Эстония        19.07.2021   

Остров Хоккайдо, Япония: описание, подробная информация, интересные факты и отзывы. Японские острова. Остров Хоккайдо Остров отделенный от хоккайдо

Немногие японцы, и еще меньше туристов забираются так далеко на север, в Хоккайдо - последний рубеж Японии. А жаль, ведь широкие просторы и удивительная природа запросто составят конкуренцию даже «главному» острову Японии - Хонсю . По форме немного напоминающий расплющенную голову кальмара, Хоккайдо делится на четыре основные области: До-нан (южный), До-о (центральный), До-хоку (северный) и До-то (восточной).

Погода в Хоккайдо

Территория Хоккайдо занимает одну пятую часть суши Японии, однако из-за почти «сибирского» холода, окутывающего остров с ноября по март, здесь проживает лишь 5 % населения страны. И, как ни парадоксально это звучит, зима является популярным периодом для путешествий. Туристы приезжают на Хоккайдо, чтобы покататься на лыжах или сноуборде, посмотреть на замерзшие воды в портах Вакканая и Ребуна или насладиться ледовой скульптурой Юки Мацури.

Как добраться на Хоккайдо

Сэйкан, самый длинный железнодорожный туннель в мире, - единственное связующее звено между Хоккайдо и главным островом Японии Хонсю. Добраться на Хоккайдо можно на поездах через туннель, а также на пароме и самолете. Единственный способ добраться на остров на машине - воспользоваться одним из многочисленных автомобильных паромов.

Поиск авиабилетов в город Саппоро (ближайший а/п к Хоккайдо)

На самолете

Аэропорт в Саппоро является единственным международным хабом Хоккайдо. Тем не менее он обслуживает лишь ограниченное количество международных рейсов (в Гонконг, Тайбэй, Гаосюн, Шанхай, Пекин, Сеул и Пусан), поэтому большинству прибывающих приходится лететь транзитом, например, через Токио или Осаку. Так, рейс между Токио и Саппоро с точки зрения потенциала и количества вылетов в день считается самым «заполненным» в мире.

Аэропорт Хакодате и другие небольшие аэродромы Хоккайдо также предлагает прямые рейсы во многие крупные города Японии. Например, есть несколько международных рейсов, в основном из Сеула и Тайбэя, в аэропорты Асахикава и Хакодате.

На поезде

Раньше Хоккайдо был связан с Хонсю сетью высокоскоростных поездов «Синкансэн», но сейчас их отменили, и самым популярным вариантом является ночной поезд из Токио со спальными вагонами.

Альтернативой служат скоростные экспрессы Hokuto и Super Hokuto, курсирующие между Аомори и Хакодате (время в пути 2 ч, стоимость 5000-7200 JPY в одну сторону). По линии ходит по девять поездов в день. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

На пароме

Из Хакодате паромы отправляются в северные порты: Тохоку, Аомори и на полуостров Симокита. Отару соединен паромным сообщением с Майдзуру (около Киото) и Сеулом. Томакомай соединяется с Акитой, Ниигатой, Цуругой, а иногда и с Майдзуру. Из Вакканая есть паромы в Россию. Паромы, как правило, популярны среди путешествующих на автомобиле.

Транспорт Хоккайдо

Благодаря своим огромным размерам и многочисленным отдаленным островкам Хоккайдо имеет развитую сеть местных авиаперевозчиков. Основные региональные компании - JAL и ANA. Многие рейсы турбовинтовых самолетов выполняются из крошечного аэропорта Окадама, расположенного в центре Саппоро.

Железнодорожная сеть Хоккайдо по японским меркам достаточно ограниченна, хотя ее с лихвой хватает для путешествий между крупными городами. Тем не менее, чтобы добраться до многих интересных достопримечательностей, например национальных парков Хоккайдо, потребуется либо положиться на редкие и дорогие автобусы, либо арендовать автомобиль, либо испытать судьбу, передвигаясь автостопом.

  • Между Саппоро и Хакодате (3,5 часа, 7100-9700 JPY) курсируют удобные экспрессы Hokuto и Super Hokuto;
  • между Саппоро и Асахикава (1,5 часа, 3800-4600 JPY) - Super White Arrow,
  • между Саппоро и Обихиро (3 часа, 5200-7200 JPY) - Tokachi,
  • между Саппоро и Кусиро (4 часа, 7800-10 400 JPY) - Super Oozora,
  • между Саппоро и Вакканай (5,5 часа, 9600-12400 JPY) - Super Soya, Sarobetsu и Rishiri.

На Хоккайдо действует проездной «Джэйару Хоккайдо», позволяющий пользоваться услугами «Японских железных дорог» в пределах острова, а также путешествовать на автобусах этой компании.

Экономичный, но медленный и менее удобный вариант - автобусы, охватывающие те районы Хоккайдо, куда невозможно добраться на поезде. Так называемые «спальные» автобусы отправляются из Саппоро во все уголки острова. Автобусы ходят редко, и их расписание следует заблаговременно проверять, чтобы не оказаться в затруднительном положении.

С апреля по сентябрь Хоккайдо - рай для велосипедистов. На острове оборудовано множество велосипедных дорожек, а основные дороги снабжены широкими тротуарами.

И, наконец, самый удобный способ передвижения по малонаселенным районам Хоккайдо - на арендуемом автомобиле. Этот вариант особенно хорош при посещении некоторых национальных парков или термальных курортов острова. Зимой нужно быть особенно осторожными: в это время года на Хоккайдо действуют значительные ограничения скорости до 80 км/ч.

Хоккайдо

Популярные отели Хоккайдо

Кухня Хоккайдо

На Хоккайдо стоит попробовать волосатых крабов, королевских крабов и вкуснейшие суши. Кроме того, здесь производится большая часть молочной продукции Японии, и на востоке острова можно столкнуться с ее «неожиданными» применениями - карри с сыром или супом с лапшой и сливочным маслом. А как насчет мороженого со спаржей, кукурузой или чернилами каракатицы? Все это можно попробовать только на Хоккайдо!

Устрицы из озера Аккеси, морские гребешки из Саромы и морские ежи, выловленные на северо-западном побережье, считаются лучшими морепродуктами в Японии.

Развлечения и достопримечательности Хоккайдо

Для многих путешественников Хоккайдо ассоциируется с многочисленными национальными парками, предлагающими почти неограниченные возможности для туризма.

Национальные парки

В центральной части острова находится крупнейший в Японии национальный парк Дайсецудзан , основной достопримечательностью которого является вулкан Асахидакэ (2290 м) с выделяющимися на его склонах горячими газами. А в южной части парка расположен популярный горнолыжный курорт Фурано.

Национальный парк Акан , расположенный в восточной части Хоккайдо, привлекает тремя своим озерами со сверкающей прозрачной водой. По реке Кусиро, протекающей по территории парка, организуются групповые сплавы на каноэ (9500 JPY). На курортах Каваю (неподалеку от озера Кусшаро) и Акан-Кохан (на озере Акан) можно понежиться в ваннах с горячей термальной водой.

Расположенный на полуострове Осима на юге Хоккайдо Квазинациональный парк Онума охватывает территорию в 90 кв. км. Онума, основанный в 1958 году, - самый маленький парк Хоккайдо. Он известен в основном благодаря 126 островкам, разбросанным по одноименному озеру. В парке можно арендовать байдарки и гребные лодки.

По берегу озера разбросано множество горячих источников, а доминирует над всем этим великолепием вулкан Комагатакэ (1131 м).

Национальный парк Сирэтоко , покрывающий территорию одноименного полуострова северо-восточной части Хоккайдо, в 2005 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сирэтоко является одним из самых отдаленных районов Японии. Пять озер, расположенных в нескольких минутах ходьбы друг от друга и соединенных тропинками, а также красивейший водопад Камуивакка - вот, пожалуй, и все основные достопримечательности парка.

Саппоро

В столице острова, городе Саппоро, стоит попробовать белый шоколад, который производится только на шоколадной фабрике Хоккайдо; продегустировать пиво в музее пива; прогуляться по парку Одори и подняться на смотровую площадку телебашни Саппоро (90 м), откуда открывается прекрасный вид на город.

Активный отдых

Самый северный из четырех основных островов Японии, Хоккайдо открывает путешественнику множество возможностей для катания на лыжах, походов, катания на мотоциклах и велосипедах, рафтинга, плавания на каноэ, рыбалки и наблюдения за птицами. Хоккайдо хорош как для веселья, так и для расслабляющего отдыха, со своей захватывающей ночной жизнью и роскошными горячими источниками.

Составленное при российской императрице Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства », включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и остров Хоккайдо . Причина — этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное населениеайны (белый народ) — по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными. С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке. Так, что Россия может потребовать у японцев Хоккайдо

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии. И более того — христиане правоверного толка!

Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами.
Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.
Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос.

Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией ».
Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой маленьких островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока.

Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась после аварии на АЭС Фукусима. Ну а раз так, то и безвозмездная передача островов в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность.
Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной и практикой в подобных делах.
Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Тем более, что военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе дадут лишний повод к подписанию Японией мирного договора с Россией.

Можно вспомнить и о мнении народа и провести референдум или хотя бы опрос ВЦИОМ о том, согласны ли люди с решением Никиты Хрущева «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства». Наш народ безошибочно чувствует, что землю отдавать нельзя никогда. Ответом будет категорическое «нет». Телеканалы и агентства проинформируют мир о воле россиян.
Если официальные государственные структуры начать такую кампанию по дипломатическим соображениям не могут, это может сделать одна из неформальных патриотических организаций. Государство же поддержит инициативу.
Именно так порой действуют американцы, называя это государственно-частным партнерством.
Чем Россия хуже? Навсегда снять проблему принадлежности Курильских островов, «затроллив» предварительно Токио медийными и дипломатическими атаками, — достойная задача для такой практики. Лозунгом кампании могли бы стать слова: «Хоккайдо — русский остров! »

АЙНЫ

В отличие от привычного вида людей монголоидной расы со смуглой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице - айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы

Второй по величине остров в Японии, Хоккайдо, с одной стороны, типично японский край, в котором человек живет в мире с окружающей природой, развивая при этом традиционные промыслы и высокие технологии. В то же время Хоккайдо по-своему экзотичен - его территории расположены на самом севере Японии, а потому зимы здесь снежные, а солнце проглядывает в среднем семнадцать дней в году. Кроме того, на острове образовалось первое в пределах Японии, хоть и недолго прожившее, демократическое государство.

ЗЕМЛЯ АЙНОВ

На Хоккайдо тысячелетиями жил народ айнов, которому впоследствии пришлось бороться с японцами за право жизни на родных землях.

Первоначальное заселение японского острова Хоккайдо произошло примерно двадцать тысяч лет назад. Тогда здесь проживали айны - один из древнейших народов Японских островов. Однако история освоения Хоккайдо по-прежнему хранит в себе немало загадок: ведь первое упоминание острова, известное ученым в наши дни, появилось на страницах японского письменного памятника «Хон секи», датированного восьмым столетием. Существует распространенная теория, по ней остров Ватаришима, о котором идет речь в летописи, и есть Хоккайдо, названный так только в 1869 г.

Местные жители занимались охотой и рыбной ловлей, а торговые связи с другими островами позволяли им обеспечивать себя рисом. Также айны покупали у соседей железо.

Однако их мирной жизни суждено было закончиться в XIV-XV вв., когда японцы стали расширять сферы своего влияния. Постепенно они начали заселять полуостров Осима, расположенный на юго-западе Хоккайдо, что было агрессивно воспринято айнами. Напряженность в отношениях народов переросла в войну, которая закончилась в 1475 г гибелью вождя айнов. Японские воины не захватили владений побежденных, но получили привилегированные права на торговлю с коренными жителями острова.

В период расцвета княжества Мацумаэ, основные территории которого были расположены на острове Осима, Хоккайдо стал частью владений местных правителей. С того момента на острове с новой силой разгорелась многолетняя борьба между японцами, предъявлявшими свои права на территории, и коренными жителями земель. Восстания айнов происходили вплоть до второй половины XVIII в., но они не приносили никаких результатов: перед лицом возможного нападения русских с запада японцы уверенно удерживали стратегически важный остров.

На протяжении года (1868/1869 г.), когда Япония была охвачена войной Босин (конфликтом между сторонниками феодального правительства под руководством династии Токугава и представителями движения в поддержку императорской власти) на острове Хоккайдо существовала независимая республика Эдзо. Она была провозглашена после военного поражения сил Токугава: на Хоккайдо переселились тысячи военных, которые в результате первых в истории Японии выборов избрали главу новой республики - адмирала Эномото Такэаки.

Впрочем, император недолго терпел самоуправство на своих территориях, и 20 марта 1869 г к берегам острова был направлен военный флот Последовавшая вскоре битва разрешилась не в пользу бежавших воинов: республика Эдзо была упразднена, а ее президент был осужден на отбывание тюремного срока.

В 1882 г Хоккайдо был разделен на три префектуры: Хакодате, Саппоро и Немуро. Четырьмя годами позже остров был объединен в одну префектуру, которая к 1947 г была равна другим японским префектурам.

Тяжелым испытанием для Хоккайдо стали последние годы Второй мировой войны. В 1945 г его территории подверглись бомбежке, в результате которой сильно пострадали более семидесяти городов и деревень.

Остров Хоккайдо расположен значительно севернее остальных территории Японии, что обуславливает резкие отличия климатических условий. Особенно это заметно во время холодной и снежной зимы: на севере острова прекращается работа водного транспорта из-за сильных ветров и опасности плавучих льдов в Охотском море.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Жителям Хоккайдо удается гармонично сочетать развитие промышленности и сельского хозяйства с работой по сохранению природы острова.

Хоккайдо расположен на севере Японии, и берега его выходят х Японскому и Охотскому морям, а также к Тихому океану. На полуострове Немуро - области Хоккайдо - расположена крайняя восточная точка Японии, мыс Носаппу-Саки. По своей площади остров занимает 21-е место в мире, а по численности населения - 20-е (однако в последние годы на Хоккайдо возникают серьезные проблемы сокращения населения).

Примерно половину территорий острова занимают горные хребты, которые тянутся вдоль центральной оси Хоккайдо с севера на юг, в то время как прибрежные земли представлены преимущественно равнинами.

Огромные пространства (более 70%) на острове Хоккайдо занимают леса. Многие лесные области находятся под государственной охраной: здесь расположены шесть национальных парков, пять квазинациональных парков, а также двенадцать префектурных природных парков. Общая площадь их составляет примерно 10% площади Хоккайдо.

Климат на Хоккайдо влажный континентальный, и он отличается немного более низкими температурами на протяжении года, чем в других областях Японии. Зимы здесь долгие, холодные и снежные, зато летом на острове нет привычного для японских земель зноя, а потому в летнее время повышается популярность городов Хоккайдо среди японских туристов из других префектур. Правда, по приблизительным подсчетам, солнечных дней в году на Хоккайдо насчитывается всего около семнадцати, в то время как снежных и дождливых дней в году здесь примерно 272.

Впрочем, особые погодные условия не мешают жителям Хоккайдо заниматься сельским хозяйством, притом довольно успешно. На землях острова выращиваются соя, картофель, морковь, лук и злаки. Традиционная для японских плантаций культура - рис - здесь практически не культивируется.

В целом остров Хоккайдо играет немаловажную роль в экономике Японии. Наряду с сельским хозяйством на острове построена развитая промышленность. Здесь добывается железная руда, каменный уголь, производится оборудование (в том числе для АЭС). Традиционно так сложилось, что прибрежные города префектуры также служат для соседних земель источником свежей рыбы (особенно лососевых) и морепродуктов. Несмотря на большое количество предлагаемых вакансий в промышленных компаниях, большинство местных жителей работают в сфере услуг (этот сектор составляет около трех четвертей ВВП Хоккайдо). Обьемы импорта здесь значительно превышают объемы экспорта.

С юридической точки зрения остров Хоккайдо входит в состав территорий одноименной префектуры. Она также включает в себя и маленькие острова Рисири, Окусури и Ребун. Помимо этого, по версии японских властей, в состав префектуры входят и некоторые острова группы Курильских островов.

Крупнейший город острова - Саппоро, расположенный на западе Хоккайдо и являющийся административным центром одноименной префектуры. Он же является пятым по величине городом во всей Японии. Здесь сосредоточены многочисленные индустриальные предприятия, в том числе специализирующиеся в области высоких технологий, пищевой промышленности, производства бумаги. Саппоро еще и популярный курорт, на острове имеется множество горячих источников, что способствует развитию туризма.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В Саппоро с 1859 г. действует миссия Русской православной церкви, силами которой был возведен один из старейших в Японии православных храмов - церковь Воскресения Господня. С 1983 г она причислена к культурным достояниям Японии.

■ Помимо землетрясений, жителям Хоккайдо угрожают вулканические извержения: на территории острова насчитывается пять активных вулканов.

■ По площади остров Хоккайдо приблизительно равен территории Австрии.

■ Саппоро известен ежегодным Снежным праздником. Впервые он был проведен в 1950 г., и тогда он представлял собой небольшую выставку снежных фигур, созданных любителями. Однако масштабы со временем росли, и теперь праздник проводится одновременно на трех площадках, в нем на равных принимают участие профессиональные скульпторы и новички.

■ На территории Хоккайдо есть множество горячих источников. Самый интересный из них - Дзигокудани, или Долина Ада. Столь зловещее название область получила из-за многочисленных гейзеров, периодически взмывающих над землей. Большие любители искупаться в геотермальных водах местных источников - японские макаки. Здесь их нередко можно встретить в зимний период.

■ Айны, когда-то составлявшие основное население острова Хоккайдо, прежде жили и на территориях России, в частности на юге Камчатки, на Сахалине и Курильских островах. Отличительная черта айнов - европейская внешность. В наши дни в Японии проживает около тридцати тысяч потомков айнов, однако за многие столетия они успели ассимилироваться с японцами.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Саппоро: часовая башня Саппоро - одна из немногих сохранившихся на Хоккайдо построек конца XIX в. в американском колониальном стиле; бульвар Одори - одна из центральных улиц города; Ботанический сад - он сохранил часть леса, росшего на месте Саппоро; телевизионная башня (147 м) Саппоро; парк Накадзима; гора Мойва - 8 км от Саппоро; Музей пива (бывшая сахарная фабрика);
■ Хакодате: Пятибастионная крепость (1864 г.); церковь Воскресения Господня; монастырь Корюдзи; монастырь Хигаси-Хонгандзи, католическая церковь Момомати;
Национальные парки: Акан, Сиретоко, Кусиро-Сицугэн, Тайсеиудзан, Сикоцу-Тоя, Рисири-Ребун;
Квазинациональные парки: Онума, Абашири, Хидака;
■ Префектурный природный парк Аккеши.

Атлас. Целый мир в твоих руках № 92

Променад Одори в Саппоро - одна из самых привлекательных послевоенных городских инноваций Японии - протянулся с востока на запад на целую милю, это прямой и широкий зеленый бульвар с цветочными клумбами, сиренью, кленами и фонтанами по осевой линии. В первую неделю февраля здесь проходит всемирно известный Фестиваль снега в Саппоро. Скульптуры из снега и льда в исполнении корпоративных, профессиональных и любительских команд очень сложны и часто очень велики.

Саппоро славится во всей Японии своим пивом. Производство его в 70-х гг. XIX в. наладил один немецкий пивовар, оценивший преимущества окружающей местности для выращивания хмеля. Пивной сад на северо-востоке центральной части города - прекрасное место для дегустации его фирменного напитка.

Краткая экскурсия по острову

Озеро Сикоцу, занимающее вулканический кратер в 26 км к западу от аэропорта Читозе, - одно из самых живописных на юге Хоккайдо мест для любителей походов и кемпингов. Ежегодно, начиная с мая, здесь отличная лососевая рыбалка. От культуры айнов на Хоккайдо осталось немного, однако недалеко от курортного города Ноборибецу есть Сираой - воссозданная деревня айнов, где представители этого народа демонстрируют свое мастерство в национальных формах искусства и ремесел. Великолепный Музей айнов, открытый при содействии европейских и американских антропологов, предлагает посетителям яркую экспозицию по истории коренных обитателей Японских островов.

На Хоккайдо много национальных парков. Заповедный Национальный парк Сиретоко на крайнем северо-востоке внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и привлекателен своими черными скалами, девственными лесами и богатством животного мира.

Давно у меня была такая мечта, побывать на всех четырёх главных островах Японии. И последним оставался северный остров, Хоккайдо. По разным причинам у меня всё никак не получалось туда добраться. Но сейчас это наконец свершилось, и вот я еду на Хоккайдо, в его столицу, город Саппоро. Это восемь часов от Токио на поезде!

Попав на Хоккайдо, я понял, что здесь всё устроено не совсем так, как в более привычной мне центральной Японии. Огромные незабитые людьми просторы, горные пейзажи и холода - вот что можйно ожидать на этом северном острове.

1. На Хоккайдо ходят новенькие Хоккайдо синкансэны - они, . А эти ещё и зелёные!

2. В этих составах в добавок к обычным "зелёным" вагонам (это что-то типа бизнес-класса), есть ещё так-называемый Гран-класс, по иерархии это скорее как первый на самолётах. Правда по уровню комфорта он скорее похож на обыкновенный . Не могу себе даже представить, сколько стоит такой билет. Обыкновенный "эконом" от Токио до Саппоро обходится в $240 в каждый конец! Хорошо, что JR-Pass покрывает эти поездки.

3. Японцы постоянно развивают свою сеть супер-экспрессов, протягивая её по всей стране. Вот и Хоккайдо синкансэн - штука новая. Его запустили только в Марте 2016 года.

4. Совсем недавно праздновалась его первая годовщина.

5. А ещё, Хоккайдо синкансэн не столько ходит по Хоккайдо, сколько на него. Первая же станция на острове является конечной для этих экспрессов. Чтобы попасть с одного острова на другой, синкансэн проезжает через 54-километровый тоннель под проливом Цугару. Рельсы находятся на глубине 100 метров под морским дном!

6. На этом синкансэне мы доехали до городка по имени Хокадате, и решили немного осмотреться, прежде чем двигать дальше в Саппоро.

7. Здесь появлению синкансэна очень рады, эти зелёные экспрессы встречаются везде. Кажется они даже заменят предыдущий символ города - кальмаров. По всей Японии строительные барьеры держатся на весёлых зверушках, а тут для этих целей используют синкансэн!

8. Привокзальная площадь - просто огромная парковка.

9. Хакодате город прибрежный, портовый, и по утрам здесь работает рынок морепродуктов.

10. В продаже крабы, кальмары, морские ежи, и прочие непонятные дары моря. Всё это вчера "ещё бегало".

11. Макс купил осьминога на палочке. Говорит, вкусно было.

12. Вид на бухту. Когда-то американцы заставили японское правительство открыть с ними торговлю. Японцы подумали-подумали, и выбрали Хакодате, как место, куда будет разрешён вход американских кораблей. На тот момент голландцы уже выбили право торговать на юге, в Нагасаки. Власти не хотели, чтоб иностранцы появлялись в более центральных частях Японии, и специально выбирали для такой торговли удалённые от Токио и Киото порты, чтобы уменьшить влияние извне.

13. В тротуар вмонтированы указатели на достопримечательности. Тут вам железнодорожный вокзал, и старые кирпичные склады.

14. Эти склады были построены для торговли с иностранцами, они чем-то напоминают портовые здания в нью-йокрском Ред Хуке.

15. Сегодня тут магазины и кафешки, это одно из мест, которые в Хакодате предлагают посмотреть туристам.

16. Вид от этих складов на залив. Вдалеке красуются горы. В Хакодате очень сильный ветер, и почти нулевая температура сейчас, в середине апреля. Так что долго находиться на улице неприятно.

17. Пойдём внутрь, в склады. В одном из магазинов наткнулся на матрёшек! Русский след налицо. Смотрите, тут даже есть Чебурашка с Геной!

18. За соседним прилавком очень много ушастиков из моего детства. Приятно видеть, что ! Правда попадается он всё как-то дальше от центра.

19. А вот, рядом со складами настоящая изба из брёвен. Что это? Как она сюда попала? Непонятно, внутри было закрыто.

20. В Хакодате сохранились старые деревянные дома. Наверное в городе есть и храмы, но нам не попадались, это вам не Киото.

21. В общем это довольно стандартный японский городок. Тут есть свой дизайн люка (потом покажу), а на улицах, .

22. А ещё в Хокадате полно , которые получают различные льготы в обмен на малые габариты.

23. Но самое главное, в городе ходит трамвай! Мне даже обидно стало. , а тут, даже в такой дыре - вот пожалуйста. Снова стало обидно за Нью Йорк, где все трамваи в XX веке выпилили.

24. Странная надпись по-английски в кабине: "У водителя есть ручка и блокнот, для общения." Это что, он на ходу писать должен?..

25. Ладно, погуляли по Хакодате, и пора дальше в Саппоро. Нам предстоит ещё где-то три часа ехать вот таким поездом. Он дизельный, чего редко встретишь в центральной Японии, но тут на Хоккайдо ещё не до конца электрифицировали пути. По планам Хоккайдо Синкансэн дотянется до Саппоро лишь к 2031 году!

26. Наши соседи. Они развернули два кресла лицом друг к другу, устроив себе небольшой отсек.

27. Пейзаж за окном. В Токио и , а тут на севере страны ещё лежит снег.

28. Местами огромные сугробы попадаются!

29. А вдалеке - красивые заснеженные горы. На Хоккайдо, как и в остальной Японии гор много.

30. Ближе к побережью снег успел растаять. Проезжаем бескрайние поля, с теплицами. Интересно, что здесь выращивают.

31. Панели солнечных накопителей. По сравнению с другими частями Японии в Хоккайдо просторно, можно и электричество пособирать.

32. Берёзки за окном! Матрёшки, Чебурашка, изба, а теперь ещё и берёзки! Хоккайдо явно любит всё русское!

33. Большую часть дороги поезд идёт вдоль морского берега. Когда здесь построят синкансэн, он будет срезать дистанцию с помощью тоннелей - до 75% пути будет под землёй. А пока красиво.

34. Правда мы неверно выбрали сторону вагона, нашим соседям повезло больше. На будущее будем знать, из Хокадате в Саппоро надо садиться справа. Назад - слева.

35. Облака и горы. Скоро закат.

36. Ну красота же!

37. Иногда мы проезжаем небольшие городки. На Хоккайдо домики в таких поселениях попроще, чем