно. Сюда меня манила увиденная по фотографиям и видео репортажам красота природы, а также возможность много гулять пешком, наслаждаясь чистым воздухом. Да и подрывало какая-то внутренняя несостыковка, что я побывала во многих местах России, а то, что находится рядом и куда ежегодно рвутся сотни туристов, не видела в живую никогда. К тому же мой муж служил в армии именно на Итурупе, а после несколько лет работал в геолого-исследовательской экспедиции на знаменитом вулкане Баранского. Поэтому рассказы о том, насколько красиво и неповторимо на этом острове, в нашей семье мы слышали довольно часто.

Года три мы собирались поехать, но останавливало рождение второго ребенка, а потом желание вывести маленьких детей к яркому солнцу, которого который год не хватало в Южно-Сахалинске, а на Курилах погода такая же неустойчивая, как и у нас. Но в этом году мы твердо решили, что если вновь отложим путешествие, то не сделаем этого никогда. И поехали. Вчетвером, с двумя детьми. О наших планах знали немногие, но не потому, что мы суеверные, а потому, что те, кому мы рассказали о планах на это лето, начали крутить пальцем у виска и все как один причитали: "С детьми? Сумасшедшие! Вас сожрут медведи! Вы замерзнете и заболеете! Вам там быстро надоест! Да что там смотреть!". В ответ на все эти восклицания сегодня я хочу ответить, что мы живы и здоровы, отлично отдохнули и даже загорели, а смотреть на Курилах есть чего и этот список бесконечен, так как главная их достопримечательность - природа, а она каждый день разная.

Хоть Курилы и острова Сахалинской области, немалую часть путешествия к ним занимает дорога. Если, конечно же, вы выбираете в качестве средства передвижения не самолет, а теплоход. Мы выбрали второе. Об особенностях этой части путешествия я сегодня и хочу рассказать.

Почему теплоход? Во-первых, потому, что цена на билеты на паром гораздо дешевле, чем на самолет. Так на июнь цена билета на самолет Южно-Сахалинск - Курильск составила 7300 рублей на человек для жителей Сахалинской области и 15000 для жителей других областей России и иностранцев. Билеты покупаются для всех, в том числе для детей от 2-х лет (как на стандартных российских авиарейсах). Цена билетов на теплоход "Игорь Фархутдинов" Корсаков-Курильск-Южно-Курильск-Малокурильск-Корсаков на июнь-июль 2017 года:

  • 4х местные каюты без удобств (душ, туалет в общем коридоре) - 3727 рублей с человека.
  • 2х-4х местные каюты с удобствами - 5587 рублей с человека.
  • 2х местный люкс (душ, туалет, диван, телевизор в каюте) - 9307 рублей.

К тому же дети до пяти лет проезжают бесплатно без предоставления отдельного места, с пяти до семи лет детям покупается билет по цене половины взрослого. Внимание! Те, кто собирается путешествовать с маленьким ребенком до пяти лет именно таким способом, возьмите с собой распечатку правил с сайта или от туроператора о том, что ребенок должен ехать бесплатно. На обратном пути с нас начали требовать деньги за ребенка, именно владение этой информацией и помогло расставить все на свои места, и дочь проехала бесплатно (сайт и городской адрес укажу ниже).

Дополнительно оплачиваются сборы: Корсаков - 550 рублей, Кунашир - 150 рублей, Итуруп - 150 рублей.

Постельное белье также платное - 180 рублей за комплект.

Также на теплоходе нет ограничений по весу багажа. Платить за багаж не нужно. Поэтому туристы с огромными рюкзаками, как правило, выбирают путь морем.

Где купить билеты? Самый удобный способ воспользоваться сайтом Федеральной системы автобусных касс rfbus.ru, где для покупки достаточно ввести дату отправления и свои паспортные данные, выбрать каюту и оплатить билет картой. Второй способ - покупка у менеджера. Офис продаж находится по адресу: Коммунистический проспект 21, 3 этаж, здание ресторана "Опера".

Особенность покупки. Билеты можно купить только за месяц до отправления или позже, при наличии свободных мест. То есть, если вы, например, собираетесь отправиться 18 июля, то билет можно купить с 18 июня. Раньше нельзя. Такая же система и с обратным билетом. Для сахалинцев обратные билеты приобретаются только на Сахалине или на сайте, на Курилах в кассе порта их купить не получится.

Пограничная зона. Курилы - пограничная зона. Поэтому для всех, не имеющих курильской прописки, а также не отправляющихся туда на службу по призыву и работу по вызову предприятия, необходимо получить разрешение на въезд. Без него Вам разрешат подойти даже к трапу. Без разрешение можно просто прокатиться по морю на теплоходе без выхода на сушу. Разрешение нужно получать в Холмске в пограничной службе, так как порт приписки судна - город Холмск. Обязательно распечатайте электронные билеты, на них ставятся обязательные штампы. Разрешение на въезд может получить один человек за других с наличием их паспортов. Но для детей разрешение должен получать только кто-либо из родителей или законный представитель. Бабушке, дедушке, тете, дяде и прочим родственникам и друзьям его не дадут.

Отправление . Теплоход отправляется с порта Корсаков, посадка начинается с 10 утра. По правилам пассажирам нужно прибыть в порт заранее. Но вот тут важную роль играет фраза "с 10 утра". Никто не может заверить, что по причинам плохой погоды и иным обстоятельствам вы не сядете на судно гораздо позже. Нам рассказали бывалые туристы, что жили в Корсакове в ожидании посадки по пять дней. Но такое, как правило, бывает осенью и в самом начале зимы, когда часты штормы.

Нам повезло: мы прождали в порту всего час, и пошли на регистрацию в 11 утра. До теплохода пассажиров теперь довозит автобус, он бесплатен.

Время в пути. Время в пути от Корсакова до порта поселка Китовый (остров Итуруп) - 19 часов, ночевать приходится в каюте. При хорошей погоде прибываете утром следующего дня.

Питание. Рекомендую взять еду с собой, потому что на этом теплоходе в цену билета не входит питание (в отличие от паромов, курсирующих от Холмска до Ванино). На борту, конечно, есть ресторан, но цены там адовые, да и выбор еды скуден: предлагаются только комплексные завтраки-обеды-ужины от компании "Санес" из Холмска. Повара на судне нет. Так тарелка манной каши с чаем (завтрак) стоила - 260 рублей, макароны с сосиской и суп с морской капусты и компот из сухофруктов (ужин) - 460 рублей. Есть и бар. Там цены еще выше. Самая дешевая кукса стоила 100 рублей. Благо кипяток в неограниченном количестве и бесплатен.

Выходить на открытые палубы можно, что мы вообщем-то и делали большую часть времени, пока не начало темнеть.

На фото порт Корсаков.

Выйдя в открытое море искали медуз и смотрели на волны.

Ну, а вечером читали, болтали, дети рисовали.

В этом путешествии нам очень повезло с попутчиками. По пути на Итуруп с нами в каюте жил Иван - очень интересный мужчина, мама которого русская, а папа - китаец, часть своего детства он провел в Пекине. А, когда вырос, решил, что выбрать одну профессию - для слабаков. Каждые два-три года он меняет сферу деятельности и место жительства. Он два года трудился свободным художником в Крыму, он приручал диких мустангов в российских степях, работал помощником по хозяйству в далеких деревнях и даже жил с монахами на Тибете. В этот раз он ехал работать в Курильск, желая воочию увидеть эту природу. Общаться с ним было очень интересно.

Наш теплоход прибыл в порт поселка Китовый на Итуруп утром следующего дня. Просто потрясающе, когда разбуженный бортпроводником, ты смотришь в иллюминатор и видишь остров в утреннем тумане.

Вот и вулкан Чирип виднеется.

Счастливые сошли на берег. Погода в этот день была получше сахалинской в эти дни. Градус близился к тридцати, а мы как с зимовки прибыли.

А Вас где-нибудь встречали с хлебом и солью?

Жили мы здесь же в поселке, что находится примерно в двух километрах от административного центра - города Курильска.

Энтузиазм, подкрепленный жаждой впечатлений, заставил сбросить рюкзаки, переодеться и отправиться на поиски приключений...

Если ваш путь лежит на Курильские острова, остров Итуруп, несомненно, должен стать частью вашей поездки. Ведь это очень красивое и самобытное место. Недаром многие считают его настоящей жемчужиной Курил. Предлагаем сегодня узнать, что же собой представляет остров Итуруп, выясним, где он находится, какой здесь климат и каковы особенности флоры и фауны. Также разберемся, как можно попасть в это интереснейшее место.

Остров Итуруп: фото, описание

Итуруп - это крупнейший Большая Курильская гряда, входящего в состав Курильских островов, располагающихся в Тихом океане. Итуруп принадлежит Российской Федерации, однако в течение уже долгого времени свои права на него предъявляет Япония. Власти этой страны рассматривают его в качестве префектуры Хоккайдо. Что касается названия острова, то считается, что оно произошло от слова «этороп», которое можно перевести с айнского языка как «медуза».

География и карта острова Итуруп

Как уже упоминалось, этот остров расположен в акватории Тихого океана. С северной же стороны он омывается водами Остров Итуруп на карте России можно отыскать в на юго-востоке нашей большой страны. На карте отлично видно, как близко Итуруп находится к Японии.

Протяженность острова с северо-востока на юго-запад составляет 200 километров, а его ширина в разных частях варьируется от семи до двадцати семи километров. Площадь Итурупа составляет 3200 квадратных километров. Остров состоит из горных кряжей и вулканических массивов. Здесь находится порядка двадцати вулканов, девять из которых являются действующими (Кудрявый, Меньший Брат, Чирип, и другие). Кроме того, такой, казалось бы, небольшой остров Итуруп может похвастаться множеством живописнейших водопадов, в число которых входит и России - Илья Муромец (141 метр). Кроме того, здесь имеются озера, а также горячие и минеральные источники.

Флора

Остров Итуруп богат не только вулканами, водопадами и гейзерами, но и целым рядом представителей растительного мира. Так, большую часть его территории покрывают хвойные леса, состоящие из мелкосеменных елей и сахалинских пихт. В центральном районе острова можно увидеть курильскую лиственницу. В южной части Итурупа произрастают и широколиственные породы: тонкокудрявый дуб, калопанакс, клен. Также на острове очень развиты заросли бамбука - курильской сазы, что делает склоны гор и леса практически непроходимыми.

Климат

Остров Итуруп имеет умеренный Лето здесь является влажным и довольно прохладным. Самым теплым месяцем считается август, когда среднесуточная температура достигает +14 градусов Цельсия. Поэтому, отправляясь на Итуруп, даже летом обязательно захватите теплую одежду. Что касается зимы, то она здесь значительно мягче, нежели на континенте, и характеризуется частыми снегопадами, сменяющимися оттепелями. Средняя температура в самом холодом месяце - феврале - составляет -3 градуса Цельсия.

Жители острова и населенные пункты

На Итурупе на сегодняшний день проживает около шести с половиной тысяч человек. В центральном районе острова на берегу Охотского моря располагается единственный здесь город и административный центр - Курильск. Его население составляет около 1800 человек. Остальные островитяне проживают в сельских населенных пунктах Китовое, Рейдово, Рыбаки, Горячие Ключи и ряде других.

Полезные ископаемые

На острове Итуруп в 1992 году было открыто единственное во всем мире экономически выгодное месторождение рения. Находится оно на вулкане Кудрявый. Согласно исследованиям ученых, ежегодно из недр вулкана на поверхность выбрасывается порядка двадцати тонн рения. Интересно, что мировая добыча этого металла в год не превышает сорока тонн. Один килограмм рения стоит порядка 10 тысяч долларов США. Этот металл является стратегически ценным, так как используется предприятиями военно-промышленного комплекса (прежде всего в аэрокосмической области). Помимо рения недра Итурупа богаты висмутом, индием, германием, золотом, серебром, селеном. Также здесь имеется крупное месторождение самородной серы.

Как попасть на Итуруп

Воздушное сообщение острова осуществляется посредством находящегося здесь аэродрома «Буревестник», который принадлежит российскому Министерству обороны. Пассажирское и грузовое морское же сообщение осуществляется с помощью двух теплоходов: «Поларис» и «Игорь Фархутдинов».

Хочется отметить, что если вы решите посетить остров «Итуруп», то, вероятнее всего, вам придется отправиться на самолете. Летают сюда канадские воздушные суда Бомбардир DHC-8. К примеру, из города Южно-Сахалинск билет обойдется вам в четыре с половиной тысячи рублей. Время в пути - около часа. Причем, имейте в виду, что самолет отправляется по расписанию далеко не всегда. Это связано с изменчивостью метеоусловий на Итурупе. Бывает даже так, что люди, желающие попасть на остров, ждут летной погоды двое, а то и трое суток.

Прилетев в «Буревестник» вы, скорее всего, сильно удивитесь. Ведь багаж здесь (без бирок) из самолета выгрузят прямо на землю, где каждый пассажир должен забрать свои вещи. Что касается самого аэродрома, то он располагается примерно в 60 километрах от Курильска. Причем ехать вы будете 50 километров по грунтовой дороге, а еще 10 по берегу залива Касатка (что можно сделать только во время отлива). Связано это с тем, что аэродром строили еще японцы. Именно отсюда их истребители направлялись для бомбежки Перл-Харбора. Неподалеку от Курильска сейчас идет строительство нового аэропорта.

На Итурупе обычными считаются яркое солнце одновременно с потоками ливня и грозой, грохочущей в километре рядом… «Итуруп, Итуруп с рыбой чай, с рыбой суп» - так пели в свое время студенты, приезжавшие сюда работать на практику.

Несмотря на то что это самый большой остров в Курильской гряде, добраться до него довольно сложно. Сначала самолетом до Южно-Сахалинска, а потом или на теплоходе день-два, или, если благоволят погода и обстановка с билетами, еще раз по воздуху местными авиалиниями. Это одна из причин отсутствия на острове туристов с фотоаппаратами и случайных отпускников, ищущих легких приключений. Обычно сюда едут либо профессионалы по контрактам, либо местные жители, возвращающиеся с материка. Ну или осмелившиеся на такой поход настоящие мужчины.

ОСТРОВ-ПАРАДОКС
Он удивительный, сказочный, завораживающий и в то же время суровый и недоступный. Словно маленькая планета, на которой есть все. Огромные дышащие вулканы и небольшие сопки. Черно-белые пески с примесью титаномагнетита и непролазные болота. Бушующий Тихий океан и более спокойное Охотское море. А еще - холодные горные реки, теплые зеркальные озера, суровые скалы и радужные водопады. Кстати, самый большой водопад в России находится тоже здесь, на северной оконечности острова, и называется Илья Муромец. Здесь есть медведи и бесхвостые курильские коты - бобтейлы, дремучие заросли бамбука и - внимание! - целых 150 метров свежеуложенного асфальта в городе Курильске. Очень интересное ощущение испытываешь, когда ступаешь на него после месяца ходьбы по бездорожью - ноги сразу начинают гудеть с непривычки…

На Итурупе обычными считаются яркое солнце одновременно с потоками ливня и грозой, грохочущей в километре рядом…


РЫБНЫЙ РАЙ

Сегодня на Итурупе вылавливают примерно четверть от всего улова лососевых в Сахалинской области. Настоящий «рыбный Клондайк», национальное сокровище. И жизнь подавляющего большинства островитян напрямую связана с рыбой. Численность лососей поддерживается как естественным размножением, так и за счет искусственного воспроизводства, для которого на основных реках Итурупа построены рыборазводные заводы (ЛРЗ), ежегодно выпускающие миллионы мальков кеты и горбуши. Вот и целью нашей командировки-путешествия, помимо созерцания местных красот, было посещение одного из таких хозяйств - ЛРЗ «Скальный», расположенного в бухте Добрыня. Интерес чисто профессиональный: где, когда, чего, сколько. И знакомство с местной ихтиофауной, конечно. В частности, очень хотелось поймать гольца с красивым названием мальма.

ПО ОТЛИВУ
Усевшись поудобнее в Toyota Land Cruiser Prado года выпуска средней лохматости, в сопровождении местного охотника и старожила Бориса мы выехали из поселка Рейдово и помчались вдоль Белых Скал. Маршрут проходил по единственной дороге, точнее - по песчаному черно-белому отливу, вдоль охотоморского побережья в направлении северной части острова. С одной стороны - выщербленные ветром причудливые белые исполины из пемзы, покрытые сочной ярко-зеленой травой, а с другой - совсем недобродушное море, все время пытающееся дотянуться до машины. Место красивое, но не очень приветливое. Здесь уже было несколько случаев затаскивания приливной волной огромных полноприводных «Уралов» в зыбучий песок…

На Итурупе живет и работает почти семь тысяч россиян. День рыбака - один из самых главных праздников на острове

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
На острове Итуруп много прекраснейших мест, которые доступны и интересны для посещения: вулкан Баранского, естественные горячие источники, различные озера, выходы лавы на Янкито, Белые Скалы и Черный Камень около поселка Рейдово, артефакты Второй мировой войны японского происхождения. Однако, как бы ни хотелось поскорее это увидеть своими глазами, без подготовки отправляться туда не стоит, тем более самостоятельно. Путешествие на остров лучше организовать через туристические фирмы или знакомых. Гостиница есть только в городе Курильске. Цены в магазинах там в два раза выше по сравнению с московскими. Арендовать машину без предварительных согласований и помощи местных жителей практически невозможно.

ДВА МИРА
После благополучного прохождения опасного берегового участка добрались до Ветрового перешейка. Уже из названия ясно, чем он славится, однако уникален он тем, что представляет собой узкую полоску земли - всего семь километров, отделяющих Охотское море от Тихого океана. Когда оказываешься здесь, создается впечатление, что попадаешь в пространственно-временной портал. Будто это мостик между абсолютно разными стихиями. Вроде едешь по плотному песку, светит солнце, плещется море, кричат чайки. Потом вдруг пересекаешь слегка заболоченную поляну с сочным разнотравьем и безумным количеством насекомых. А покинув ее, совершенно внезапно переносишься в другой мир, мир Тихого океана. Причем он совсем не спокойный, а суровый, неприступный, даже жестокий и не прощающий ошибок. Постоянные морось, туман, сильнейший ветер, плохая видимость и огромные волны заставляют задуматься о безудержной силе природы и ничтожности человеческого бытия. В отличие от волн Охотского моря, Тихий океан сразу тянет все за собой и не оставляет никаких следов на берегу, утаскивая свою жертву в царство Нептуна.

Озеро Лебединое.
Собирать биологический материал для исследований в таком месте - настоящее удовольствие!

СЛЕДЫ ПРОШЛОГО
В первой половине прошлого века на Ветровом перешейке находился японский аэродром. Из-за постоянных туманов, которые до сих пор вяло текут со стороны Тихого океана по низине, обрамленной высокими сопками, его не было видно с воздуха. Это была одна из нескольких стратегических точек, откуда японские камикадзе взлетали на Перл-Харбор. Сопровождающая их авианосная эскадра базировалась неподалеку, в заливе Касатка. Вообще на Итурупе осталось много мест, напоминающих о былой войне. В том же заливе Касатка есть мыс Тоннельный, береговые склоны которого изрыты подземными ходами. По слухам, они ведут в секретную японскую военную лабораторию, где создавалось бактериологическое оружие.

ЧЕТВЕРО СМЕЛЫХ

Известен на весь мир залив Касатка и тем, что отсюда в 1960 году во время тайфуна от пирса оторвало и унесло в открытый океан военную баржу-танковоз. С четырьмя моряками на борту, которых в дальнейшем назвали четверкой отважных, - Асхатом Зигиншиным, Анатолием Крючковским, Филиппом Поплавским и Иваном Федотовым. Они 49 дней дрейфовали в открытом море безо всякой еды и боролись за свою жизнь, заглушая голод зубной пастой, мылом, кожаными ремнями и кирзовыми сапогами. Их обнаружил за тысячу миль от Итурупа американский авианосец «Кирсардж», спас и доставил в Сан-Франциско. В СССР четверку встретили как героев, наградили орденами Красной Звезды, о них был снят художественный фильм и написаны песни.

Золотая рыбка (она же терпуг зайцеголовый).
«Скромнее, дамочка, надо быть в выборе желаний…»

ОПАСНАЯ КРАСОТА
Вырвавшись вновь на побережье Охотского моря в местечке Парусное, мы были очарованы водопадом, низвергающимся с завораживающим грохотом. А затем промытая дождями дорога начала забирать в сопки. Поднявшись на более-менее ровное плато, мы оказались на еще одном заброшенном японском аэродроме, бодро проскочив который, уткнулись в кедрятник (кедровый стланик) - ощущения незабываемые!

Сделали остановку на озере Сопочном, удивительном своей глубиной до 50 метров и отдельно стоящими в бухте скалами Четыре Брата. Озеро находится между сопок и отделено от моря только узкой перемычкой суши. С точки зрения ихтиолога оно в первую очередь интересно неркой - ценной красной рыбой, отличающейся непревзойденным вкусом. Из 25 озер на Итурупе она водится лишь в трех, но два других - Славное, стиснутое вулканами, и Красивое, расположенное в кальдере потухшего вулкана, - практически недоступны для человека.

Полет горбуши.
Возвращаясь в родные реки из океана, лососи, преодолев множество трудностей, оставляют потомство и погибают…

Сказать, что дальше пошла дорога - значит, преувеличить на несколько порядков! Огромные провалы, броды, глина и острые скользкие камни, за которые невозможно зацепиться лебедкой. В итоге пробили левое переднее колесо на очень крутом спуске. Все разнервничались, так как сотовой связи там нет, машины практически не ездят, а медведей вокруг - как в зоопарке. Даже не рискнули тратить время на установку запаски, быстренько накачали колесо и рванули дальше…

КРУГОВОРОТ ИКРЫ В ПРИРОДЕ

Миновав очередной скальный утес, мы увидели небольшую бухту с маленькой речушкой, легко проходимой вброд. Это и оказалась Добрыня, к которой мы стремились. Итурупчане очень любят свой остров и спокойно могут сказать приезжему: «Понаехали тут…», но при этом остаются гостеприимными, открытыми, как говорится, «душа нараспашку». Узнав же, что приехала научная группа ихтиологов, нам сразу выделили вагончик для ночлега, мангал, дрова и, конечно, поделились нужной нам информацией по разведению лосося. Процесс выпуска молоди довольно-таки длительный и трудоемкий. Во время массового нерестового хода, продолжающегося с конца лета до середины осени, рыбаки вылавливают рыбу неводами. На ЛРЗ рыбоводы отбирают из улова производителей оплодотворенную икру. Ее инкубируют до момента вылупления личинок, которых затем подращивают всю зиму, подкармливая специальными составами. В конце весны, как только мальки достигают определенного веса, их выпускают в естественную среду обитания - реку возле завода. Скатившись в море, мальки проводят несколько лет далеко в океане. Вернуться на родину им отведено только для того, чтобы оставить потомство и погибнуть.

БУРАЯ КОМПАНИЯ
Ночь в бухте была абсолютно безоблачной и романтичной. Правда, романтика заключалась не только в созерцании природы, ярких звезд и огромной желтой луны, но и в присутствии косолапых «друзей» неподалеку от нашего ночлега. Утром мы это поняли, когда бодро побежали умываться к ручью и практически впритык наткнулись на одного из них. Благо рядом был пес, вовремя почуявший и спугнувший медведя.

ФАСТФУД ПО-КУРИЛЬСКИ
Обратный путь на большую землю был не менее увлекательным. Наш проводник показал, чем и как можно разжиться возле моря. Легким движением руки он бросил камень в воду и оглушил им горбушу. Через несколько минут собрались чайки и вытащили рыбину на берег. И он попросту отнял свою добычу у чаек. Затем завернул ее в листья лопуха, запек на углях и накормил московских гостей вкуснейшим деликатесом.

На пути к вулкану Баранского.
Подъем к нему труден, но все невзгоды забываются, когда перед глазами открывается такая красота!


ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Вы даже не представляете, какие виды нас окружали. Глядя на это буйство природы, которое невозможно охватить человеческим разумом, испытываешь абсолютную, какую-то необузданную и даже звериную свободу. Не могу объяснить, почему я, человек, посетивший разные уголки нашей безграничной Родины, безответно влюбилась в этот край. Вот такое получилось путешествие на остров Итуруп. Туда и обратно по следам бескрайней свободы…

Джига под водопадом.
Долгожданная прохлада в жаркий день. Однако вода настолько холодная, что ноги сводит уже через несколько секунд

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Попасть на Итуруп можно только с Сахалина. Есть два способа. Первый - воспользоваться авиарейсом из Южно-Сахалинска. Но при этом следует учитывать, что воздушное сообщение не регулярное и полностью зависит от погоды на острове. Да и дистанционно приобрести билет на самолет нельзя - только в аэропорту вылета.

Второй - отправиться морем на теплоходе «Игорь Фархутдинов», курсирующем из порта Корсаков до Итурупа дважды в неделю. Но он берет на борт 150 человек, и у местных жителей преимущество на посадку. И важный момент: для пребывания на Итурупе требуется пропуск на посещение погранзоны. Получить его можно у пограничников в Южно-Сахалинске, оформление занимает один день.


С 2000-х годов Россия "вернулась" на Курилы, начала их системно развивать. Сначала точечно, но в сравнении с полным параличом и разрухой 90-х это "небо и земля", — год от года возрастает темп. Была принята комплексная Федеральная целевая программа развития островов до 2015 года, предусматривающая системное строительство крупной инфраструктуры. Курилы вообще впервые в их истории лично посетил руководитель государства, тогда президент России Дмитрий Медведев, федеральные министры. В текущем 2013 году в Курилы будет вложено рекордное финансирование — почти 7 млрд руб. Из них в рамках федеральной целевой программы "Курилы" более 5,2 млрд руб., из которых 3,9 млрд руб. это средства федерального бюджета. Средства областного бюджета в рамках ФЦП и непрограммной части составят более 2,3 млрд руб., еще почти 450 млн рублей придется на внебюджетные источники. Кроме того, правительство Сахалинской области подписало соглашения с четырьмя госзаказчиками на открытие федерального финансирования в рекордно короткие сроки. Документы подписаны с Росавтодором, Минэнерго, Минрегионразвития, Росрыболовством. "Развитие Дальнего Востока является одним из приоритетов, безусловно, и Сахалин входит в число важный регионов. Поскольку финансирование не проводилось уже давно, то объем его теперь очень велик".

Но на Курильских островах уже много сделано. О сегодняшнем виде русских Курил мы приводим замечательный фото-репортаж пользователя tumanova , опубликованный в мае 2011 на ресурсе "Сделано у нас". С этого времени наверняка Курилы еще более позитивно изменились, ибо к ним, как и всему Востоку России как стратегическому региону приковано особое внимание первых лиц государства.

Мы от редакции "РН" будем рады и репортажам или наблюдениям, размышлениям Вас, наших читателей, возможно жителей Курил или кто бывал сейчас на Курилах. Пишите, делитесь.

ПОДРОБНО О НОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

Курильские острова включают 30 больших и множество мелких островов. Население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Население Курильских островов — 18 735 человек.

Объем действующей до 2015 года ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы" составляет 21 млрд рублей. Основная часть этой суммы выделяется из федерального бюджета. Также Сахалинская область планирует привлечь для развития Курил средства частных инвесторов. Частные инвестиции в экономику островов составляют сейчас миллиард рублей в год, а к 2015-му — возрастут до 6 миллиардов.

ОСТРОВ КУНАШИР

Остров Кунашир — самый южный остров Большой гряды Курильских островов. Население — около 8000 человек. Южно-курильск — административный центр Южно-Курильского округа.

Социальное жилье:

В августе 2012 г. в Южно-Курильске состоялась церемония вручения ордеров и ключей от новых квартир. 10-квартирный дом построен на средства областного и местного бюджетов по одной из областных программ:

Дом культуры (медико-просветительская экспедиция "Рубежи России", август 2010 г.):

Новый детский сад:

Порт Южно-Курильска:

Новый глубоководный причал:

Ввод в эксплуатацию современных глубоководных причальных комплексов на Кунашире и Итурупе выведет на качественно новый уровень транспортную инфраструктуру на Курилах и повысит качество жизни на островах.

Теплоход "Игорь Фархутдинов" впервые пришвартовался у нового причала (февраль 2011 г.):

На средства федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов и бюджета Сахалинской области идет строительство морского вокзала на территории построенного причального комплекса в Южно-Курильской бухте.

В этом здании кроме пассажиров будут располагаться различные службы — пограничный контрольно-пропускной пункт, таможенный пост, портнадзор, администрация и диспетчерская морского порта. Окончание строительства планируется в 2012 году:

Аэропорт "Менделеево". Аэродром был построен японцами, когда остров Кунашир ещё находился под управлением Японии и с тех пор практически не перестраивался. В 2006 г. был закрыт из-за полного износа инфраструктуры и разрушения взлётно-посадочной полосы. В ходе реконструкции, в рамках ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, были введены в эксплуатацию новый пассажирский терминал, рулевые дорожки, новый перрон, взлетно-посадочная полоса (ВПП), система посадки и светосигнальное оборудование:

На острове действует Менделеевская ГеоТЭС (геотермальная электростанция), которая обеспечивает остров теплом и электричеством. Энергия вулкана как источник тепла и света для человека — принцип работы этой станции. Ввод в эксплуатацию в 2007 г. II очереди станции обеспечил на 100 % потребность в тепле Южно-Курильска. Запланированная модернизация Менделеевской ГеоТЭС позволит увеличить ее мощность с 3,6 МВт до 7,4 МВт:

На о. Кунашир работают два рыбоперерабатывающих производства — ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат" и ООО "Дельта".

Южно-Курильский рыбокомбинат модернизировал свои производственные перерабатывающие линии. Вся рыба и морепродукты, выловленные своим собственным траловым флотом, доставляются на берег без потери качества. Комплексная смена из 25 человек успешно справляется с большими объёмами поступающего сырья:

В 2011 году на о. Кунашир были положены первые километры асфальта:

ОСТРОВ ИТУРУП

Остров Итуруп — остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага. Население — 6387 человек. Курильск — административный центр острова.

В п. Курильск в последние годы построен современный микрорайон "Северный". В его черте планируется возвести большой дворец культуры и спорта, под крышей которого разместятся спорткомплекс, бассейн, дом культуры и другие учреждения:

В 2006 году на острове был запущен современный рыбоперерабатывающий комплекс "Рейдово":

Шесть камер воздушной заморозки обеспечивают выпуск 74 тонн готовой мороженой рыбопродукции в сутки:

На о. Итуруп так же расположен рыбоперерабатывающий цех "Ясный",оснащенный единственным в своем роде морозильным тоннелем для воздушной заморозки рыбы,позволяющим непрерывно замораживать 210 тонн готовой рыбопродукции в сутки. Имеется икорный цех, где изготавливают 3 тонны икры в сутки. Кроме этого, посольный цех производительностью 25 тонн в сутки и холодильник мощностью 2300 тонн единовременного хранения:

Работает еще несколько рыбопромышленных предприятий, самые крупные из которых — "Скит", "Буг", "Континент".

На острове уже построены здания Курильской средней школы на 250 учащихся, а также современная центральная районная больница на 50 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену.

Новая больница:

Спортивный комплекс:

Работы по благоустройству:

В феврале 2012 г. сданы в эксплуатацию два 8-квартирных дома:

Новый аэропорт "Итуруп" располагается на солнечной стороне острова, что позволит беспрепятственно добираться до острова даже в непогоду. Увеличенная взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км будет принимать все типы самолетов, эксплуатирующиеся в регионе:

Рядом с Курильском расположен геотермальный источник с радоновыми водами:

Несколько лет назад источники представляли собой два бетонных чана для засолки рыбы, в которых и принимали ванны отдыхающие, не забывая при этом усеивать окрестности битым бутылочным стеклом. Благоустроила геотермальные источники компания "Гидросторой":

ОСТРОВ ШИКОТАН

Остров Шикотан — самый крупный остров Малой гряды Курильских островов. Малокурильское — административный центр острова. Население — около 2100 человек.

На средства федеральной программы уже возведен и эксплуатируется глубоководный пирс в Малокурильской бухте на Шикотане, а в соседней бухте Крабозаводской на том же Шикотане близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования - собственных средств ЗАО "Гидрострой" и областного бюджета.

Рыбоперерабатывающий комплекс "Крабозаводск" оснащен самым современным оборудованием.

Мощность цеха позволяет ежесуточно принимать и обрабатывать до 300 тонн рыбы-сырца:

Новый детский сад на 70 мест (2010 г.):

Новая школа (2006 г.):

На всех островах — Итурупе, Кунашире и Шикотане идёт строительство систем топливообеспечения:

ОСТРОВ ПАРАМУШИР

Остров Парамушир — один из островов Северной группы Большой гряды Курильских островов. Население — около 2500 человек. Северо-Курильск — административный центр и единственный населённый пункт острова:

Рыбный порт и рыбокомбинат — основные производства Северо-Курильска:

Новые дома (до этого жильё в Северо-Курильске не строилось 20 лет):

Дизельная электростанция, обеспечивающая электричеством Северо-Курильск, теперь размещается в новом здании:

Фермерское хозяйство, которое поставляет на местный рынок свежие овощи. Здесь работает свыше 30-ти человек:

День рыбака — один из главных праздников на Курильских островах:

Перевозка грузов и пассажиров на острова осуществляется теплоходами "Игорь Фархутдинов" и "Марина Цветаева":

P.S. Конечно на Курильских островах далеко не всё так радужно и позитивно,как выглядит на этих фотографиях. Я собрала здесь только новые или отремонтированные объекты. Кроме крупных,по меркам Курильских островов населённых пунктов, есть и совсем небольшие поселения, где, тем не менее тоже живут люди. Но так как программа развития островов принята до 2015 года и положительная тенденция очевидна,то есть все основания верить,что во всех населённых пунктах всех 4 обитаемых Курильских островах будут достойные условия жизни.

P.S. : Курилы и Япония. Сложная тема. Известный путешественник и блоггер Илья Буяновский , побывавший на Курилах, пишет в своем замечательном посте о самом южной точке островов архипелаге Хабомаи: "Отвечаю заранее: местные жители категорически против передачи островов Японии. И незачем такие офигевшие глаза делать: от нас до Японии много тысяч километров, от них — несколько десятков. Им-то уж точно лучше знать, где бы они предпочли жить".